Литература
-
Мастер-класс «Развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей учащихся» (на примере урока литературы по теме «Любовь в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет») 2015
Цель мастер-класса: осознание значимости чтения для дальнейшего развития; овладения смысловым и эстетическим анализом текста, что в конечном итоге сказывается на успешном прохождении итоговой аттестации, способности учащихся определиться с выбором профессии, формирование гражданской позиции.
-
Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс 2015
Музыка и литература переплетены так крепко, что представить одно без другого невозможно. Два стихотворения – два взгляда на музыку, два неповторимых героя. С каким героем интереснее? Какой из героев ближе и понятнее? А что для нас с вами музыка? Мир грез или реальность? Она уводит от проблем или сопровождает и дает силы? Постараемся ответить на этот вопрос. Вслед за Платоном хочется воскликнуть: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями».
-
«Вьется по ветру "Веселый Роджер", люди Флинта песенку поют». 5-й класс 2015
Цель урока: мотивировать учащихся к прочтению романа Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ»; развитие речи, аналитического и логического мышления, стремления к творческому самовыражению; прививать любовь к литературе как к учебному предмету, воспитывать взаимоуважение.
-
Духовно-нравственные уроки «Слова о полку Игореве» 2015
Презентация к уроку поможет учителю организовать занятие, а ученикам погрузиться в эпоху, представить описанные в «Слове» события и образы, понять идею автора.
-
Тема урока литературы: «У войны не детское лицо». 5-й класс 2015
Цель урока: познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей-героев); развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения; воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой Отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения.
-
"Великий Пушкин". Литературный вечер, посвященный 216-летию А.С. Пушкина 2015
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с творчеством А.С. Пушкина, осмысливают знакомые произведения. Поэтический вечер воспитывает нравственные качества, интерес к творчеству А.С. Пушкина. В ходе подготовки к постановке литературно-музыкального вечера учащиеся перечитывают произведения поэта, учат роли, готовят костюмы, реквизиты, репетируют.
-
Исследовательская деятельность как средство метапредметного подхода в преподавании литературы 2015
Цель исследовательской деятельности: развитие личности, приобретение практических навыков исследования как способа освоения действительности, активизация самостоятельной деятельности, направленной на приобретение новых, и значимых знаний для учащегося. В статье рассматривается пример исследования краеведческого материала на основе стихов А. Жигулина.
-
Формирование "я"-образа в подростковом возрасте как фактор успешной социализации 2015
Подростковый период очень важен для формирования у подростка самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей впоследствии влияние на самопознание и самовоспитание, развитие личности.
-
Урок-КВН по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". 8-й класс 2015
КВН развивает творческий потенциал и мотивацию школьников, читательское восприятие. В ходе игры обсуждаются особенности жанра, ставится главный вопрос комедии.
-
Урок внеклассного чтения "На лепестках цветов написано посланье…" 2015
Урок знакомит с поэтическим творчеством. Раскрывается значение произведений о цветах в творчестве поэтов.
-
Викторина по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова "Своя игра". 6-й класс 2015
Игра по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова построена по принципу викторины и предназначена для учеников 6-го классов. Для того чтобы ответить на вопросы викторины, дети должны быть знакомы с биографией поэта, знать содержание нескольких его стихотворений, входящих в программу 6-го класса, обладать минимальными познаниями в области стихосложения и теории литературы.
-
А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге". Образность как основа поэтической памяти народа 2015
Урок способствует восприятию литературы как основы поэтической памяти народа, систематизирует знания учащихся в области образности, развивает навыки тематического сопоставления, анализа литературного произведения в контексте литературной эпохи, знакомит с произведениями Рылеева, Лермонтова, неизучаемыми на уроках литературы.
-
Нравственные испытания человека на войне (по рассказам В. Быкова "Одна ночь", В. Некрасова "Сенька") 2015
Урок литературы посвящен нравственным испытаниям человека на войне на примере рассказов В. Быкова «Одна ночь» и В. Некрасова «Сенька».
-
«Люблю тебя, мой край суровый, северный» 2015
Урок литературы в 6 классе по стихотворению Г.Н. Цыпукова "Люблю тебя, мой край суровый, северный..." проводится в рамках темы "Тема родины и родной природы в творчестве поэтов ХХ века" и имеет краеведческую направленность. Урок знакомит учащихся с личностью и творчеством поэта Г.Н. Цыпукова, развивает устную и письменную речь учащихся в ходе анализа поэтического текста.
-
«По страницам басен И.А. Крылова». 5-й класс 2015
Урок соответствует требованиям ФГОС. Учащиеся обобщают знания о творчестве И.А. Крылова, повторяют сведения о жанровом своеобразии басни, вырабатывают навык выразительного чтения, развивают воображение. Урок выполняет воспитательную функцию: учащиеся развивают умение находить собственные недостатки и исправлять их.
-
Внеклассное мероприятие «Судьба писателя в тоталитарном государстве», или «Обреченные на бессмертие» (литературно-музыкальная композиция для учащихся 10–11-х классов) 2015
Внеклассное мероприятие дает краткую историческую хронику страны в сложный исторический период 1-й четверти ХХ века – трагические судьбы, насильственно прерванные голоса, изъятые и запрещенные стихотворения, фрагменты из произведений известных писателей и поэтов русской литературы ХХ века. Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Бабель, Солженицын, Шаламов и многие другие приняли на себя основной удар тоталитарного режима, выстояли в неравной борьбе с политическим диктатом, подавлением творческой индивидуальности и духовной свободы.
