Интегрированный урок (биология + литература) по теме «Русские поэты о красоте родной природы»

Разделы: Биология, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Цели и задачи урока: знакомство учащихся с изображением природы в русской поэзии, с многообразием растительного мира различных природных зон; создание условий для формирования художественного вкуса, эмоционального восприятия окружающего мира через поэтические образы русской лирики; развитие интереса к изучению природы; развитие выразительного чтения поэзии и прозы, умения грамотно и свободно выражать свои мысли, развитие памяти, активизация мыслительных способностей учащихся; воспитание любви к природе, стремления охранять ее, привитие чувства патриотизма – объявление о проведении Года культуры в России.

Оборудование: выставка книг “В каждой строчке – любовь к природе”, выставка детских рисунков о природе, слайдовая презентация к уроку, компьютер, медиапроектор, экран, карточки для работы в творческой мастерской, для этапа рефлексии изображение берёзы без листьев на листе формата А2 и вырезанные берёзовые листья разного цвета.

Ход урока

I. Оргмомент.

Звучит музыкальная композиция “Живёт повсюду красота” в исполнении Ю.Антонова.

Учитель литературы: Ребята! Какова основная тема прозвучавшей песни? Хотелось бы вам воспеть непревзойдённую красоту природы в стихах? (ответы детей) Сегодня у нас не совсем обычный урок, он будет совмещать в себе сразу два предмета – биологию и литературу. Попробуем сформулировать тему урока (варианты детей). Итак, добро пожаловать на интегрированный урок по теме: “Русские поэты о красоте родной природы” (слайд №1). Мы познакомимся с прекрасными произведениями русских поэтов о природе, но вначале обратимся к толковому словарю и уточним значение слова “интегрировать”.

Учитель биологии: Константин Григорьевич Паустовский, замечательный русский прозаик, однажды сказал: “Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”. (слайд №2) 2014 год был объявлен в нашей стране Годом Культуры. Природа, которая нас окружает, и которую воспевали поэты во все времена – это своеобразная культура, которую мы должны сберечь для своих потомков.

Учитель литературы: Прочитаем эпиграф нашего урока (слайд №3) (читает кто-нибудь из детей). Как вы понимаете слова “душа, язык природы”? Русские поэты в своих стихотворениях воспели неброскую красоту родной природы. Подобно художникам, поэты несколькими штрихами рисуют выразительные картины природы.

Учитель биологии: Проведем небольшой эксперимент. Я буду называть слова, связанные с темой нашего урока, а вы должны называть поэтические ассоциации, возникающие у вас.

- Когда мы думаем о поэзии и говорим "природа", что первым делом вспоминаем?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова "зима", "весна", "лето", "осень"? (ответы детей)

Учитель литературы: А вот в поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с настроением радости и веселья, грусти и печали. И в этом мы можем убедиться, познакомившись со стихотворениями Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина, И.А.Бунина, Е.А.Баратынского и др. Всех этих поэтов объединяет любовь к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы.

(слайд №4) Ученик: отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Осень”

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы

(слайд №5) Учитель литературы: А.С.Пушкин – гениальный русский поэт, родился в 1799 году в Москве в обедневшей дворянской семье с богатыми культурными традициями. Его перу принадлежит бесчисленное множество бессмертных произведений, пополнивших сокровищницу мировой литературы. Тема природы и времён года занимает важное место в его лирической поэзии. Известно, что поэт много стихотворных строк посвятил осени. Почему именно осени? Почему эта “унылая пора” привлекла поэта? (ответы детей)

(слайд №6 – картинки сменяются автоматически)

Ученик: отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Листопад”

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.

(слайд №7) Учитель литературы: Иван Алексеевич Бунин – известный русский поэт и писатель родился в г. Воронеже в 1870 году. Детство и юность его прошли в обедневшем поместье Орловской губернии. Писать Бунин стал рано. Лирика поэта пронизана искренней теплотой, наполняющей сердца при мысли о родных местах, о близких людях.

(слайд №8) Ученик: стихотворение С.А.Есенина “Пороша”

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу,
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку,
скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Учитель литературы: Какое главное чувство возникает при чтении? (сказочность, торжественность) Что описывает поэт? (зима, дорога, деревня) С помощью каких художественных средств автор рисует картину зимнего леса? (невидимка-сосна...) Для чего поэт использует в стихотворении звуки, которые нарушают тишину? (для придания загадочности, необычности)

(слайд №9) Сергей Александрович Есенин - известный и всеми любимый российский поэт, воспевший красоту родного края, её природу и бескрайние просторы. Родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Строки его произведений легко запоминаются и вызывают самые яркие чувства.

Учитель биологии: Ребята, а какое дерево как символ России воспел в одном из своих стихотворений Есенин? Звучит запись романса на стихотворение С.Есенина “Берёза” в исполнении Галины Ненашевой.

(слайд №10) Учитель биологии: физминутка (дыхательная гимнастика) Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох чрез рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали. Повторяем 3 раза.

(слайд №11) Ученик: стихотворение Е.И.Баратынского “Весна, весна!”

...Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне в очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьём она ручей,
И с птичкой птичка! С ним журчит,
Летает в небе с ней!..

Учитель литературы: Какое настроение создаёт стихотворение у читателя? Какие изменения в жизни растений происходят весной? (ответы детей)

(слайд №12) Евгений Абрамович Баратынский – один из самых значительных русских поэтов - родился в 1800 году в селе Мара Тамбовской губернии, Кирсановского уезда в небогатой дворянской семье. Поэт вначале писал элегии и послания. Он очень точно передавал чувства, эмоции, настроения.

