Бинарный урок по теме "Двадцать тысяч лье под водой" Жюля Верна как научно-фантастический роман"

Разделы: Литература


Форма урока: бинарный урок литературы и географии.

Цели:

  • познакомить учащихся с жанром научно-фантастического романа; закрепить навыки работы с картой;
  • развивать умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать навык учебного сотрудничества в классе (работа в парах, групповые формы взаимодействия);
  • воспитывать  чувство дружбы и товарищества.

Формы организации деятельности учащихся:

  • работа в группах;
  • индивидуальная работа;
  • коллективная работа.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • презентация к уроку «Путешествие с Жюлем Верном»;
  • глобусы;
  • настенная карта мира;
  • тексты романа;
  • контурные карты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие учащихся.
Звучит шум прибоя, учитель декламирует: (слайды презентации)
«Море — это всё! Оно покрывает собою семь десятых земного шара. Дыхание его чисто, животворно. В его безбрежной пустыне человек не чувствует себя одиноким, ибо вокруг себя он ощущает биение жизни».
«Море не подвластно деспотам. На поверхности морей они могут ещё чинить беззакония, вести войны, убивать себе подобных. Но на глубине тридцати футов под водою они бессильны, тут их могущество кончается!»
Кто автор этих строк?  (Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»)

II. Мотивация

– Надеемся, вы еще не успели забыть радости и волнения вашего путешествия в водные глубины с капитаном Немо. И вот колокол «Наутилуса» вновь приглашает вас в путь. Впереди вас ждут опасности, трудности и, конечно, новые знания.
Сейчас мы отправимся в необычное путешествие. Мы собираемся побить все рекорды Жюля Верна.
– За сколько дней один из его героев объехал вокруг света, заключив пари? (За 80 дней.)
– А мы совершим кругосветное путешествие за 45 минут.

Просмотр видеофрагмента из фильма «Капитан Немо».

– Какова цель путешествия героев? (Во второй половине 19 века на глаза мореплавателей стал попадаться необычный объект, превосходящий кита скоростью и размерами. Газеты, а за ними и учёные, заинтересовались неизвестным животным. Вскоре была снаряжена экспедиция с целью его  поимки.)
– На каком судне они  отправляются в путь? («Наутилус»).
– «Наутилус» – это большая субмарина с острым бивнем на носу, ярким фонарём и мощным электрическим двигателем.
А в  каком  состоянии  находилась  подводная  навигация,  когда  Жюль  Верн задумал свой роман?

Сообщение ученика, увлекающегося историей технических открытий и научной фантастикой.  (Приложение 1)

III. Формулировка темы и задач урока

Цель этапа: развитие умения самостоятельно формулировать тему и определять задачи своей работы.

– Перед героями разворачиваются чудеса Индийского и Тихого океанов, южных и северных морей. Они высаживаются на Южный полюс, путешествуют по морскому дну, охотятся в подводных лесах и сражаются со страшными представителями водной стихии.
– К какому жанру вы отнесете этот роман? (К научно-фантастическому)
– Сформулируйте исходя из этого тему урока, используя опорные слова:
«Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна…. (научно-фантастический роман).
Какова цель путешествия героев? (Во второй половине 19 века на глаза мореплавателей стал попадаться необычный объект, превосходящий кита скоростью и размерами. Газеты, а за ними и учёные, заинтересовались неизвестным животным. Вскоре была снаряжена экспедиция с целью его  поимки.)
А какова наша задача? Обратите внимание на тему урока.
Опорные слова:  выявить особенности….(научно-фантастического романа).
– Для того, чтобы совершить путешествие, что необходимо знать? (Уметь ориентироваться на местности, читать географические карты).
– Исходя из ваших ответов, сформулируйте нашу задачу, используя опорные слова:

Закрепить…. (навыки работы с картой).

IV.  Сведения о капитане нашего корабля

– Вы, конечно, догадываетесь, что капитаном на сегодняшнем уроке может быть только сам Жюль Верн. 

Прием «Инсерт».

Давайте поработаем с текстом. Читаем и делаем пометки: Что я знал, что узнал, что заинтересовало или вызвало вопросы.

Жюль Верн — знаменитый французский романист, по праву занимающий достойное место в истории мировой культуры. Главный труд его жизни — огромная серия книг «Необыкновенные путешествия», включающая 64 романа и два сборника повестей и рассказов. Жюль Верн был подлинным зачинателем научной фантастики, основанной на научном правдоподобии и нередко на научном предвидении. «Двадцать тысяч лье под водой» — роман, поднявший писателя на вершину славы.
Работая над книгой «Дети капитана Гранта», писатель обдумывал устройство «Наутилуса». Были уже сделаны первые наброски, когда издатель уговорил Жюля Верна поработать над «Иллюстрированной географией Франции и ее колоний». И только издав роман «Дети капитана Гранта», писатель всецело отдался осуществлению давно задуманного плана. Роман «Двадцать тысяч лье под водой» оказался второй частью трилогии, сюжетные линии которой сойдутся в «Таинственном острове».
Название романа относится к расстоянию, которое преодолели герои, а не к глубине погружения, поскольку 20 000 лье — это более 2 радиусов Земли. Наибольшая глубина, упоминаемая в книге, — 4 лье.
Французское название романа “Vingt mille lieues sous les mers (tour du monde sous marin)”  говорит о нескольких морях, подразумевая «Семь морей», по которым плавали персонажи романа.

Афиширование результатов, обсуждение.

