Открытый урок литературы на тему "…Этот мир очарований, этот мир из серебра". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели:

  • Приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через осознание индивидуальностей поэтического мира поэтов, пробудить интерес к личностям этого периода, показать многогранность в творчестве поэтов, связь поэзии с живописью и музыкой;
  • Развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтические произведения, способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников, развивать творческие способности;
  • Воспитывать внимательное, бережное отношение к искусству.

Оборудование: репродукции полотен М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, М. Шагала, К. Петрова-Водкина; записи музыкальных произведений С.Рахманинова; портреты художников, поэтов; рефераты, газеты по творчеству поэтов “Серебряного века”; выставка книг.

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент.

Жизнь…
Она короткая такая.
Только вспыхнув,
Меркнет…
И тогда
В небе
Тихо-тихо
Угасает
Чья-то отгоревшая звезда.
У поэта
И звезда иная.
Жизнь его –
родни судьбе комет –
Мчит во тьме,
Полнеба озаряя,
Оставляя в наших душах след…
Абдулхак Илбаев

1. Вступительное слово учителя.

– Посмотрите вокруг себя… Так необычно все, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. И не случайно наш сегодняшний урок я начала словами известного башкирского поэта Абдулхака Илбаева. И мне хотелось бы, чтобы в душах каждого из вас остался след под названием “поэзия”.

II. Изучение темы урока.

– Поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Но поэты предчувствовали будущее. А говорить мы сегодня будем и о музыкантах, и о художниках. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры. Я произношу слова: “Серебряный век”. И повторяю снова: “Серебряный век”.

1. Составление ассоциативной цепочки.

– Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, металл, мгновение, недолговечность, прозрачность, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса…

– Звуковой облик слов “Серебряный век” создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.

2. Беседа.

– Каковы хронологические границы этого периода, отмеченного необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства? (1890–1917 гг.)
– Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу “Серебряного века”?
– Кем было впервые предложено это определение? (Мало кто знает, что это определение принадлежит русскому философу начала ХХ века Николаю Бердяеву. Этим словосочетанием он назвал короткий период, когда Россия переживала невероятно интенсивный интеллектуальный подъем. По словам Бердяева, “это было опьянение творческим подъемом, новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров”.)
– В каком году это название закрепилось за русской поэзией? (1933 г, статья Н.Оцупа.)
– Наша первая учебная ситуация состоит в том, чтобы определить каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

3. Ученики выступают в роли историка, искусствоведа.

– Послушаем историка.

Ученик-историк: На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX века пришел период социальных, политических потрясений.

1890-е – начало эпохи экономического роста.

1894 – начало царствования Николая II.

С 1902 – массовое создание политических партий.

1903 – II съезд РСДРП

1904-1905 – русско-японская война.

1906 – создание I Государственной Думы; Аграрная реформа Столыпина.

1914 – начало Первой мировой войны.

1917 – Февральская революция, октябрьская революция.

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декаденство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма…

Декаденство (лат. Decadentia– упадок) явление в культуре конца XIX – начала ХХ веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Модернизм (фр. Modern – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений.

… Одинокий человек, стоящий перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, Бога не может стать героем романа Гончарова или драмы Островского. Только поэтическое слово способно выразить его внутренний мир.

Ученик-искусствовед: Настроения нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников. Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки музыки композиторов этой эпохи…

Учитель: Обратимся к творчеству Михаила Врубеля, к творчеству человека, обладавшего высоким поэтическим даром.

Именно поэтому ему так удавались сказочные образы. Картины Врубеля производят впечатление глубокой таинственности, а его живопись представляется игрой драгоценных камней… Врубель настолько индивидуален и глубиной своего содержания, и своей техникой, что трудно представить произведение, похожее на его творчество.

Михаил Александрович родился в г.Омске в семье военного (1856 г.). Заканчивает Петербургскую Академию, занимается восстановлением фресок, создает цикл эскизов для росписей собора, создает целый ряд замечательных портретов. Мне хотелось бы заострить ваше внимание на картине “Демон поверженный” (Демон – злой дух, дьявол в христианстве).

Искусствовед: Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только нами названы более трех преобладающих цветов, которым еще “нет названия” и которые служат лишь знаком (символом) того, что таит в себе Падший: “И зло наскучило ему”. Громада Лермонтовкой мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля.

…Снизу ползёт синий сумрак и медлит затоплять золотом и перламутром. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное… Врубель-вестник, весть его о том, что в сине-лиловую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени. Всё собралось, всё переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опалённые крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое создание его невозможности..

Учитель: Обратите внимание на картину В. Борисова-Мусатова. К сожалению, известность и подлинное признание, премии пришли к художнику, как это нередко случалось с выдающимися личностями, только после его смерти. Обратим внимание на иллюстрацию “Признаки”.

Искусствовед: В красочных симфониях Борисова – Мусатова нашла отражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов. Атмосфера безмолвной грусти царствует в “Признаках”. В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом – полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец. О магической двойственности сцены говорят и странные белые фигуры. Они на лестнице то ли оживают в неверном свете, то ли процессия признаков медленно скользит в сад своей зелёной жизни…

Искусстововед II: Важнейшее свойство эпохи – лирическое преображение всех видов искусства. В начале ХХ в. принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. Художники новой, поэтической эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.

Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготеющих к исторический достоверности и социальной содержательности опер Мусоргского и Чайковского наступила эпоха Скрябина и Рахманинова…

Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством человеческого духа живопись, почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатству мира искусства.

Учитель: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир-космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобнее стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Чтобы отразить нападки противников, поэты объединились в литературные группировки.

1) Бальмонт
2) Брюсов
3) Белый
4) Блок
1) Гумилёв
2) Ахматова
3) Мандельштам
4) Хлебников
1) Северянин
2) Каменский
3) Маяковский
 

4) Создадим вторую учебную ситуацию. Вслушаемся в голоса поэтов начала века. Вспомните имена поэтов и строки произведений, в которых отразилось их понимание своего предназначения.

Ученик – Бальмонт: Константин Бальмонт родился в дворянской семье. Был исключён с юридического факультета Московского университета за участие в студенческом движении. Первый сборник стихов вышел в 1890 году. В десятилетие 1895–1905 гг. был самым известным из русских поэтов. Жил за границей, вернулся в Россию. Вновь эмигрировал в 1921, жил, сильно нуждаясь, во Франции, где и умер.

Чтение наизусть стихотворения “Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…”

Ученик – Мандельштам: Чтение наизусть стихотворения “Молчание”.

Ученик – Хлебников: Велимир Хлебников родился в Астраханской губернии, сын учёного-натуралиста. Учился в Казанском и Петербургском университетах, курса не закончил. В печати дебютировал в 1908 году. Вёл страннический образ жизни, редко завершал свои работы и мало заботился об их сохранности. В печать его стихи обычно готовили и сдавали друзья. Скончался от тифа в Новгородской губернии.

Чтение наизусть стихотворения “Еще раз, еще раз, Я для вас звезда…”

Учитель: Работа с таблицей.

– Что же объединяло таких разных поэтов?

Все они поэты-современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России; все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, их сближает и беззаветное поколение искусству, преданное служение ему…

5) Следующая учебная ситуация.

По данным автобиографическим заметкам определить поэта.

Вслушаемся в голоса поэтов. Ваша задача – угадать о ком идёт речь. Постарайтесь увидеть живое лицо конкретного человека за каждым рассказом.

Брюсов – ученик: С младенчества я видел вокруг себя книги и слышал разговоры об “умных видах”… От сказок, от всякой чертовщины меня усердно оберегали. О религии в нашем доме и помину не было. Учился я сначала в частных гимназиях Москвы, потом в университете. Писать я начал очень рано. Я довольно хорошо знаю французский и латинский языки, сносно итальянский… Так странно слышать, как вы через столько лет читаете мои стихи. Вы столь уверены в себе, вы готовы мне открыть истину обо мне. Чтение наизусть стихотворения “Мучительный дар”.

Белый о Брюсове: Он являл собой удивительное равновесие, у него было лицо человека, затаившего в себе великую страсть. Это она огублила его ресницы, очертила белки глаз, заострила уши. Он не поэт – мечтатель, а поэт – чародей…

Гумилёв – ученик: Ещё мальчишкой я увлекался зоологией и географией, дома завёл разных животных: белку, морских свинок, белых мышей. Я побывал в Африке три раза, и в общей сложности провёл в этой стране почти два года; ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переплывал через реку с крокодилами…

И, подобно Дон Жуану, этот сухощавый , изящный и чопорный человек, которого нельзя было назвать красавцем, был покорителем женских сердец. И каких сердец!

В него влюблены утончённейшие из утончённых, умнейшие из умных, прекраснейшие из прекрасных; и он постоянно в кого-то влюблён.

И лишь одна любовь преследует его всю жизнь – великая и безнадёжная.

Чтение наизусть стихотворения “Она”.

И. Северянин – ученик: Молодой человек 26лет. Истинный поэт, полный надежд, мечтающий о славе. Самоуверенный, имеющий основания считать себя первым поэтом России. Жил в Петербурге. Любил музыку, часто посещал консерваторию. Получил образование в Реальном училище. Жизнь Северянина разделилась, распалась на два периода: русский и зарубежный. Счастливый и яркий период молодости, громкой славы, творческих поисков сменяется периодом безвестности, не– востребованности, нищеты. Перед нами как бы две судьбы, два человека, совершенно не похожих друг на друга.

Чтение наизусть стихотворения “ Двусмысленная слава”.

Учитель: – О чём стихотворение поэтов? (О трагическом одиночестве, о роли поэта, о любви.)

III. Итог урока и домашнее задание.

Слово учителя: Русская поэзия серебряного века прошла большой путь в очень сжатые сроки. Поэзия серебряного века забрасывала свои семена в будущее.

Общую судьбу поэтов “Серебряного века” обозначила М. Цветаева в стихотворении 1925 года, посвящённом Б. Пастернаку:

Расселили нас, как орлов –
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили – расстреляли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.

“Серебряный век” не забыт. Голоса тех, кто олицетворял его название, чьё творчество стало символом этой эпохи, принадлежат человечеству и вечности, это верный знак того, что жизнь продолжается.

Великий итальянский поэт Петрарка завещал написать на его могильной плите такие слова: “Здесь его нет, ищите его среди живых”. Действительно, настоящие поэты никогда не уходят из жизни – они всегда с нами. Я желаю, чтобы поэзия “серебряного века” сопровождала вас всех в этой нелёгкой жизни.

Домашнее задание: подготовить сообщение о жизненном пути А. Блока; подготовить кроссворды о жизни, творчестве любимого поэта.