(слайд №13) Ученик: стихотворение Ф.И.Тютчева “В небе тают облака..”

В небе тают облака,
И лучистая на зное, в искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней
Тень ушла к немым дубравам,
И с белеющих полот
Веет запахом медовым.
Чудный день!
Пройдут века-
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Учитель литературы: Как поэт показывает необычайную красоту природы в летний знойный день? Какие художественные средства использует автор в описании летнего пейзажа? (метафоры – тают облака, катится река, Тень ушла, пройдут века искриться река; эпитеты – лучистая река, зеркало стальное). Как вы понимаете последние строки стихотворения? (пройдут века, а красота природы останется неизменной)

(слайд №14) Фёдор Иванович Тютчев – известный российский поэт родился в 1803 году в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в старинной и культурной дворянской семье. В своём творчестве он часто обращался к описанию природы, воспевал её красоту и уникальность.

(слайд №15) Ученик: Иван Захарович Суриков родился в 1841 году в семье крепостных крестьян деревеньки Новосёлово Ярославской губернии. Поэт не получил никакого школьного образования. Грамоте обучился сам, пристрастился к чтению. Темой его стихотворений становится жизнь народа-труженика. Именно этим объясняется его популярность. Многие его стихи стали песнями.

(слайд №16) Стихотворение И.З. Сурикова “В степи”

Кони мчат-несут,
Степь всё вдаль бежит,
Вьюга снежная
На степи гудит.
Снег да снег кругом;
Сердце грусть берёт,
Про моздокскую
Степь ямщик поёт...
Как простор степной
Широко - велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик.

Учитель биологии: Ребята, а какая природная зона упомянута в прочитанном стихотворении? (Степь). Наш поселок входит в состав Моздокского района, являющегося степной зоной. Обратите внимание на изображение степи. Чем оно изобилует? (ответы детей)

Некоторые растения Моздокских степей внесены в Красную книгу нашей республики (слайд №17), это, например, безвременник яркий, бельвалия сарматская, тюльпаны Биберштейна и Шренка, пион тонколистный, мак прицветниковый.

Учитель биологии: “Зеленый луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов на нем разбросаны букеты” - писал Иван Захарович Суриков, а другой наш замечательный поэт Фет написал прекрасное стихотворение о цветах георгинах, которые давно покорили моё сердце (слайд №18- картинки сменяются автоматически).

Вчера - уж солнце рдело низко -
Средь георгин я шел твоих,
И как живая одалиска
Стояла каждая из них.

Как много пылких или томных,
С наклоном бархатных ресниц,
Веселых, грустных и нескромных
Отвсюду улыбалось лиц!

Казалось, нет конца их грезам
На мягком лоне тишины,-
А нынче утренним морозом
Они стоят опалены.

Но прежним тайным обаяньем
От них повеяло опять,
И над безмолвным увяданьем
Мне как-то совестно роптать.

Учитель литературы: Ребята, я вас приглашаю в творческую мастерскую. Давайте попробуем подобрать свои эпитеты вместо пропущенных слов (работа по раздаточным карточкам).

.....картина,
Как ты мне родна:
.....равнина,
.....луна,
Свет небес .....,
И ..... снег,
И саней .....
..... бег.

А теперь сопоставим ваши работы со стихотворением А.А.Фета "Чудная картина" (слайд №19).

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

(слайд №20) Учитель литературы:

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

Рефлексия.

Учитель биологии: Сегодня мы убедились, как многообразен мир природы. Вы увидели, что поэты, несмотря на то, что они не биологи, очень точно и образно изображают мир растений и природу в целом. Мы искренне желаем вам как можно чаще встречаться с красотой в жизни, но вместе с тем соблюдать культуру поведения в природе и оставить красивый и памятный след на земле. Давайте проведем релаксацию. Что это такое? Кто знает? (ответы детей, учитель литературы объясняет по толковому словарю) На моём столе лежат листочки разных цветов. Предлагаю украсить наше символическое дерево листьями, отражающими ваше настроение в конце урока.

(слайд №21) Учитель литературы: домашнее задание к следующему уроку выборочное: выучить наизусть любое стихотворение о природе России или написать мини-сочинение “Мой любимый уголок природы”, или сочинить стихотворение о красоте природы.

(слайд №22) Учитель биологии: На этом наш урок завершается. Всего вам доброго и удачного дня!

ИСТОЧНИКИ

  1. https://urok.1sept.ru/articles/619149/
  2. iterature.area7.ru/?m=6160
  3. https://urok.1sept.ru/articles/606311/
  4. http://pedsovet.su/ авторы некоторых шаблонов:Шумарина Вера Алексеевна, учитель-дефектолог ГС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида г.Балашова Саратовской области, Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ “СОШ ст.Евсино” Искитимского района Новосибирской области
  5. http://english-study-cafe.ru/index.php/powerpoint-dlya-vsekh/shablony-prezentatsij?start=6 (анимированные шаблоны море, листья)
  6. http://www.plantarium.ru/page/redbook/id/91.html (определитель растений)
  7. http://www.youtube.com/watch?v=EZL0UF20Ju0 (клип “Живёт повсюду красота”)
  8. http://images.yandex.ru