Литературно-музыкальная композиция к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "Страницы мятежной жизни"

Разделы: Литература


Литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Цель: Расширить знания учащихся и открыть своеобразие Лермонтова как поэта и человека, непохожего на предшественников и современников.

Задача урока: показать внутренний мир поэта.

Оборудование: мультимедийная установка.

На экране портрет юного Лермонтова.
Звучит мелодия ноктюрна №1 Шопена..

История русской и мировой классической литературы богата трагическими судьбами писателей и поэтов всех времен и народов. Участь Лермонтова может быть причислена к самым трагическим и в то же время и к самым блистательным.

Великий талант, титанические способности в сочетании с творческой волей и целеустрмленностью обещали подарить России гения, равных которому она еще не знала.

Как человек, не терпевший в людях пошлости, он страдал и задыхался среди великосветсткой пустоты и армейской ограниченности. Как творец, он не знал пощады ни к своему времени, ни к самому себе. Рефлексия, присущая Лермонтову, довольно скоро превратилась в его уникальный художественный метод.

Звучит 2часть сонаты №2 Л.Бетховена.
Один из портретов Лермонтова. Портрет Д.Г.Байрона.

Восемнадцатилетним юношей он писал:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране…

Коротка лермонтовская жизнь. Прожил поэт всего 26 лет, несколько месяцев не дожил до 27. Родился Лермонтов в 1841 году 15 октября. Был убит на дуэли в 1841.

Если одним словом определить характер поэта, так чтобы оно раскрыло личность и осветило творчество, то единственно верным будет слово – любящий.

Свое “хочу любить” он пронес через всю жизнь – от детских лет до роковой даты 15 июля 1841 года, когда выстрелом в упор были убыты он и его любовь.

Любовь – тема не новая в литературе. Но Лермонтов первый внес в любовное стихотворение боль сердца, раненного общественной неправдой. Любовь, по Лермонтову, – высокая проверка человека. Призыв к проявлению могучих душевных сил. В 16 лет он пишет такие строки:

Не верят в мире многие любви:
И тем счастливей: для иных она
Желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга или виденье сна.
Я не могу любовь определить.
Но эта страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
И отучить не мог меня обман.

Звучит мелодия ,например, ноктюрна №13 Ф.Шопена. Его драматические интонации оттеняют драматизм событий.
Портрет Н.Ф.Ивановой.

Цикл стихов к Наталии Ивановой отразил юношескую страсть Лермонтова. Здесь та е беспокойная любовь в соединении с протестом против пошлости окружающего света. В сердце поэта – любовь и надежда, его же возлюбленная легкодумна, немного коварна. В способности и готовности любимой женщины уважать его высокие чувства, Лермонтов пишет прямое и гордое прощальное стихотворение.

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет. Ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай : мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоим улыбкам и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней,
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может. Мыслию небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец?
Я горд – прости – люби другого,
Мечтай любовь найти в другом; -
Чего б то ни было земного,
Я не соделаюсь рабом.

То, что пережил молодой Лермонтов в эти годы, было поиском сердца, мечтанием. Каким же вышел он из поединка страстей? Разочарованный, обманувшийся, оскорбленный поэт. Но после обманчивых снов ждала поэта любовь, которая не оставляла его никогда и ушла из жизни вместе с жизнью поэта.

Звучат изящные звуки сонаты №11 Моцарта. Они помогают лучше понять романтическую натуру Вареньки Лопухиной.
“Портрет Варвары Лопухиной” акварели Михаила Лермонтова
.

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

Имя ее – Варвара Александровна Лопухина. В романе “Герой нашего времени” ее зовут Вера.

Портрет Лермонтова в гусарском мундире.

В 1837 году Лермонтов заканчивает Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров и становится офицером лейб-гвардии Гусарского полка в Петербурге. До этого большая часть жизни прошла в Москве, которую поэт хорошо знал и любил. “Москва – моя родина и всегда ею останется. Там родился родился, там много страдал и там я был чрезмерно счастлив”, – это слова из одного из писем.

Московский Дом-музей М.Ю.Лермонтова, где он жил с бабушкой в 1828–1832годах. Виды Москвы 19 века.

Москва, Москва!...люблю тебя как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!

Картина лермонтовского друга князя Григория Гагарина.
“Бал у княгини М.Ф.Барятинской”.

Петербург был другим, он был сух, циничен и жесток. Перед гвардейским офицером Михаилом Лермонтовым, богатым наследником, открывались двери светских гостиных. Поэт получает возможность близкого з с высшими кругами столицы. Лермонтов быстро увидел то, чего не мог не увидеть.

Ты светом осужден. Но что такое свет?
Толпа людей, то злых, то благосклонных,
Собрание похвал незаслуженных
И стольких же насмешливых клевет.

Звучит тихая музыка к драме Лермонтова “Маскарад” А.И.Хачатуряна.

Вскоре после производства в офицеры он начинает писать драму “Маскарад”. Снимает маски с петербургского высшего света и обнажает пустые души. Вот сцена двух масок, под которыми встречаются баронесса Штраль и князь Звездич.

КНЯЗЬ

Ты Маска умная, а тратишь много слов!
Коль знаешь ты меня, скажи, кто я таков?

МАСКА

Ты! Бесхарактерный, безнравственный, безбожный.
Самолюбивый, злой, но слабый человек;
В тебе одном весь отразился век,
Век нынешний, блестящий, но ничтожный.
Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей.
Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь;
Людей без гордости и сердца презираешь,
А сам игрушка тех людей.