-
Эффективная подготовка к ЕГЭ по литературе 2015
Меняются приоритеты в преподавании литературы, создаются новые образовательные стандарты и, следовательно, должна меняться система оценки результатов обучения. ЕГЭ имеет ряд сложностей. Экзаменуемый должен знать не только информацию о писателях и произведениях, но и проводить ассоциации, самостоятельно находить отдельные элементы художественной формы в тексте произведения, давать развернутый ответ в жанре сочинения.
-
Анализ эпизода в эпическом произведении 2015
Проблема прочтения художественного текста – одна из центральных в филологическом образовании. Она становится все более актуальна, поскольку в обществе заметно снижается уровень общегуманитарной культуры. Анализ учит, рассматривая каждый эпизод, искать его связи с целым. Эти связи всегда помогают проникнуть в глубь произведения. Ставя ученика перед необходимостью постигнуть смысл произведения через каждый эпизод, мы воспитываем квалифицированного читателя.
-
Герой в произведениях Зощенко. Речевые маски персонажей. Авторская речь и проблема сказа 2015
Среди русских прозаиков М.М. Зощенко представляет собой новый тип художника. И прежде всего новизна Зощенко относится к необычному стилю его повествования. Стиль зощенковского повествования вызван в первую очередь его писательской задачей. Языковой уровень есть внешнее выражение авторского замысла, авторской идеи и образа рассказчика. Цель работы: доказать, что язык в отрыве от литературных образов и замысла не обнаруживает подлинную жизнь слова в художественном произведении.
-
Психология детского чтения. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы 2015
Статья содержит размышления о необходимости духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы. В приложениях приведены конспекты уроков внеклассного чтения, помогающие в решении этой проблемы.
-
Биография и творчество И.А. Гончарова 2015
Цель урока: знакомство учащихся с личностью и писательской манерой И.А. Гончарова. На уроке формируется представление о месте писателя и его творчества в литературе XIX века, анализируются произведения А.П. Чехова «В усадьбе», «Табель о рангах». Развиваются навыки анализа текста художественного произведения и умения анализировать биографический материал.
-
Контрольно-обобщающий урок «В удивительном мире русской литературы XIX века». 7-й класс 2015
Задача учителя на уроке – не только проверить сумму знаний учащихся, но и вызвать у них эмоциональный отклик, эмоциональное отношение к героям, их поступкам, событиям, ориентировать на их развитие. С этой целью используется живое слово произведений и зрительный ряд: портреты писателей, иллюстрации к произведениям, книги писателей и поэтов XIX века, презентация.
-
«Поэты Кузбасса о себе, природе и родине». 5-й класс 2015
Урок знакомит с творчеством некоторых поэтов Кузбасса. Учащиеся приобретают навыки выразительного чтения поэтического текста. Показывается красота сибирской природы.
-
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10–11-х классов по теме «Нас лира в бой звала…» 2015
Цель урока: расширять знания по предмету, стимулировать интерес к изучению литературы, развивать воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки; любовь к поэтическому слову; воспитывать чувство патриотизма и личность ребенка, знающего и уважающего историю своей страны.
-
Урок по повести дальневосточного писателя И. Ботвинника «Парни ехали на войну». Прием антитезы в повести 2015
Автор, используя прием антитезы, сопоставляя, сталкивая такие понятия, как мир и война, жизнь – смерть, любовь – ненависть, свобода – плен, помогает читателю понять, что война – это зло, несущее гибель всему живому. Противостоит злу воин-освободитель, сильный духом, любящий жизнь, жертвующий своей во имя других.
-
«Моя малая родина. Москва и москвичи», посвящается Владимиру Алексеевичу Гиляровскому 2015
Эффективность патриотического воспитания зависит не только и не столько от количества проводимых мероприятий, но и от формирования единой системы, подхода в воспитании учащихся. Конечная цель работы – формирование личности гражданина, россиянина, защитника Отечества, патриота.
-
Интегрированный урок (литература + живопись) по теме «Русский сатирический портрет и герои поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"» 2015
Цель урока: расширять кругозор учащихся, привлекая их к миру искусства, развивать вкус; научить понимать секреты творческой мастерской писателей, художников, музыкантов, давать им оценку; свободно оперировать общими для разных видов искусств терминами. Учащиеся вооружаются умением анализировать, а значит, понимать произведения искусства и литературы.
-
Подготовка метапредметного урока литературы в старшей школе в условиях внедрения ФГОС 2015
Проектная деятельность учащихся в преподавании литературы с компетентностным подходом в обучении учит самостоятельной деятельности и работе в группе. В самостоятельной деятельности преобладает проектно-исследовательский подход, используются новые методы интеграции информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе; повышается интерес к изучению литературы.
-
Салтыков-Щедрин «История одного города» 2015
Цель урока: дать общее представление о произведении «История одного города», выявить особенности сатиры Салтыкова-Щедрина.
-
К 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Урок-осмысление Бородинского сражения 2015
К 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года проводится урок-осмысление Бородинского сражения. Цель: анализируя произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино», рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувства патриотизма, собственного достоинства, навыки чтения стихотворения и умение высказывать свое мнение о прочитанном.