Цели урока:
- углубить понятие об эпическом герое, об исторической основе повести “Тарас Бульба”;
- развитие умения анализировать художественный текст, умения характеристики литературного героя, сравнительной характеристики; умения сопоставлять эпические произведения разных эпох; соотносить признаки романтизма и реализма с изучаемым произведением;
- воспитание уважения к историческому прошлому Родины, чувства патриотизма и национальной гордости; воспитание толерантного отношения к чужому мнению в ходе дискуссии; формирование представления о системе ценностей человека в военное и в мирное время; развитие умения осуществлять нравственный выбор при решении проблемной задачи на уроке.
Это был один из тех характеров, которые могли
возникнуть только в тяжелый XV век...
Это необыкновенное явление русской силы:
его вышибло из народной груди огниво бед.
Н.В.Гоголь
Ход урока
1. Слово учителя:
В 2009 году Россия отметила 200-летие со дня рождения классика русской литературы Н.В. Гоголя. К этой дате была приурочена экранизация повести, выполненная режиссером Владимиром Бортко (предварительный коллективный просмотр фильма). Киноверсия произведения породила немало споров как вокруг фильма, так и по содержанию первоисточника. Сегодня мы обратимся к повести Гоголя “Тарас Бульба”. Тема сегодняшнего урока – Эпический герой в повести “Тарас Бульба”.
Уже в начале своего произведения Гоголь пишет: “Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый 15 век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла... Это было, точно, необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед”. О какой исторической эпохе идет речь?
2. Выступление ученика:
Несмотря на то что Гоголь в своей повести соотносил события с историей 15 века, описанные события, скорее, относятся к 16-17 векам. Поход на Дубно – это 20-30 годы 17 века, это период разрозненных выступлений казаков. Тогда “южная Россия”, а ныне Украина, находилась под гнетом Речи Посполитой (ныне Польши). Правительство Речи Посполитой признавало только реестровых казаков, служащих за жалование, остальных казаков предполагалось закрепостить. Поэтому появились “самовольные” казаки, которые бежали на заднепровские острова. Так появилась Запорожская Сечь, за порогами Днепра, где были засеки, то есть поваленные деревья. Запорожская СЕЧЬ - социально-политическая и военная организация украинских казаков в 16-18в.в. В 1530-х годах запорожцы объединяются вокруг главной Сечи, которая стала местом пребывания кошевого атамана и сечевой рады. Своеобразная казачья республика просуществовала в Запорожской Сечи до 1654 года. Казаки подразделялись на куреня, вели активную борьбу с крымскими татарами, турками, польскими и литовскими католиками, еврейским населением Украины. Запорожская Сечь сыграла важнейшую роль в формировании самосознания украинского народа, в его освободительной борьбе в 16-18 веках. В 1709 году по указанию Петра Великого в связи с восстанием Кондратия Булавина Запорожская Сечь ликвидирована, сами казаки в значительной массе переселились в пределы Крымского ханства. В 1734 году русское правительство разрешило казакам вернуться в Запорожье, где была создана так называемая Новая Сечь, окончательно ликвидированная в 1775 году. Жалованная грамота Запорожскому Войску (1654)
3. Работа по группам.
Задания для 1 группы:
- Какие жизненные ценности утверждает Бульба в своих наставлениях при встрече с сыновьями? (“никому не спускай”, “басурманов били, турков били, татарву, ляхов тоже били”, “не слушай, сынку, матери, сабля – вот ваша матерь”, “ваша нежба – чистое поле да добрый конь”)
- Каково отношение Бульбы к ценностям мирной жизни, к семейной жизни? Почему? (“казак не на то, чтобы возиться с бабами”)
- Каким видит Тарас будущее своих сыновей ? С какой целью везет их в Запорожскую Сечь? (“книжки, буквари, философия – плевать на все это! Отправлю на Запорожье, вот где наука так наука! Там вам школа, там только наберетесь разуму”)
- Что для Тараса означает товаричество, братство? (“Нет уз святее товарищества!”, “нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе... Нет, так любить никто не может!”)
- Какими личностными качествами обладает Тарас Бульба? (ценности военной жизни) ВЫВОД:
1) возвышенная, бескорыстная любовь к Родине,
2) военная доблесть и отвага, готовность к подвигу,
3) чувство товарищества, братства,
4) необыкновенная физическая сила,
5) сила духа, огромная воля,
6) пренебрежение ценностями мирной жизни, так как долг становится важнее чувств человека.
