В литературе 18 века нет более всеобъемлющего характера, чем Робинзон Крузо.
TillardE. M. W
Цели:
- обобщение знаний учащихся о романе Д. Дефо «Робинзон Крузо», о характере главного героя;
- привитие интереса к культуре страны изучаемого языка через знакомство с художественной литературой.
План урока:
1. Вступительное слово.
2. Литературная игра «Робинзон».
2.1. Аукцион.
2.2. Дневник Робинзона.
2.3. Профессии Робинзона.
2.4. Робинзон – кулинар.
2.5. Знаете ли Вы…?
2.6. Сундучок.
2.7. Календарь.
2.8. Переводчик.
3. Подведение итогов.
Оснащение урока:
- Портрет Д. Дефо.
- Буквы слова «робинзон» трех цветов.
- «Ромашка».
- Бумага, фломастеры.
- Каша (просеянная перловая, ячменная, овсяная).
- Выставка книг.
Сценарий занятия
1. Вступительное слово
Обратите внимание на книжную выставку.
Подумайте и скажите, что, по вашему мнению,
объединяет эти книги? (В. Ананян «Пленники
Барсова ущелья», Ж. Верн «Таинственный остров», У.
Голдинг «Повелитель мух», Д. Дефо «Робинзон
Крузо», Я.Мартель «Жизнь Пи», В. Г. Уэллс «Остаться
в живых»). Как бы вы предложили назвать эту
выставку?
(Эти книги объединяет тема путешествий и
приключений. Книги рассказывают о том, как
человек выживает в экстремальных
обстоятельствах. Выставку можно назвать
«Робинзонада»).
Откуда к нам пришло это слово «робинзонада», и
что оно обозначает?
(Слово «робинзонада» вошло в русский язык еще в
XVIII веке, когда во многих европейских странах
стали появляться одна за другой десятки книг,
написанных под влиянием «Робинзона Крузо»).
Робинзонада (от имени главного героя Д. Дефо
«Робинзон Крузо») – художественное
произведение, сюжетом которого служит история
благоустройства героя или группы героев,
оторванных от цивилизации.
(Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. – М.:
Рус. Яз.,– 1988.–608с.).
2. Литературная игра «Робинзон».
Условия игры:
- Класс делиться на 2 команды (например, «Робинзончики» и «Робинзонята»);
- Ответы оцениваются с помощью букв разного цвета (красный – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно);
- Каждому заданию соответствует одна буква слова «Робинзон».
Задание №1 (Буква «Р»). Аукцион
Перед чтением романа дома каждый из вас получил закладку – рифмовку с вопросами «Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?». По ходу чтения романа вы записывали вопросы. А теперь мы проведем аукцион. На лепестках ромашки записаны вопросы. Нужно оторвать лепесток и предложить цену (сколько придумано вопросов). Побеждает тот, кто больше придумал вопросов.
Где? Где Робинзон Крузо разрабатывал плантации
сахарного тросника? (Бразилия)
Когда? Когда Робинзон отправился в роковое
путешествие?
Куда? Куда направился Робинзон, когда увидел на
песке след голой человеческой ноги?
Откуда? Откуда на острове появился Пятница?
Почему? Почему Робинзон назвал своего дикаря
Пятница?
Зачем? Зачем Робинзон делал ограду на своем поле?
Как? Как Робинзону удалось избавиться от
прожорливых похитителей его урожая?
Задание №2 (Буква «О»). Дневник Робинзона
На протяжение всего своего вынужденного одиночества Робинзон Крузо вел дневник. Но случилось так, что дневник попал в воду, и часть записей была испорчена. Восстановите утраченные записи.
Дневник Робинзона
Зло |
Добро |
Дневник Робинзона
Зло |
Добро |
Задание №3 (Буква «Б»). Профессии Робинзона
Чтобы выжить, Робинзону пришлось многому научиться. Какими профессиями овладел герой романа Д. Дефо? Заполните его «трудовую» книжку.
Сведения о работе
№ записи |
Дата |
Сведенья о приеме на работу, о переводах на другую работу и об увольнении (с указанием причин и со ссылкой на статью) | На основании чего внесена запись (документ, его дата и номер) | ||
число |
месяц |
год |
|||
|
(Профессия Робинзона Крузо: столяр, землекоп, охотник, строитель, гончар, фермер, пекарь, точильщик, рыбак, корзинщик, дрессировщик, животновод, кораблестроитель, портной, угольщик, свечник, оружейник, учитель, повар, проповедник и т.д.).
Задание №4 (Буква «И»). Робинзон – кулинар
Человек может долгое время обходиться
без каких – то вещей, но он не может
жить без пищи. За годы, проведенные на острове,
Робинзон стал неплохим поваром. Попробуйте и
определите, какую кашу любил и чаще всего
готовил Робинзон Крузо. (Участники с
завязанными глазами должны попробовать разные
каши и назвать любимую кашу Робинзона).
(Любимая каша Робинзона – просяная).
Задание № 5 (Буква «Н»). Знаете ли Вы…?
Блиц-турнир. Какая команда быстрее ответит на вопросы. Каждый правильный ответ – одно очко.
1. Настоящая фамилия Робинзона Крузо. (Крейцнер).