Лермонтовская пьеса была решительно запрещена цензурой как произведение, “порочащее свет”, клеветническое. Три раза представлял Лермонтов в цензуру свою пьесу, и три раза был ответ: отказ.

Портрет Николая Первого кисти Ораса Верне 1830.
Звучит мазурка к драме Лермонтова “Маскарад” Хачатуряна.

Еще один факт. Появление в печати в 1840 году стихотворения “Как часто, пестрою толпою окружен” вызвало ярость императора Николая Первого! Причины? Николай Первый очень любил маскарады. Пристрастие самодержца к фавориткам были притчей во языцех. На новогоднем маскараде в Большом театре 1 января 1840 года император был в своей обычной роли. Можно легко представить себе его состояние, когда в стихотворении с пометкой “1 января” царь прочел такие строки:

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки…

Николай 1 отлично понял, в кого метил Лермонтов, это и явилось причиной его ярости. Лермонтов попал в поле зрения императора сразу же после “Смерти поэта”. Молодой офицер не только обличал палачей “Свободы, Гения и Славы”, стоящих у трона “жадною толпой”, но и грозит им “ Божьим судом”!

Неслыханная дерзость! Согласно одной из легенд, прочитав стихи Лермонтова, царь досадливо пробормотал: “ Этот , чего доброго, заменит России Пушкина”.

Сохранилась личная пометка царя Николая 1: “Приятные стихи, нечего сказать. Пока я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться , не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону”.

СОСЛАТЬ! 25 февраля 1837 года: “Корнета Лермонтова перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк ”, что стоял на Кавказе. Слава и первая ссылка на Кавказ пришли одновременно.

Звучит музыка прелюдии № 6 Шопена.
Картины Кавказа, написанные Лермонтовым. Портрет Лермонтова в бурке.

Кавказ занимал особое место в биографии поэта. В одной из юношеских тетрадей он сделал такую запись: “Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли мое детство; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той торы все мечтаю об вас да о небе”.

К счастью, первая ссылка продолжалась недолго. Поэт с детства любил Кавказ, этот край свободы и чести. На Кавказе развертывается действие многочисленных произведений Лермонтова, стихотворных и прозаических.

К 1840 году поэт, уже завладевший умами читающей публики, превратился для царя в источник постоянного раздражения и скрытой угрозы. Благо снова подвернулся повод сослать Лермонтова с глаз долой. За дуэль с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом поэт вновь едет на Кавказ на сей раз уже в Тенгинский пехотный полк, расположенный в одном из самых опасных пунктов войны с горцами.

Не имея никакого желания участвовать в уничтожении горцев, Лермонтов, как офицер, все-таки вынужден был принимать участие в боевых действиях. В журнале боевых действий “чеченского отряда” есть запись. “Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля. Но офицер этот исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы” . Это был тот самый бой, который описан в стихотворении “Валерик”.

Небольшая горная речка, светлая, мягко плещется в галечные берега, вьется по неглубокому руслу, а название зловещее : Валерик – речка смерти.

Война – трагедия. Вот отрывок из описания сражения:

И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной, и битва утомили меня),
Но мутная волна
Была тепла, была красна

В “Валерике” устами лирического героя он выскажет свое отношение к войнам:

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!...небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?”

Впереди всего один год жизни. Лермонтов проведет его в походах и сражениях. Смерть будет ходить за ним по пятам. Но он не погибнет в бою: у него другая судьба. Еще раз бабушка Елизавета Алексеевна добьется для него разрешения приехать в Петербург. Как мгновение, пролетит трехмесячный отпуск . В последний раз его обнимут друзья, провожая на Кавказ.

Звучит ноктюрн №13 Шопена или финал второй части прелюдии до диез минор С. Рахманинова.
Портреты Лермонтова кисти разных художников.

В апреле 1841 года, за четыре месяца до убийства поэта, Владимир Одоевский подарил Лермонтову чистый альбом формата небольшой книги в коричневом сафьяновом переплете. На альбоме надпись “Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам, и всю исписанную”.

“Возвратил сам”, – все понимал Одоевский. Военная служба оказалась для Лермонтова ловушкой. Император Николай 1 лично позаботился, чтобы “поручик Лермонтов непременно состоял налицо во фронте, и чтобы начальство отнюдь не осмеливалось ни под каким предлогом удалять его от фронтовой службы в своем полку”.

15 июля 1841 года на склоне горы Машук, недалеко от Пятигорска, Лермонтов был убит на дуэли. Увы, заинтересованных в объективном расследовании обстоятельств гибели опального писателя не нашлось.

Последним в альбоме Одоевского осталось стихотворение “Пророк”.

С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
Правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья…

Дальше шли чистые страницы. Всего четыре года отделяют стихотворение “На смерть поэта” от гибели Лермонтова. Всего четыре года зрелого творческого пути, но эти годы определили направление русской поэзии, дали народу произведения, без которых трудно представить себе русскую литературу.

Звучит вальс А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова “Маскарад”.
Зрительный ряд – фотографии памятников Лермонтова.

Вереницей идут года,
И не видно их черты конечной.
Лермонтов… Он с нами навсегда.
В строй живых записан он навечно!
…Это жизни дни его вернулись,
Он в нее хозяином вошел
Именем библиотек и улиц,
Пароходов, институтов, школ..
В книгах – трудным временем
проверен,
В ярком блеске добрых,
смелых глаз,
Он – живой, – не памятником
в сквере
Вновь и вновь рождается для нас.