Задание для 2 группы:
Повесть Н.В.Гоголя часто сопоставляют с эпическими произведениями – русскими былинами, “Словом о полку Игореве”, “Илиадой” Гомера. Сравните названные произведения, найдите признаки, их объединяющие.
Учащимся предлагаются отрывки:
- из “Илиады” (“Сделаю дело большое, чтоб знали о нем и потомки!”)
- из “Слова” (“Ярый тур Всеволод”, “Кликнула, стукнула земля...”)
- из былины “Илья Муромец и Калин-царь” (“Да садился Илья на добра коня”).
ВЫВОД: Общее есть в описании эпических героев, в гиперболизации их образов:
Ахилл: “богоподобный”, доспехи блистают, как “горящий костер или лучи заходящего солнца”, острие пики сияет, как “звезды среди мрака”.
Игорь: “соколом летит”, “волком бежит”.
Всеволод: “прыщет на воинов стрелами”, “куда поскачет, там лежат поганые головы половецкие”.
Илья Муромец: “стал бить ту силушку великую, словно траву косит”.
Тарас Бульба: “конь его отшатнулся, почувствовав на себе 20-пудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст”, его “шаровары шириною с Черное море”, “хмурые исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы”, “грохнулся, как подрубленный дуб”, “30 человек повисло у него по рукам и по ногам”.
Образы эпических героев объединяют общие черты: это цельные и благородные натуры, олицетворяющие собой воинскую доблесть; долг, любовь к Родине для них превыше всего; это гиперболически сильные герои, полные величия и отваги. Это собирательные образы защитников русской земли.
Задание для 3 группы:
“Тарас Бульба” - романтическое или реалистическое произведение? Докажите.
Черты романтизма |
Черты реализма |
В центре повествования –
исключительная, сильная личность, Изображены исключительные обстоятельства (война), Отсутствие верно и точно обозначенного времени повествования, Идея “двоемирия” - культ борьбы за свободу. |
В основе повести – реальные
исторические факты, Сильная личность не противостоит обществу, а связано с ним “узами братства”, Типизация характера главного героя, Нет пессимистического пафоса, так как даже в смерти героя со словами автора о “русской силе” заложен оптимизм, вера в будущее, в силу духа русского народа. |
ВЫВОД: Автору было важно не столько точное воспроизведение исторических фактов, сколько изображение эпической личности, героя, способного защитить свою Родину в минуту опасности.
- Героический эпос - героическое повествование, составляющее целостную картину народной жизни, воспевающее героев-богатырей.
- Эпический герой - главное действующее лицо героического эпоса, собирательный образ защитника “земли русской”.
4. Слово учителя:
В изображении эпической личности воплотилась мечта Гоголя о “прекрасном человеке”. Это народный защитник, полный доблести и отваги. В.Г.Белинский писал: “Читая повесть о Тарасе, вы и удивляетесь ему, и ужасаетесь...”. Что может ужасать в личности главного героя, не позволяя полноправно считать его “прекрасным человеком?
5. Вопросы для дискуссии:
Как в одной семье сформировались два абсолютно противоположных характера - Остап и Андрий?
Почему Тарас убивает своего сына Андрия?
По-вашему, это поступок или преступление?
Как бы вы поступили на месте полковника Бульбы?
ВЫВОД: Тарас – носитель ценностей военного времени, а Андрий – мирного.
Ценности мирной жизни (по образу Андрия):
- любовь, уважение к матери, женщине,
- сострадание и милосердие к окружающим,
- восприимчивость к красоте окружающего мира,
- мужество, смелость, отвага,
- горячее чувство, воображение.
Таблица 2. (ценности военной и мирной жизни)
Но Гоголь приводит Андрия к предательству, и Тарас как эпический герой не мог поступить иначе.
6. Слово учителя:
По-настоящему отрицательный герой в повести один – это чудовищная, обесценивающая жизнь война человека с человеком, которая одного делает предателем, а другого сыноубийцей. Гениальная заслуга одного из самых таинственных русских писателей перед современным читателем – поставить вопросы, рождающие множество споров:
- Что есть Родина? Дом, улица, мама, любимая?
- Что для Вас значит любить Родину?
- Любовь к Родине и любовь к человеку... Не исключает ли одно понятие другое?
- Можно ли, на Ваш взгляд, оправдать предательство любовью?
- Андрий выжил... (Для д/з) (Продолжите предложение.)
Каждый ответит на эти вопросы для себя сам.
7. Домашнее задание: Сочинение на выбор по предложенным в конце урока темам.