Цели урока:
1) образовательная: в ходе урока способствовать формированию навыков анализа художественного текста;
2) развивающая: развивать умение выделять главное, существенное, пробуждать у учащихся стремление рассуждать, анализировать, способствовать развитию умения логически излагать мысли;
3) воспитательная: содействовать развитию нравственных качеств личности учащихся, содействовать воспитанию активного читателя, способствовать формированию культуры общения.
Форма проведения урока: диалог учителя и учеников. Компьютерная режиссура урока.
Оборудование: 1) тексты рассказа Л. Андреева “Кусака”; 2) ИКТ; 3) раздаточные листы с опорным конспектом для заполнения в ходе урока.
Ход урока
В начале урока звучит песня в исполнении Т. и С. Никитиных “Собака бывает кусачей”.
Вступительное слово учителя.
- Почему в начале урока звучала эта песня?
- Какое впечатление произвёл рассказ?
- В какое время происходили события?
- Как вы думаете, почему Л.Андреев решил рассказать читателям историю собаки? Чем заслужила собака того, чтобы о ней написали рассказ?
Приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? Леонид Андреев написал свой рассказ в 1901 году. История с Кусакой – не исключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо. Что тревожило автора? Для чего он рассказал эту историю. (Рассказ о собаке? О людях?)
У вас есть домашние животные? У меня есть кошка Матильда Ивановна. Она очень умная и милая. А ваши какие? (Рассказы детей, фото и т.д.)
У вас замечательные четвероногие друзья, и вы их любите. А Кусака какая? (Добрая, одинокая, умная, ответственная…)
Грустно оттого, что эта добрая собака такая несчастная и одинокая.
Анализ рассказа.
Рассказ построен по принципу кольцевой композиции. Композиционный круг – круг жизни. В центре круга – главный герой – собака. Вокруг неё люди и всё, что существует в природе. В течение разговора мы заполним опорный конспект. (В ходе беседы ребятами заполняются опорные конспекты, на слайдах тоже появляются записи)
1) Итак, обратимся к тексту. В тексте 4 части. 4 времени года. 4 этапа в жизни собаки.
В какое время года начинается история о Кусаке? Найдём в тексте ключевые слова, передающие состояние природы в 1 части.
Слайд 6–8. Презентация
2) Каково отношение людей к Кусаке, каково её состояние. Давай-те заполним наш конспект (ключевые слова).
Что вас удивило в поведении собак? Дворовые чувствовали своё превосходство и гнали Кусаку. А она тянулась к своим собратьям и к людям.
Слайд 9
3) О чём “мечтала” Кусака? Ей, как и человеку, хотелось быть кому-то нужной, поэтому она “бескорыстно сторожила” пустую дачу. Андреев использует приём “очеловечения”, он раскрывает нам мысли и чувства собаки. Однажды пропойца-мужик пожалел Кусаку, но… Люди помнят свою боль и обиду, не замечая жестокости по отношению к другим.
Слайд 12
4) 2 часть. Наступила весна. Весна – символ жизни. Всё меняется, изменилась и жизнь собаки. Появились добрые люди, которые “отняли её непримиримую злобу”. Второй раз в своей жизни собака поверила людям, но “…ей больно было от непривычной ласки, словно от удара”. (Ключевые слова, каждый ученик находит, затем сверяем с доской и находками ребят)
Слайд 14
(Звучит мелодия любая из предложенных)
Давайте понаблюдаем за собакой, людьми, природой и заполним опорный конспект. Обратите внимание, пейзаж является одним из выразительных средств. Картины природы передают состояние собаки, подчёркивают её переживания: и горе, и радость.
Слайд 15
5) 3 часть. Лето. “…душою расцвела Кусака”. Она не заботилась о пище, её ласкали. Всё хорошо? Добрые люди собирались и хохотали, глядя “как Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в её глазах странной мольбы”. Она лишь игрушка. Люди ласкали ради своей забавы.
Слайд 18
6) 4 часть Осень Изменилась природа, “небо плачет”. Люди засобирались в город. Они бросили Кусаку. Предали. Кусака снова осталась одна. Ночью она выла, от чего? (От одиночества, от обиды, от предательства..).
Писатель с помощью слов передал нам состояние Кусаки. Можно с помощью цвета отразить состояние собаки зимой, весной, летом, осенью? (покажите это в своих опорных конспектах). Посмотрите что у вас получилось.
Четыре времени года. Четыре этапа жизни. Круг замкнулся. Горький страшный круг.
Но что могла сделать Леля? Она могла что-нибудь изменить? (Забрать с собой Кусаку, должна была уговорить маму, убедить, отдать собаку кому-нибудь… и т.д. А если в городе нет условий для содержания собаки, а если …)
На сайте в интернете грустные истории, страшные “судьбы” собак. Истории не о литературных героях, а о реальных собаках, реальных людях. Равнодушных. Жестоких.
“Меня предали. Я потерялся. Мне холодно. Меня забыли на даче. Я хочу есть. Я родился на помойке. Мне страшно. Меня давят машины. Мои хозяева развелись. Я болею. Меня бьют ногами. Я не могу без дома. Я люблю тебя. Я жду тебя. Возьми меня домой”.
Слайд 20
Что можем сделать мы? Всех собак не спасёшь. Ничего?! Что можем изменить мы? Мы можем хотя бы не бросать своих друзей, тех, кого приручили мы, кто нам доверился.
Вспомните, в 4 части Л.Андреев рассказывает о деревенском дурачке Илюше. Для чего? Ведь к Кусаке он не имеет никакого отношения.
Л.Андреев писал: “…в рассказе "Кусака" героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни...”.
Рассказ Л.Андреева не столько о собаке, сколько о людях. О людях, жестоких или всего лишь равнодушных к другим, и о людях, страдающих от чужой чёрствости и безразличия. Жестокость стала настолько привычной в нашем мире, что её не замечают ни окружающие, ни те, кто эту жестокость совершает. А равнодушие? Безразличие к тому, что происходит вокруг?
Проблема одиночества – проблема не только собаки, но и всего мира. В рассказе нет счастливого финала. Собака осталась одна. Круг замкнулся. Любовь спасает от одиночества. Любовь нужна была и собаке. Как много рядом с нами тех, кому нужно наше внимание, забота. Подарите им свою любовь. И, конечно, нужно уметь дорожить теми, кто рядом с нами, кто любит нас.
Домашнее задание. Выберите понравившуюся тему и напишите эссе: 1) “Письмо Леле”, 2) “Тот, кто мне дорог”,3) о чём хотел сказать Л.Андреев.