Значение интеграции для современной школы не требует доказательств. Оно велико и неоспоримо. При организации интегрированного обучения у педагога появляется уникальная возможность формирования творческого мышления, эмоционального развития личности, возможность научить анализировать, сопоставлять, понимать взаимосвязь всех видов искусств, истории, языка, литературы. Возможности интеграции, на мой взгляд, безграничны.
Интегрируя уроки, я планирую
- расширять кругозор учащихся, привлекая их к миру искусства, развивать художественный вкус;
- научить понимать секреты творческой мастерской писателей, художников, музыкантов, давать им оценку;
-свободно оперировать общими для разных видов искусств терминами.
В итоге учащиеся вооружаются умением анализировать, а значит, понимать произведения искусства и литературы.
В данной работе хочу поделиться накопленным опытом и продемонстрировать приемы работы с живописными полотнами на уроках литературы.
Данный урок может быть вторым в системе уроков по поэме после темы “Мертвые души”. История создания, особенности сюжета, композиции, система образов”.
Для анализа можно выбрать любую картину П. А.Федотова, у которого с Н.В.Гоголем много общего. Они – современники. Обратите внимание на дату смерти Федотова и Гоголя -1852 год, на тяжелое душевное заболевание Федотова. Однако следует помнить, что самая поздняя из картин “Анкор, еще анкор!” 1852 года рассматривается критиками как произведение, в котором автор отказывается от сатиры, относится с пониманием и сочувствием к человеку; картина трагична, как и судьба самого художника, и передает безысходность человеческой жизни в атмосфере николаевского режима.
Почему для интеграции с литературой я выбрала именно живопись? Картина может не только “рассказывать”, но и рождать ассоциации, будить чувства, выходящие за рамки изображения. “Повествовательность”, литературность живописи, ее способность в одной картине рассказать о многом и служит основанием для привлечения ее к уроку литературы.
Урок “Русский сатирический портрет и герои поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души” может использоваться в предложенном варианте и предполагает коррективы практикующего учителя.
Продолжительность урока 40-45 минут. К уроку прилагается мультимедийная презентация.
Учащимся дается предупреждающее домашнее задание:
- выписать и объяснить термины: колорит, композиция, экспрессия, коллизия, контраст, гротеск, деталь, портрет.
- повторить содержание второй и пятой глав поэмы.
Тема урока выбрана не случайно. На мой взгляд, она позволяет продемонстрировать три необходимых для интеграции условия. Во-первых, объекты исследования должны совпадать или быть достаточно близки. Во-вторых, в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования. В-третьих, интегрируемые предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Цель урока: сопоставив картины художников 1 половины 19 века П.А. Федотова “Свежий кавалер”, “Сватовство майора, А.Л.Юшанова “Проводы начальника” и портреты помещиков в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”, выявить сходство и различие в приемах создания сатирических портретов художниками и писателями.
Реализуя домашнее задание, прежде всего, необходимо дать понятие ПОРТРЕТА.
Портрет - изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре.
Литературный портрет – это чаще портрет психологический, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.
Необходимо, чтобы учащиеся понимали разницу между терминами “литературный портрет” и “живописный портрет”. В процессе построения гипотезы предлагаются вопросы для обсуждения и предполагаемые ответы учеников.
Вопрос 1. Какое впечатление производят на вас картины П.Федотова “Свежий кавалер”, “Сватовство майора!”, А.Юшанова “Проводы начальника” и портреты помещиков Манилова и Собакевича из “Мертвых душ” Н.Гоголя?
Вариант ответа: Когда рассматриваешь изображенных на полотнах людей, возникает смешанное чувство: с одной стороны ощущение чего-то фальшивого, ненастоящего, с другой – эти бытовые сцены узнаваемы и комичны, как и их участники. Комичны и герои “Мертвых душ”, однако чем больше мы узнаем о них, тем быстрее это комичное переходит в грусть, а то и в “слезы”.
1.2.Почему ваши впечатления от увиденного и прочитанного похожи?
(У авторов – одна цель: высмеять людские пороки)
1.3. Как называются произведения, жанровым признаком которых является беспощадное осмеяние общественно вредных явлений и человеческих пороков?
(Сатирические)
Вопрос 2. Какие изобразительные средства используют художники и писатели для создания сатирических портретов?
Ответ ученика или комментарий учителя.
