В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА.
Актуальность данной проблемы состоит в ориентировании педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Во внеурочной деятельности должна быть выработана система художественного общения и художественной самодеятельности: всевозможные конкурсы и концерты, литературно-музыкальные гостиные, посещение театра, музеев, выставок.
Образовательная программа немыслима без создания в школе культа книги, а для этого, прежде всего, нужна хорошая библиотека с основательно укомплектованным книжным фондом, хорошо оборудованная и оснащенная современными ТСО.
Искусство обладает чрезвычайной силой духовного общения: через художественный образ школьник приобщается к миру во всех его проявлениях, искусство стимулирует творческую активность и нравственную деятельность; искусство смягчает нравы, утончает чувства, развивает способность к сопереживанию, представляет широкую и богатую палитру чувств.
Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, гуманизации, гуманитаризации, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики — воспитание духовно богатой личности.
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит ПРОБЛЕМА организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности (проект “Наша новая школа”). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
На современном этапе развития образования внеклассная работа актуализируется, приобретая значимость.
— Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации.
— Внеклассная работа как одна из фаз процесса обучения позволяет не только продуктивно осуществлять подготовку учащихся к жизни, но и включать учащихся в жизнь.
— Внеклассная работа по литературе способствует развитию познавательных интересов не только по предмету, но и в других сферах внеклассной деятельности.
— Очень важен социальный фактор внеклассной работы. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии. Внеклассная работа может служить средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Внеклассная работа как одна из фаз процесса обучения позволяет не только продуктивно осуществлять подготовку учащихся к жизни, но и включать учащихся в жизнь.
Углублению знаний по литературе способствует прежде всего проведение дополнительных занятий.
Участие в школьных, окружных и городских олимпиадах по литературе позволяет учащимся попробовать свои силы, испытать себя, выполняя олимпиадные задания. Это стимулирует потребность в самообразовании и самоопределении, способствует расширению и углублению знания по предмету.
Внеклассная работа по литературе способствует развитию творческих возможностей не только по предмету, но и в других сферах внеклассной деятельности: учащиеся активно участвуют в конкурсах рефератов, исследовательских работ на различные темы, пишут сценарии не только литературных праздников, но и другой тематики.
Очень важен, на мой взгляд, социальный фактор внеклассной работы. Во-первых, она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей. Во-вторых, дает простор детской изобретательности и фантазии. И поэтому может служить средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности подростков.
Внеклассная работа по литературе должна быть направлена на укрепление знаний, умений и навыков учащихся, развитие их познавательных интересов и творческих способностей, повышения их культуры, а также на нравственное и эстетическое воспитание. В свою очередь, эстетическое воздействие произведения литературы возрастает, если восприятие его сочетается с художественно-творческой и художественно-исполнительской деятельностью учащихся. Особую популярность среди учащихся завоевали “Литературные гостиные”, посвященные творчеству М. Цветаевой, Л.Н. Толстого и других. Обращение к такой форме работы объясняется желанием создать эмоционально насыщенную методику. Именно в обстановке “гостиной” обсуждение сложнейших нравственных проблем становится для каждого ученика глубоко личным делом.
В основе методики проведения “Литературных гостиных” — взаимосвязь трех искусств: литературы, живописи и музыки. Именно эти три музы постоянно способствуют человеку в современной жизни. Объединяющая их природа — образное отражение мира и свойственное каждой неповторимое своеобразие — отвечает стремлениям старшеклассников к познанию жизни и людей и одновременно служат обогащению их художественного восприятия. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Установка на взаимосвязь разных видов искусств в обучении литературе создает благоприятные условия для большего проявления интереса, склонности учеников и их реализации. Конкретно это проявляется в свободном выборе заданий для себя, выполнение которых требует установления ассоциативно-образных связей между произведениями литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства. Сами учащиеся читают стихи, исполняют песни. Собственно-творческая деятельность учащихся вызывает интерес у них к самостоятельному чтению, активизирует формирование культуры чувств, содействует выработке личностного отношения к произведениям искусства.
Такая форма внеклассной работы способствует непринужденному общению и в наибольшей степени отвечает художественным требованиям старшеклассников.
Большой интерес представляет для учащихся проведение конкурсов чтецов. Школьники участвуют как в школьных, так и окружных, городских конкурсах “Пока в России Пушкин длится”, “Дети читают русскую классику”.
Основные задачи конкурса чтецов:
- Пропаганда чтения среди детей.
- Расширение читательского кругозора детей.
- Развитие у детей навыков адекватного восприятия печатной информации.
- Возрождение традиций семейного чтения.
- Повышение уровня грамотности.
- Поиск и поддержка талантливых детей.
- Повышение интереса к современной русской литературе у детей и юношества.
Выполнение проектных работ по литературе также способствует развитию познавательных способностей учащихся. “Москва в изображении В.А.Гиляровского”, “Образ Москвы в изображении русских классиков”, “Красуйся, град Петров, И стой неколебимо, как Россия!”, “Изобразительное искусство в творчестве А. С. Пушкина” и другие проектные работы выполнены учащимися.
Вышеперечисленные формы внеурочной деятельности способствуют созданию условий для творческой самореализации личности.
Учащиеся становятся победителями и призерами конкурсов, что говорит о развитии их познавательных способностей и творческих возможностей. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по литературе развивает не только их познавательные интересы, но и способствует формированию нравственных ценностей.
Список использованной литературы.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. /Под ред. Е.Н.Степанова.- М.: ТЦ “Стефа”, 2000
- Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе // Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я.Рез. – М.: Просвещение, 1985
- Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. – М: Просвещение, 1995
- Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. – М.: Новая школа, 1998