2. Какое образование получил Робинзон Крузо? (Домашнее
воспитание, бесплатная городская школа).
3. С каким государством торговал Робинзон
Крузо? (Гвинея).
4. Сколько лет провел в плену Робинзон Крузо? (2
года).
5. Как Робинзон Крузо назвал остров, на
котором очутился после кораблекрушения? (Остров
Отчаяния).
6. Какие вещи, предметы Робинзон Крузо не мог
сам делать в первое время нахождения на острове? (Пиво,
бочки, свечи, корзины).
7. Что стало причиной обращения Робинзона Крузо к
Библии? (Болезнь, сон).
8. Перечислите три основных занятия Робинзона
Крузо на острове. (Работа, чтение Библии, охота).
9. Через сколько лет жизни на острове Робинзон
обнаружил человеческие следы? (15 лет).
10. Роковая дата для Робинзона Крузо. (1 сентября
1651, 1653 годы).
11. О какой профессии для сына мечтали родители
Робинзона Круза? (Юрист).
12. Как провел свой первый день на острове
Робинзон Крузо? (В слезах и жалобах на свою
злосчастную судьбу).
13. Лекарство Робинзона Крузо от лихорадки. (Ромовая
настойка с табаком).
14. Как провел Робинзон Крузо день первой
годовщины пребывания на острове? (Строгий пост
и молитва).
15. Первая лодка, построенная Робинзоном, была
оставлена как памятник … (глупости).
16. Почему Робинзон отказался от охоты на дикарей? (Не
имел права взять на себя роль судьи и палача; не
мог подвергать себя риску).
Задание № 6 (Буква «З»). Сундучок.
Робинзону после кораблекрушения удалось
спасти некоторые вещи с разбитого
судна. Из предложенных Вам вещей
отберите только те, которые Робинзон взял с собой
на остров.
(Количество предметов не ограничено. От
каждой команды один участник).
(Робинзон взял с собой: пилу, сухари, рис,
пистолет, гвозди, отвертку, чернильницу,
географические карты, бумагу).
Задание № 7 (Буква «О»). Календарь.
Герой романа Д.Дефо вел точный счет времени
своего пребывания на острове Отчаяния. Как он это
дела? Нарисуйте календарь, которым
пользовался Робинзон Крузо? (От каждой
команды 1 участник).
(«С тех пор я каждый день делал на своем столбе
зарубку в виде короткой черточки. Через шесть
черточек я делал одну длиннее – это означало
воскресенье; зарубки же, обозначающие первое
число месяца, я делал ещё длиннее. Таким образом я
вел мой календарь, отмечая дни, недели, месяцы и
годы.»).
Задание №8 (Буква «Н»). Переводчик.
Роман Д.Дефо написан на английском языке, мы
знакомимся с ним в переводе К. Чуковского.
Переведите на русский язык полное название
романа.
«In life and wonderful adventures of Robinson Cruso, the sailor from York written by
himself, the story about Robinson’s life during 28 years on the uninhabited island,
situated near the American shore and near the estuary of Orinoco, where he had been trown
out after the shipwreck and death of all crew, and about his unexeptable release by
pirates is told”.
(«Жизнь и удивительные приключения Робинзона
Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать
восемь лет в полном одиночестве на необитаемом
острове у берегов Америки, близ устья
великой реки Ориноко, куда он был выброшен
кораблекрушением, во время которого погиб весь
экипаж, исключая его одного, с изложением его
неожиданного освобождения пиратами, написанные
им самим»).
Обобщение.
Ответьте на вопросы.
Какие черты характера Робинзона Крузо помогли
ему выжить на острове и остаться человеком?
(Мужество, стойкость, воля, целеустремленность,
оптимизм, способность преодолевать трудности и
добиваться всего своим трудом, трудолюбие, ум,
смекалка, здравый смысл, вера в бога, вера в себя,
предприимчивость, энергия, изобретательность,
практичность, любовь к жизни).
Как изменился Робинзон за время пребывания на
острове Отчаяния? Что помогало ему?
3. Подведение итогов игры
Побеждает команда, у которой в слове РОБИНЗОН больше букв красного цвета.
Награждение победителей.
Варианты дополнительных заданий:
1) Составьте меню Робинзона Крузо. (Козлятина,
рыба, черепашье мясо и яйца, рисовые лепешки,
пудинг, фрукты, изюм, хлеб, пиво)
2) Разгадайте кроссворд «Робинзон».
По горизонтали:
1. Естественное углубление в скале, около
которого находился загон для стада Робинзона.
(Грот)
3. Животное, которое составляло стадо
Робинзона. (Коза)
4. Племя дикарей, пытавшееся съесть Пятницу. (Канибалы)
5. Кем, по религиозным убеждениям, был пленник,
спасенный Робинзоном и Пятницей от дикарей? (Христианин)
6. Национальность человека, спасенного
Робинзоном и Пятницей от дикарей. (Испанец)
7. Как называл Робинзон свое жилище в последние
годы пребывания на острове? (Замок)
8. Кем провозгласил себя Робинзон, когда число
жителей острова Отчаяния увеличилось
до четырех человек? (Король)
9. Одна из зерновых культур, успешно выращиваемых
Робинзоном на острове. (Ячмень)
По вертикали:
2. «…моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве…» (Робинзон).