Цель:
- познакомить учащихся с указанным стихотворением;
- обобщить наблюдения детей об осени по ранее изученным произведениям.
Воспитательная цель: прививать любовь к родной природе.
Коррекционная цель:
- совершенствовать технику чтения;
- активизировать мышление и речь учащихся.
Ход урока
I. Рапорт
II. Речевая зарядка.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном...
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (об осени)
- Какая картина соответствует этому стихотворению, как вы думаете? (поздняя осень) Слайд 2
III.Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением про осень.
Это стихотворение И.А.Бунина “Первый снег”. Поработаем над выразительным чтением стихотворения, попробуем создать к нему макет презентации.
А также обобщим наши наблюдения об осени, сделанные на проведенных ранее уроках.
IV. Проверка домашнего задания.
- О поздней осени вы читали дома рассказ. Вспомните его название и кто его написал. (В.Астафьев. Осенние грусти...) с.72-73
- Чтение рассказа учениками.
Вопросы:
1) Почему осенняя пора навевает на человека грусть? Найдите в тексте отрывки, где говорится об этом и прочитайте. С каким чувством надо читать эти предложения? Слайд 3
2) Прочитайте описание отлета гусей. С чем сравнивается их стая? (ниточка, прошившая небо).
V. Физ.пауза для глаз.
VI. Беседа об осени.
1) Работа в парах.
- На улице осень. Однако, в народе говорят об осени по-разному: то “золотая осень”, то “поздняя осень”. Выберите из предложенных на карточках осенних признаков нужные и распределите их по назначению. Слайд 4,5
Золотая осень Поздняя осень листья пожелтели голые деревья листопад льют дожди в воздухе захолодало пасмурные дни птицы летят на юг заморозки по утрам дни короче ночи
Так природа готовится к зиме.
2) Прочитайте название стихотворения (“Первый снег”)
- Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?
- Когда выпадает первый снег?
- Каким он бывает?
VII. Стихотворение И.Бунина “Первый снег”.
1) Портрет писателя.
Автором стихотворения “Первый снег” является писатель И.А.Бунин. Слайд 6
Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель XX века, имеющий большие заслуги в литературе (лауреат Нобелевской премии). В его творчестве большое место занимает тема природы. Он очень точно умел ее описывать.
В этом мы сейчас убедимся.
2) Словарная работа.
Пурпур – ярко-красный цвет. Слайд 7
“Ярким пурпуром зажглися... небеса...” - небо осветилось ярко-красным цветом.
Вереница – ряд сходных предметов (людей, фигур), движущихся друг за другом цепью, один за другим . Слайд 8
3) Чтение стихотворения учителем, учениками.
4) Беседа по стихотворению.
- Какую картину нарисовал автор? Опишите ее кратко своими словами, а потом прочитайте нужные строчки.
- Кто из вас наблюдал, как выпадает первый снег? Какие чувства вы испытывали при этом? Радовало вас это или огорчало?
- А как поэт относится к наступающей зиме?
VIII. Физминутка
“Белый снег”.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится (руки через стороны вверх, покачивания руками над головой)
И на землю тихо
Падает, ложится. (присели, руки опустили на пол)
И под утро снегом (встали, покружились на месте)
Поле забелело, (руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
Точно пеленою
Всё его одело. (присели, руки опустили на пол)
5) Работа по созданию макета презентации по стихотворению.
Дети сами выбирают иллюстрации (из предложенных учителем) и подписывают строками стихотворения. Слайд 11-13
6) Картина А.Пластова “Первый снег”. Слайд 14
А вот как художник Пластов изобразил это осеннее мгновение.
IX. Домашнее задание.
с.73. Наизусть.
X. Итог урока и оценки.
- О чем же мы говорили сегодня на уроке?