V. Работа с картой. Маршрут «Наутилуса»

Статистическая справка

Учитель географии: Вот небольшая статистическая справка, составленная известным советским ученым Я.И. Перельманом:
В десяти романах Жюля Верна действие происходит в Европе, в четырех — в Азии; семь романов переносят нас в Африку; три романа — в Австралию; девять — в Америку; три — в Арктику и Антарктиду. Открытое море — место действия шести романов Жюля Верна. В пяти книгах он описывает кругосветные путешествия. В самом деле, тут впору было бы поработать целому географическому обществу!
У писателя в библиотеке был огромый глобус, на котором он при написании каждого романа отмечал маршруты героев. Поэтому глобус был испещрен разноцветными линиями, которые скрещивались, переплетались, расходились в разные стороны, пересекая как раз те области, куда не ступала нога человека. К концу жизни Жюля Верна глобус покрылся такой густой сетью маршрутов, что и самому писателю было трудно выпутываться из этого лабиринта.

– Поскольку вы уже опытные путешественники, то должны знать, что, прежде чем отправиться в путешествие, надо проложить маршрут. Слово нашему штурману.

Ученик выступает с  сообщением.

Путешествие «Наутилуса» начинается в месте, координаты которого — 31" с.ш. и 36° в.д. (около 200 миль от Японии). Он пересекает Тихий океан, от берегов Японии плывет к Австралии, проходит через Торресов пролив в Индийский океан, входит в Красное море, отсюда через подводный туннель — в Средиземное море. Затем подводная лодка выходит в Атлантику, направляется на юг, подо льдами проходит к Южному полюсу. И снова на север, мимо Канады, к Норвегии. Далее путь капитана Немо совпадает с движением вод Гольфстрима.

– Нанесите перечисленные географические объекты на контурную карту, соедините их фломастером — и получите маршрут капитана Немо.

Учащиеся работают с картой в группах.

Афиширование результатов, обсуждение.

VI. «Наука и фантастика». Работа в группах.

– Все ли гипотезы Жюля Верна верны? Используйте знания по географии, чтобы подтвердить или опровергнуть факты, приведенные писателем в романе.

1. Цитата из романа: «...вода занимает свыше тридцати восьми миллиардов гектаров земной поверхности. Объем этой жидкой массы равен двум миллиардам двумстам пятидесяти миллионам кубических миль; и если вообразить эту жидкую массу в форме шара, то окажется, что диаметр его равен шестидесяти лье, а вес составляет три квинтиллиона тонн».

Вопрос: Жюль Верн не согласен с учеными своего времени, считавшими, что площадь суши превышает площадь Мирового океана. Он утверждает, что Мировой океан превышает по площади сушу. Так ли это?

2. Цитата из романа: «Пытливость натуралиста навела меня на мысль, что под Суэцким перешейком должен существовать проход, никому не известный... И через короткое время вы, господин профессор, переправитесь через Аравийский туннель» .

Вопрос: покажите на карте, где капитан Немо обнаружил Аравийский туннель. Что сейчас там расположено?

3. Цитата из романа: «Затем наша подводная лодка вышла в воды Атлантики и направилась на юг, подо льдами прошла к Южному полюсу Земли...»

Вопрос: покажите на современной карте Южный полюс. Все ли верно в тексте романа?

Динамическая пауза. 

VII. Жанр научно-фантастического романа.

– Надеюсь, вы помните, что сегодня мы делаем записи в судовые журналы, а их необходимо заполнять аккуратно.
Фантастика в литературе подразделяется на три основных вида: научная, социальная, фэнтези.
Научная фантастика (или техническая) опирается на факты современной писателю науки и предполагает пути ее развития, иногда предвосхищая научные открытия. При этом герои продолжают жить в том времени и в той социально-исторической обстановке, когда жил и творил автор книги.

– Наше путешествие продолжается не по карте, а по страницам романа Жюля Верна. Обратимся к вашим запискам путешественников.

Работа в группах.

Первая группа учеников подготовит сообщение о научных и фантастических фактах в романе.

Как профессиональные литературоведы, ребята из другой группы составят аннотацию к роману.

Третья группа подготовит характеристики героев романа. Каковы же, на ваш взгляд, эти герои?

Афиширование результатов, обсуждение.

VIII. Домашнее задание

Инструктаж.

Дифференцированное задание:

1. С каждым годом «Наутилус» все больше устаревает. Но роман «Двадцать тысяч лье под  водой»  остается  одной  из любимых  книг  едва ли  не во всем  мире.  В чем же  секрет обаяния этой бессмертной книги? Напишите свои размышления на этот вопрос.
2. Что мы можем увидеть, глядя в иллюминатор «Наутилуса»? Сделать подборку отрывков из романа по теме, обобщить, составить кластер.

IX. Итог урока

Учитель заканчивает урок стихами В.Брюсова. Они прозвучали как гимн фантасту, предугадавшему пути научного технического прогресса

Я мальчиком мечтал, читая Жюля Верна,
Что тени вымысла плоть обретут для нас;
Что поплывёт судно громадней «Грейт Истерна»;
Что полюс покорит упрямый Гаттерас;
Что новых ламп лучи осветят тьму ночную;
Что по полям пройдёт, влекомый паром, Слон;
Что «Наутилус» нырнёт свободно в глубь морскую;
Что капитан Робур прорежет небосклон.
Свершились все мечты, что были так далёки.
Победный ум прошёл за годы сотни миль:
При электричестве пишу я эти строки,
И у ворот, гудя, стоит автомобиль…

X. Рефлексия

Прием «Плюс-минус-интересно».

+ интересно

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.