Художники и писатели имеют в своем арсенале совершенно разные, специфические “инструменты”: слово и краски.
Проведем небольшое исследование. Рассмотрим опорную схему (учитель “направляет”, корректирует процесс наблюдения, а ученики записывают гипотезу)
Способ отображения действительности
Литература | Живопись |
СЛОВО - инструмент | КРАСКИ - инструмент |
обычно мы задаем вопрос: | создает готовую картину, |
Как автор ИЗОБРАЗИЛ...? | ИЗОБРАЖЕНИЕ |
мы предстаем себе героя литературного произведения, “РИСУЕМ” его в своем воображении или наблюдаем его визуально
Позволяет постепенно, вслед за
автором рисовать, открывать для себя героя, ПОНЯТЬ замысел автора |
Дает готовое изображение, необходимо уметь его рассмотреть, увидеть, проанализировать, ПОНЯТЬ замысел автора |
Как видим, мы предположили, что литература и живопись разными средствами, но похожими приемами достигают одной той же цели. Попробуем доказать эту гипотезу.
1. Рассмотрим картину П.Федотова “Свежий кавалер” и попробуем с помощью текста представить портрет помещика Манилова. У Федотова чиновник, получивший первый орден, выглядит очень комично. Самодовольное выражение его лица, неестественно выпяченная нижняя губа, грозный взгляд и орден, в который чиновник горделиво тычет пальцем, никак не вяжутся с папильотками в волосах, старым рваным халатом и босыми ногами. Соединяя несоединимое, Федотов использует прием гротеска.
Подобно П.Федотову Н.В.Гоголь, говоря о Манилове: “... черты лица его не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...”, “..имел глаза сладкие, как сахар, и щурил их всякий раз, когда смеялся...”, также использует прием гротеска, максимально преувеличивая и заостряя такую особенность внешности Манилова, как слащавость. Через минуту общения с приятным Маниловым скажешь: “Черт знает, что такое!”
О многом говорит нам и одежда чиновника у П.Федотова. Шикарный шелковый халат, который мог бы придать облику своего владельца некоторое благородство, делает его наоборот смешным, глупым. Халат явно не по размеру худосочному чиновнику, едва накинут, не подвязан. И, конечно, халат – это совсем не место для награды! Какова же должна быть тогда ее цена?!
О манере Манилова одеваться мы узнаем совсем немного: “... в зеленом шалоновом сюртуке...”. Позже Гоголь объяснит нам трудности создания портрета Манилова.
2. И Н.В.Гоголь, и П.А.Федотов не просто смеются над своими героями. За “смешным” в федотовских картинах проступает страшное. Посмотрите на картину “Сватовство майора”. В этой жизни царит ложь, священное таинство брака оказывается предметом сделки. П.А.Федотов скрупулезно, по-гоголевски, выписывает лица и позы участников этой бытовой коллизии. Из глубины темного фона как бы выплывают фигуры двух женщин в светлых платьях. Поза невесты жеманна и неестественна. Мы понимаем, что внешней красоте, необыкновенно сложным цветовым нюансам, теплому колориту картины противопоставлены фальшь и трагизм происходящего.
Мы видим, как Н.В.Гоголь и П.А Федотов используют прием художественной детали в создании портрета на основе антитезы.
У Федотова антитеза: поза - папильотки; рваный халат-орден; внешняя красота и пышность - гнусная суть ситуации.
В применении к Манилову антитеза “живой – мертвый” означает, что хотя этот помещик никому не делал зла, но “и пользы тоже не принес никакой”, “ни то, ни се”. Гоголь так и говорит: “Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно; черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщинами лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ – и портрет готов”. Поэтому о Манилове только и можно сказать: “ Есть род людей, известных под именем: люди так себе, НИ ТО НИ СЕ...”. Именно в этом “ни то, ни се” суть портрета, мастерски созданного великим писателем..
3. О портрете Собакевича Гоголь повествует очень конкретно, скульптурно, прописывая детали:
“Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке”. Природа немного думала над фигурой и лицом Михайлы Семеновича: “хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом вынула глаза и, не обскобливши, пустила в свет”. “И вообще весь он походил на средней величины медведя”. Это сходство с медведем мы видим и в одежде, и в походке Собакевича.
Учащиеся находят в тексте другие элементы портрета героя – мебель, похожая на Собакевича, картины, похожие на Собакевича, и таким образом дополняют характеристику помещика.
