Литература
-
Урок литературы по теме "Гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"". 8-й класс 2014
Урок является итоговым в изучении данного произведения и проводится в форме семинарского занятия. Во время урока школьники учатся выделять проблему и доказывать её актуальность, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать, выполнять тестовые задания, развивать речевые навыки, воспитывать чуткость к образной стороне литературного произведения. В содержание урока входит блиц-опрос обучающихся, анализ эпизодов повести, краеведческий материал, связанный с биографией А.С. Пушкина, работа по теории литературы.
-
Открытый урок по литературе на тему«Басня И.А.Крылова "Свинья под дубом"» 2014
Цели урока: проверить знания учащимися басен И.А.Крылова; повторить жанровые особенности басни; закрепить знания понятий, характерных для басни; формировать умение отличать жанр басни от других жанров; учить пользоваться планом анализа произведения; находить и характеризовать персонажей; выразительно читать по ролям; учить понимать иносказательный смысл басни и ее мораль.
-
"Детство, опаленное войной" (технологическая карта урока). 5-й класс 2014
Урок направлен на формирование личностного восприятия учащимися тех событий, которые описываются в лирических произведениях Симонова и Твардовского. Изучаются характеристики героев в произведении А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Учащиеся овладевают такими приёмами работы с текстом, как: понимание, выразительное чтение, анализ и интерпретация.
-
Тема урока: «В гостях у сказки…» 2014
Урок предназначен для проведения в 5-м классе после изучения темы «Сказки» с использованием сингапурской методики. Урок предполагает повторение особенностей сказок как одного из жанров народного творчества. Использование элементов сингапурской методики поможет более эффективно провести урок, расширяя познания учащихся в этом жанре, также поможет развить творческие способности детей.
-
Интегрированный урок литературы и истории по теме "Уникальное место – Архаринская писаница" 2014
Предлагается продуктивная и интересная форма организации интегрированного урока литературы и истории: составление экскурсионного маршрута «Уникальное место – Архаринская писаница». Работа двух групп: историков и литераторов позволит изучить историю Писанного камня, который расположен в верховьях реки Архара. Экскурсия состоит из 7 остановок: «Грибовка – село староверское», «Татаканское селище», «Дыды – горный хребет», «Голубой ключ», «Писаный камень – тайные письмена», «Привал у древнего дерева».
-
Внеклассное мероприятие "Час мужества" 2014
Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся по литературе в системе работы учителя 2014
В статье описываются возможные варианты организации исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются творческие работы по различным предметам в учебное и внеучебное время, в том числе и по литературе, которые предполагают различные виды деятельности школьника и учителя.
-
Литературно-музыкальная композиция по произведениям М.Ю. Лермонтова «Прощание с Петербургом» (к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова) 2014
В нашем спектакле мы с ребятами предположили, как мог пройти последний день пребывания Лермонтова в Петербурге перед отъездом в ссылку на Кавказ. Ребята творчески подошли к воссозданию эпохи, а это было не просто, все-таки XIX век…
-
Урок-проект "Мои любимые русские народные сказки". 5-й класс 2014
Данный проект ориентирован на расширение знаний о русских народных сказках, воспитание любви к чтению. Проект предоставляет возможности для раскрытия творческих способностей учащихся в различных сферах: написание и редактирование текстов, создание иллюстраций, придумывание рекламы, публичное выступление, подготовка фотографий. В подготовке проекта принимают участие все ученики класса без исключения.
-
Урок-проект "Мультфильм? Мультфильм по басням И.А.Крылова". 5-й класс 2014
Урок общеметодической направленности с применением технологии дифференцированного подхода в обучении учит выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы. Урок способствует развитию творческих способностей учащихся, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, самодиагностики результатов обучения при совместном создании мультфильма и подготовке презентации-рекламы.
-
Литературная викторина "Черная курица, или Подземные жители" 2014
Разбор произведения в форме игры позволяет заинтересовать детей, досконально изучить его содержание. После проведения таких викторин дети могут очень быстро ответить на любой самый замысловатый вопрос по тексту. При такой форме подготовки, ребята замечают и запоминают то, на что при простом чтении они никогда бы не обратили своё внимание. Если подойти к проведению игры творчески, то это станет незабываемым событием в вашей школе.
-
Педагогическая мастерская по произведению Даниила Гранина и Алеся Адамовича "Блокадная книга". Тема "Листая страницы истории блокады Ленинграда" 2014
Педагогическая мастерская по произведению Даниила Гранина и Алеся Адамовича "Блокадная книга" - это модель занятия, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой в данной мастерской является творческая деятельность педагогов и учащихся. А диалог позволит высказать свое понимание происходящего.
-
Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна (на примере рассказа «Гранатовый браслет») 2014
Занятие направлено на изучение рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». В ходе занятия студенты знакомятся с историей создания рассказа; составляют синквейн к понятию «любовь»; характеризуют образы персонажей; определяют понятие «любовь» с точки зрения героев рассказа; с помощью дискуссии составляют мнение о главном герое Георгии Желткове.
-
Заключительный урок в проекте по литературе в 7-м классе по теме «Традиционное и новаторское в пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка» 2014
Цель урока: показать воздействие фольклора на развитие русской литературы, принципы использования устного народного творчества писателем, найти элементы новаторства.
-
Победа добра над злом в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 5-й класс 2014
Цель урока: закрепить понятия структурные элементы сказки, виды сказок, тема, «идея», «герой», сравнительная характеристика; комплексный анализ текста; сопоставительная характеристика литературных персонажей; уметь правильно определить идею сказки и ее воспитательное значение; совершенствовать навыки работы с текстом.
