Интегрированный курс «Литература – история культуры – эстетика». Какой бы я хотел оставить след на Земле… (из опыта работы учителя-словесника)

Разделы: Литература


Бесконечен и разнообразен мир искусства, неисчерпаемы пути его познания. Возможно ли разобраться в нем, постичь его тайны? Почему не стареют творения великих мастеров?

Научиться понимать искусство – трудная задача. Цель данного курса – познакомить учащихся с основами эстетики. Посредством искусства, собственных знаний, жизненного опыта познакомиться с шедеврами мировой и отечественной культуры, а главное – с уникальным творением природы – с человеком, т.е. с самим собой.

Что необходимо для этого? К.Г.Паустовский когда-то сказал, что прежде всего необходимо, чтобы в сердце была струна, которая может отозваться “даже на слабый призыв прекрасного”. А восточная мудрость учит: “Невежество свое понять – значит стать умней”. Важно слушать и слышать, смотреть и видеть.

Задача курса – помочь понять себя, развить свои творческие качества, которые необходимы для гармонической жизни, сделать чувства тоньше, изысканнее, а память и ум научить работать и отдыхать одновременно.

Может человек обойтись и без эстетики. Господин Журден, сам того не ведая, говорил прозой, художник неосознанно соблюдает законы эстетики. Вы, одеваясь, общаясь, тоже соблюдаете их. Мы способны мыслить логично, не зная законов логики. Но знание законов оттачивает логику, позволяет безукоризненно построить рассуждение.

Не менее, чем художнику, эстетика нужна воспринимающей искусство публике. Можно, конечно, читать, получая удовольствие от процесса складывания букв в слова. Но только развитому сознанию раскрываются глубины произведения.

Искусство доставляет одно из высших духовных наслаждений – эстетическое. Эстетика и искусство – фокус всей мировой культуры и средоточие всего гуманитарного опыта человечества. Эти сферы культуры сегодня чрезвычайно значимы для мирового сообщества и для России особенно.

И.Бродский: “Чем богаче эстетический опыт индивидума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее – хотя, возможно, и не счастливее”.

Интегрированный курс “Литература – история культуры – эстетика” начинается в 5 классе. Начинается он с изучения азбуки искусств, отличительных черт эстетики разных времен, их взаимодействий. Привлекаются в качестве образца лучшие произведения живописи, литературы, музыки, архитектуры. Запланировано большое количество экскурсий по темам, после каждой экскурсии проводится обязательный письменный контроль. В качестве заключения по каждому разделу дети выполняют творческие задания устного или письменного характера. Годовая программа завершается итоговым тестированием.

Опыт показывает, что пятиклассники плохо ориентируются, где брать материал для уроков литературы, эстетики, мировой культуры. Поэтому я начинаю работу со знакомства с Детской Республиканской библиотекой, знакомство с книгой продолжается в музее Книги при Румянцевской библиотеке. Дальше я стараюсь увязать программу по литературе (учебник М.Ладыгин ), культурно-эстетический цикл и экскурсионную деятельность. Параллельно разделу “Религиозная литература” мы говорим о том, что такое эстетика, составляем устный рассказ “Как красиво!”, составляем осеннюю композицию и делаем ей стихотворное обрамление. Завершается осенний цикл посещением Японского сада и лекцией об умении японцев замечать неброскую красоту, о придании ей философского звучания.

Раздел “Фольклор” сопровождается уроками по составлению словаря эпитетов для выражения восхищения игрушкой, архитектурным сооружением, живописным полотном. Подкрепляется теоретический материал посещением музея Васнецова, музея Народного творчества по теме “Древнерусская эстетика”, Кремля – по теме “Древнерусская архитектура”.

Продолжение темы “Религиозная литература” проходит на базе Третьяковской галереи, где проводится цикл лекций по фрескам и иконописи. Сейчас дети уже подготовлены для восприятия темя “Андрей Рублев”, поэтому уместно провести экскурсию в Спасо – Андрониевский монастырь .