Сравнение с медведем и с собакой делает портрет Собакевича особенно колоритным. Н.В.Гоголем используется также прием цветописи , используя в описании медный, коричневый цвета.
Представляя себе грузную, косолапую, с неподвижной шеей, фигуру Собакевича, мы воспринимаем его как что-то статичное, неповоротливое, неживое.
Такие же застывшие позы и лица мы видим на полотне ученика П.Федотова А.Л.Юшанова “Проводы начальника”, написанном в 1864 году.
Контрастное сопоставление ритмического рисунка поз, статичность, зафиксированность жестов и остановившихся улыбок, превращенных в гримасы, создают впечатление искусственного, фальшивого веселья людей-марионеток, марионеток чиновничьего ритуала. Восприятие людей как марионеток тоже создает ощущение “неживого”. Усиливает впечатление и яркое цветовое пятно в центре – белоснежные штаны главного виновника коллизии. Создается ощущение, что именно вокруг этого элемента одежды, а вовсе не человека, “закручено” действие.
Художник умело останавливает развивающееся действие в той его точке, когда, как в “немой сцене” Гоголя, все тайные пружины человеческих характеров и поступков проступают ясно и наиболее выпукло.
Наступило время обобщить наблюдения. Подтвердили или опровергли мы гипотезу, выдвинутую в начале урока? ( Гипотеза записана в тетрадях).
Вопрос 3. Почему портреты в произведениях художников и писателей 40х-60х годов 19 века приобретают сатирическую направленность?
Ответ. Сама действительность была источником творческого развития писателей и художников. Россия 40х годов 19 века – трудное время николаевской реакции. Своими противоречиями, “болезнями”, сложными, неразрешимыми вопросами это время само породило критическое искусство.
Думая о судьбе России, ее будущем, писатели и художники обличали пороки своего времени, отвечая тем самым на вопрос: чего не должно быть в цивилизованном, гуманном обществе. Таким образом, мы можем говорить о развитии в России критического реализма. П.А.Федотов, А.Л.Ушанов и Н.В.Гоголь не разоблачают тех или иных “героев”, не ищут “злого” в отдельных людях, а обличают законы, управляющие жизнью. Не люди виноваты в том, что происходит, а существующие порядки.
Учащиеся приходят к итоговому выводу и записывают его.
Вывод. Используя специфические для живописи и литературы средства для создания художественного образа, и писатели, и живописцы решают одни творческие задачи, создают одинаково убедительные сатирические портреты.
Считаю необходимым в конце урока дать небольшой комментарий. Для создания художественного образа недостаточно одной портретной характеристики. Существуют и другие приемы: описание характера, поступков героя, описание интерьера, принадлежащих герою вещей, сопоставление героя с другими действующими лицами и т.д.
Обычно учащиеся самостоятельно приходят к промежуточному заключению:
Портрет (внешние черты) - лицо, фигура, одежда - является лишь одним из приемов создания художественного образа.
Домашнее задание может быть следующим:
- (для сильных учеников)
Исследовать мотив еды в описании помещиков-героев поэмы “Мертвые души”. Написать эссе “Мотив еды как художественный прием в создании образа”. - (для слабых учеников)
Выписать цитаты, содержащие описание еды героев-помещиков. Подумать, как это описание характеризует героев.
Интеграция литературы и живописи таит в себе огромные возможности. Можно, например, предложить такие темы для разработок.
- импрессионизм как художественный прием в рассказе И.Бунина “Легкое дыхание” и картинах К.Моне, О.Ренуара;
- тема добра и зла в поэме М.Ю. Лермонтова “Демон”, стихотворении В.Брюсова “Демон” и в картинах М.Врубеля “Демон сидящий”, “Поверженный Демон”;
- тема “Мотив еды” в поэме “Мертвые души” или романе “Обломов” и фламандский натюрморт;
- тема “Поэтика любви” в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” и картинах Г.Климта “Поцелуй”, “ Любовь”.
- тема “Поэтичная живопись или живописная поэзия?” по стихотворениям Ю.Левитанского “Как показать осень”, “ Как показать зиму” и пейзажам художников – передвижников.
Для подготовки урока использована литература.
- Браже. Т. Интеграция предметов в современной школе. / Литература в школе – 1996 № 5;
- Популярная художественная энциклопедия. /Советская энциклопедия, М. 1986г.
- Гоголь Н.В. Поэма “Мертвые души”.