-
Запечатленные мгновенья - страницы поэзии и живописи Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. 7-й класс 2014
Цель урока: обзорно познакомить учащихся со стихотворениями Ф.Т. Тютчева и А.А. Фета, показать, что дарование этих поэтов с особой силой раскрылось прежде всего в пейзажно-философских размышлениях.
-
Я родом из детства. 7-й класс 2014
Бинарный (интегрированный) урок в 7-м классе построен на диалоге о Добре и Зле. Материалом для обсуждения на уроке стали сказка А.Экзюпери «Маленький принц» и повесть М.Горького «Детство». Авторы урока посчитали возможным соединить невозможное: «свинцовые мерзости жизни» и красивую сказку о Добре и Любви.
-
Дидактический материал к урокам литературы в 11-м классе по теме "Серебряный век русской поэзии" 2014
Предложенный дидактический материал представляет собой карточки с текстами стихотворений поэтов Серебряного века и заданиями к ним, связанными с восприятием и анализом поэтического произведения. Карточки могут быть использованы на вступительных уроках по темам «Особенности русской литературы рубежа 19–20 веков», «Мир поэзии Серебряного века», «Поэтические течения на рубеже веков», а также на уроках по творчеству И.А. Бунина, В.Я. Брюсова, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, К.Д. Бальмонта и др. поэтов.
-
Элективный курс для учащихся 10–11-х классов "Введение в литературоведение: основные понятия. Основы анализа художественного произведения" 2014
Курс предназначен для учащихся 10–11-х классов филологического и социально-гуманитарного профиля, направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности. Задачи курса нацелены на развитие у учащихся навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом, навыков написания сочинений различных жанров: эссе, этюд, критическая статья.
-
Урок литературы по теме "Философско-этические проблемы "ершалаимских" глав романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и их евангельская основа" 2014
В основе данного проблемно-развивающего урока лежит вопрос: «Есть ли что-то, что объединяет роман, признанный православной церковью еретическим, с Евангелием»? Идея урока и его цели реализуются за счет использования широкого перечня методических приемов, логично ведущих к решению поставленных задач. Урок способствует межличностному и межкультурному диалогу, реализует межпредметные связи, формирует навыки поиска нужной информации.
-
Ранняя лирика В.В.Маяковского («Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!»). 2014
В статье изложен материал, посвященный ранней лирике В.В.Маяковского. Более подробно рассмотрено стихотворение "Послушайте!", так как оно является одним из самых изучаемых произведений в школьном курсе литературы.
-
Урок литературы по теме "Уроки французского" – уроки жизни. 6-й класс 2014
Задача урока: сформировать навык анализа художественного произведения, мотивов поведения главных героев; умение анализировать художественное произведение с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики, умение высказывать собственное отношение к произведению, героям, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
-
Тема Родины в поэзии А.А. Блока. 11-й класс 2014
Предлагается сравнить взгляды историков и поэта, выстроить ассоциации со словами Русь и Россия (собственные и блоковские), прослушать аудиозаписи прочтения стихотворений А.А. Блока и определить: что значит любовь к Родине, почему великие поэты всегда обращаются к этой теме.
-
Сценарий литературного праздника "Живые страницы" 2014
Цель внеклассного мероприятия – привитие интереса к предмету литературы как виду искусства. В ходе подготовки и проведения праздника стимулируется развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся. Используя силу воздействия театрального искусства, художественного слова, встреч с интересными людьми, решается задача формирования личности учащихся, нравственных убеждений, патриотизма, воспитывается интерес к предмету.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы 2014
Данная публикация является методической помощью учителю в подготовке учащихся к урокам литературы в 5–6-х классах.
-
Урок литературы по теме "Вера в торжество силы, добра и красоты". 7-й класс 2014
Урок литературы в 7-м классе дает понятие о стихотворениях в прозе, знакомит с идейно-художественными и жанровыми особенностями “Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева; учит анализировать произведения малого жанра; воспитывает чувство прекрасного; развивает эмоциональную сферу, образное мышление.
-
Викторина «Узнай героя фольклорного или литературного произведения». 6-й класс 2014
Викторина составлена для учащихся, оканчивающих 6-й класс. В неё вошли отрывки из произведений фольклора и художественной литературы, изучаемых в 5–6-х классах. Викторина выявляет внимательных читателей.
-
Изучение вступления в поэму А.С. Пушкина «Медный всадник» в 7-м классе 2014
В статье показано, как можно организовать работу учащихся на основе углубления в смысловое, нравственное, эмоционально-эстетическое содержание ключевых слов-образов художественного текста. Текст статьи – репортаж, по которому можно проследить логику урока, найти заинтересовавшие фрагменты беседы с учениками, стоит обратить внимание на вопросы и задания, находящие отклик у семиклассников, выделить для себя наиболее излучаемые текстовые моменты.
-
Урок-суд над Печориным. Ролевая игра (итоговый урок по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9-м классе) 2014
Урок построен в форме ролевой игры - суда. Алгоритм построения урока предполагает предварительную подготовку учащихся, выполняющих роли судьи, прокурора, адвоката и основных героев произведения: Печорина, Бэлы, Грушницкого, княжны Мэри, Вернера, Максима Максимыча, Вернера, Азамата, Казбича, Веры. Урок включает элементы театрализации. В ходе урока учащиеся прослеживают развитие характера Печорина, объясняют его поступки, их социальные и психологические мотивы, осмысливают идейный замысел романа М.Ю. Лермонтова.
-
Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны". 11-й класс 2014
Урок активизирует знания учащихся о Великой Отечественной войне, дает понятие о роли искусства (поэзии) в годы тяжелых испытаний для страны. Цель: закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны.