Мой Серебряный век. Поэтам Серебряного века посвящается…

Разделы: Литература


“Цвет времени был красным, черным оно показалось позже. Из 12 великих поэтов Серебряного века 3-е казнены, еще 3-е казнят себя сами, 4-о доживут до собственной смерти, измученные голодом, болезнями, ужасами бытия, и только 2-е, дожившие до преклонных лет, умирают, сопровождаемые травлей. Каждый удостоился трагической доли. Вымечтанное поэтами серебро повисает над черным переделом”.
Л.Анненский.

Сегодня мы перечитываем этих поэтов, ища ответа на теже вечные вопросы: почему погибла старая Россия, что возродилось на ее месте, что такое вообще Россия?

В конце 19 – начале 20 века в литературе сформировалось три основных модернистских течения “новой литературы”.

Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания искусства, устремленного в будущее, назвали футуризм, от латинского футурум – будущее.Как литературное направление он родился в Италии. Его теоретиком был известный публицист и философ Маринетти. Именно ему принадлежат главные идеи футуристических манифестов, воспевающих дерзость, бунт, агрессию и отвагу. “Слово должно быть свободно от всякого смысла”! Создавая так называемый “внесловесный” поэтический язык, поэты набирали строчки разными шрифтами, порой строчки состояли из сплошных неудобных звуков, а знаки препинания отсутствовали вовсе. Алексей Крученых работал над разрушением традиционной поэтической речи, бунтовал против любых признаков смысла или рифмы:

Дыр бул щыл
Убещур
Скум
Вы со бу
Рлэз.

Крученых и вошел в историю русского авангарда как теоретик и разрушитель. Созидателями суждено было стать другим.

Велимир Хлебников “подслушал у музыки” темы и вариантность:

Усадьба ночью, чингизхань!
Шумите, синие березы!
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
И, сумрак облака, будь Гойя!
Ты ночью облако, роопсь!

Модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности получило название символизм. Основным принципом эстетики является “искусство для искусства”, “тайнопись неизреченного”, “недосказанного”, замена образа. В символе воплощается связь между двумя мирами – чувственным и воображаемым, видимым и невидимым. “Жажда красоты преображенного космоса” делала символизм мощным духовным движением в поэзии, живописи, театре, музыке. У каждого мастера свой идеал красоты, свое понимание совершенства, которое достигается через личное, только им выявленное, воплощает те мысли современников, которые “жгут сердца”.

Валерий Брюсов пишет самое скандальное стихотворение века из одной строчки: “О закрой свои бледные ноги!”

Александр Блок “Незнакомка” (читать наизусть)

В среде поэтов – символистов сложился неписаный “кодекс творчества”. В этом кодексе не нашлось места “образам “маленьких людей”, но зато поэзия наполнилась образами ушедших культур, погибших цивилизаций.

Модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности, стало называться АКМЕИЗМ. Акме – острие, высшая точка.

Оно создавало зримый, конкретный образ, отточенные детали, перекликалось с минувшими литературными эпохами.

Александр Блок “На поле Куликовом” (читать наизусть)

Стихотворения часто соотносились с другими видами искусств. Этому во многом способствовала особая ритмика стиха, которая помогает создать эффект внутренней мелодики.

Владимир Маяковский “Хорошее отношение к лошадям” (читать наизусть)

Несмотря на то, что представители разных течений устраивали драки, драки эти были литературными, т.е. словесными, и проходили они в Политехническом музее – Московском Парнасе.

Футуристы заявляли: “Только мы – лицо нашего времени. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. С Парохода Современности”

Имажинисты провозглашали: “Мы, верховные мастера, с нами Русское искусство вступает впервые в сознательный возраст”

Ничевоки: “В поэзии ничего нет! Только ничевоки!”

В 1918 году в Политехническом выбирали Короля поэтов.

(читать распечатку)

Игорь – Северянин “Ананасы в шампанском” (читать наизусть)

Как бы поэты ни старались размежеваться, общим у них оставался символ – поэтический образ, выражающий суть явления, в символе всегда присутствует аллегоричность, недосказанность, неисчерпаемость. У большинства поэтов Серебряного сева четко просматриваются традиции литературы 19 века. Лирический герой, условный образ, который несет авторскую оценку происходящего необычайно силен.

Осип Мандельштам “Мы живем, под собою не чуя страны” (читать наизусть)

Художественная картина Серебряного века полна загадок. Символизм, футуризм, акмеизм – контрастные, порой взаимоисключающие явления. Направлений было куда больше, нежели за все предшествующие столетия. Это была попытка впрячь в одну упряжку “коня и трепетную лань”. Это была гармония противоположностей, рожденная культурой особого рода, культурой грани веков. Оттенок сенсационности в деятельности творческой интеллигенции тех лет тоже был!

Слушаем: Саша Черный в исполнении А.Градского “Ночная песня пьяницы“Обстановочка”

Загадочное слово “авангард”. Во имя чего возникали шокирующие обывателя художественные течения: обэриуты, независимые?

Художественная ценность произведения искусства всегда в какой-то мере зависела от его новизны и смелости. В искусстве авангарда новизна и смелость становятся мерилом творческой одаренности, эталоном современности.

Слушаем: Даниил Хармс в исполнении З. Гердта “Тюк”.

При всей разноликости течений было в этом мощном взрыве новаторства нечто общее, объединившее различные направления и не исчезнувшее со временем.Минули десятилетия. Сегодня Серебряный сек кажется кратким “мигом между прошлым и будущим” России. Известный теоретик искусства Вейдле когда-то сказал: “Правда, длился этот век недолго, всего 20 лет, и был исключительно и всецело создан теми образованными и творческими людьми, которые не принадлежали ни к интеллигенции в точном смысле слова, ни к бюрократии. Сияние его, как подобает серебряным векам, было отраженным, но он воскресил Петербург, воскресил древнерусскую икону, вернул чувственность слову, мелодию стиху, и как бы мы строго ни судили созданное за эти 20 лет, нам придется их признать одной из вершин русской культуры”.

Борис Пастернак “Гамлет”(читать наизусть)

По мере узнавания собственной истории мы будем все пристальнее всматриваться в современную жизнь, все больше размышлять о вечных борениях добра и зла и мечтать о новом российском “культурном ренессансе”. Верится: такое время придет!

А закончить наши воспоминания о Серебряном веке хочется одним из необыкновенных есенинских стихотворений.

(читать наизусть “Свищет ветер”)