Параллельно русской литературе и культуре я веду разговор об античной эстетике, Египте, Греции, Риме, культуре народов Эгейского моря, об Атлантиде, Византии. Долгое время я подбирала видеопрограммы для демонстрации их на уроке. И вот теперь, когда они есть все, можно увидеть шедевры, не выходя из школы. Конечно, это не умаляет значения экскурсий. Я считаю, что на экскурсию надо идти, имея определенные знания по теме. Поэтому, завершая каждый раздел, я веду детей в музей Изобразительных искусств по соответствующим темам. Немаловажное значение имеет тот факт, что в каждый музей мы идем к конкретному экскурсоводу, с которым сотрудничаем долгое время.

Я обещала привести пример опроса после экскурсии. Вот один из вариантов:

Тема: “Древняя Греция”.

1. Назвать век расцвета греческой культуры.

2. Назвать виды одежды греческих воинов.

3. Почему в греческих статуях не заметно движения?

4. Какую красоту больше всего ценили греки?

5. Кто такие кентавры?

6. Почему воры молились Гермесу?

7. Перечислить виды колонн.

Тема “Лирика” соседствует с темой “Музыка” в культурно – эстетическом цикле. Совместно с учителем музыки мы готовим беседу о современной музыке, о том, какую музыку слушают пятиклассники, как повлиять на формирование вкуса в музыке. Потом вместе с детьми составляется словарь для выражения негодования, возмущения, восхищения музыкальным произведением. Слушаем лекции Кабалевского “Марш”, “Вальс”, проводим экскурсию в музей им.Глинки “Античные и древнерусские инструменты”.

В конце года я предлагаю детям тестовые задания следующего типа:

1. Эстетика это:

  • искусство
  • правила поведения
  • творчество по законам красоты

2.Виды искусства:

  • литературоведение
  • музыкознание
  • чувство
  • архитектуроведение
  • психология
  • киноведение

3.Три эпохи человечества:

  • каменная – золотая – железная
  • каменная – бронзовая – железная
  • деревянная – каменная – железная

4.Границы античной эстетики:

  • 7 в. до н. э - 7 в.н.э.
  • 7 в.до н.э. – 1 в.н.э.
  • 5 в.до н.э. – 5 в.н.э.

5.Жилище в Древней Греции

  • украшено снаружи
  • без украшений
  • украшено изнутри

6.Представители античной эстетики

  • Аристотель
  • Гомер
  • Аристотель Фиораванти

7.Блестящими представителями античной эстетики были

  • греки
  • эллины
  • немцы

8.Восстановить очередность появления

  • крепости
  • замки
  • дворцы

9.Найти литературный памятник античности

  • сказки
  • мифы
  • былины

10.Что такое Византия

  • Восточная Римская империя
  • Западная Римская империя
  • Новгородская республика

11. Крещение Руси состоялось

  • 989
  • 988
  • 980

12. Христианство пришло из

  • Древней Греции
  • Древнего Рима
  • Византии

13. Самый древний вид искусства

  • архитектура
  • живопись
  • книгопечатанье

14. Исключить лишнее

  • камерный портрет
  • парадный портрет
  • Групповой портрет

15.О чем рассказывает пейзаж

  • о человеке
  • о природе
  • о пироде и состоянии души человека

16. Исключить лишнее

  • Феофан Грек
  • Дмитрий Салунский
  • Владимирская Богоматерь

Качестве образцов работ разных уровней, тематических направлений и жанров можно привести следующие:

  1. Какой бы я хотел оставить след на Земле – 5 класс
  2. Вредные советы – 7 класс
  3. Сборник писем неравнодушных старшеклассников – 10-11 класс
  4. Свод воспитательных задач для будущих родителей – 11 класс
  5. Душу невозможно рассказать – бывший ученик 11 класса, а сейчас студент МГУ