Литературная игра как одно из условий развития уровня образования

Разделы: Литература


Проблема приобщения детей к чтению уже несколько лет не теряет своей актуальности. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» прямо указывается: «Возрастающий кризис конструктивных идей и знаний в российском обществе… усиливается резким снижением у населения России интереса к чтению. Современная ситуация с чтением в России характеризуется как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» [1].

Данные о детском чтении таковы:

  • Любят читать: младшие школьники – 43%, старшие – 17%.
  • Не любят читать: младшие – 8%, старшие – 17%.
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя – 10% школьников.
  • Читают только развлекательную литературу – 40 % учащихся.
  • Читают познавательную литературу – 21 %.
  • Читают для самообразования – 10 % школьников [2].

Как сформировать у ребёнка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить тенденцию к снижению уровня чтения. Считаю, что работа по формированию квалифицированного читателя, по пропаганде художественной книги не должна заканчиваться форматом урока. Сохранить мотивацию к чтению у учащихся возможно, используя литературные игры во внеурочное время.

В основе развития интереса у ребёнка всегда лежала игра. В игровой форме можно строить уроки, проводить литературные конкурсы и игры. В средней школе литературная игра остаётся одной из самых интересных форм вовлечения ученика в мир книг.

Задачи литературных игр:

  • Формирование и развитие у учащихся интереса к книге, к чтению;
  • Повышение техники чтения как следствие постоянной работы с книгой при подготовке к литературной игре;
  • Выявление и развитие творческого потенциала школьников;
  • Воспитание литературного вкуса.

За несколько лет были разработаны сценарии литературных игр для всех параллелей среднего звена. В статье хотелось бы остановиться на литературной игре по роману Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ» с использованием ИКТ для параллели 7-х классов. В ней принимало участие 4 команды по 5 человек.

Цели игры с учётом введения новых ФГОС ООО:

Образовательные:

  • Создание условий по организации деятельности учащихся, направленных на формирование информационной компетентности; на приобретение навыков работы с различного рода источниками информации; на умение систематизировать и обрабатывать извлечённую информацию.
  • Расширение активного и пассивного словаря обучающихся.

Развивающие:

  • Создание условий по организации деятельности учащихся, направленных на формирование коммуникативной компетентности; на приобретение навыков продуктивной групповой коммуникации: умению договариваться внутри группы о правилах обсуждения, умению развивать и уточнять идеи друг друга, умению кратко и точно излагать свои мысли.
  • Развитие памяти, образного мышления, воображения обучающихся.

Воспитательные:

  • Воспитание у учащихся потребности в чтении художественной литературы, в частности приключенческой литературы.
  • Воспитание бережного отношения к книге.
  • Понимание ценности совместной деятельности «учитель – ученик», «библиотекарь – ученик», «ученик – ученик.

Оборудование: Листы с заданиями для групп, презентация в формате Windows XP Microsoft Office 2007 PowerPoint, позволяющая познакомить обучающихся с фактами биографии Р. Л. Стивенсона и помогающая организовать конкурсную часть игры, материалы для жюри, грамоты и призы для победителей.

Этапы игры:

  • Организационный, на котором происходило знакомство с командами, составом жюри, предоставлялось вступительное слово учителю литературы и заведующему библиотекой.
  • Основной (игровой), где учащиеся знакомились презентацией о творчестве Р. Л. Стивенсона, участвовали в конкурсах: «Угадай героя», «Удивительные вещи героев», «Конкурс капитанов».
  • Рефлексивный, на котором подводились итоги и назывался победитель игры.

Очевидно, что роль хороших книг в воспитании человека очень высока. Игра способствует формированию познавательного интереса, может вызвать у учащихся желание взять в библиотеке ещё книги на данную тему или того же автора, по произведениям которого проводилась игра. Правильно учитывая потребности ребят в игре, сочетая различные приёмы, учитель – предметник превращают игру в действенное средство руководства чтением детей. А подобные внеклассные мероприятия общешкольного масштаба могут сделать очень многое для претворения в жизнь пунктов национальной программы поддержки и развития чтения.

Список использованной литературы:

  1. «Национальная программа поддержки и развития чтения»
  2. Ветрова Т.В.// Литература (ПС). -2011. №3. – С. 8-9.

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3