Лирическая страница химии (химические элементы и их соединения в произведениях А.С. Пушкина). Интегрированный урок химии и литературы

Разделы: Химия, Литература


Всем с детства знакомо звонкое имя – Пушкин. При этом имени тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем отразилась русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.
Александр Сергеевич Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его с детских лет, и все же каждый раз, раскрывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, прежде не изведанное, сверкнувшее как бы впервые.
Уже с первых строк, или с первых стихов, или начальных аккордов рука великого художника мощно увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и вызывает в нашей душе все лучшее, глубокое, настоящее, что есть в ней.
Гений Пушкина был символом эпохи, его произведения объединяют литературные, исторические, химические аспекты.  Гении рождаются с первоначальными знаниями по химии, литературе, истории.  Если бы Пушкин не был поэтом, мы бы сейчас цитировали его труд под названием « Восхитительнейший химический анализ свертывания и развертывания жизни на земле»
Великая эрудиция  великого Пушкина восхищает современников. Органично вписались в канву его стихов химические термины.
Александр Сергеевич Пушкин  использовал в своих произведениях упоминания о нескольких   химических элементах и химических соединениях.
Выискивая упоминания о химических соединениях и разных препаратах в произведе­ниях Пушкина, мы в очередной раз соприкоснулись с великолепными строками великого поэта. И еще раз убедились в высоком уровне образованности и широте интересов одного из самых талантливых людей России.
К Пушкину приходишь не однажды. Как жизнь открывается человеку постепенно, так и творчество поэта постепенно расширяется и углубляется

Цели урока:

Образовательные: расширение представлений о специфике естественнонаучного знания, его осмысление с точки зрения исторического развития; формирование научного мировоззрения на основе рассмотрения учебного материала в исторической ретроспективе и осознание прикладного характера естественнонаучных знаний, их роли в решении общечеловеческих проблем, формирования эстетических вкусов, эстетической восприимчивости, интереса к ценностям науки и культуры,
Развивающие: развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы; умений работать с дополнительной литературой, способствовать развитию коммуникативных, рефлексивных умений и эмоциональных качеств личности.
Воспитательные: воспитание патриотического чувства гордости за русских ученых и поэтов на примере их беспредельной преданности служению науке и Отечеству.

Оборудование:

1. Экран, компьютер с проектором.
2. Выставка литературы по теме, список дополнительной литературы.
3. Коллекция минералов.
4. Бирки от серебряных и золотых украшений.
5. Минеральная вода из разных источников.
6. Гипс, асбест, алебастр, вода для практической работы, салфетки.
7. Спиртовка, держалка, растительное масло, химические стаканы.
8. Музыка.

Межпредметные связи урока: химия, литература, русский язык, история.

Оборудование: интерьер 19 века, на столах  горят свечи, на задней стене – портрет А.С.Пушкина.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка И.С.Баха «Хоральная прелюдия».
Чтец читает стихотворение:

Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живёт:
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мёд.
Пленительны и полнозвучны
Текут родимые слова....
Как наши выдумки докучны
И новизна как не нова.
Но в совершенстве хладный камень
Его черты нельзя замкнуть
Бежит, горя, летучий пламень,
Взволнованно вздымая грудь.
Он – жрец и страстный человек,
Но в смене чувства небывалой
К одной черте направлен бег,
Москва и лик Петра победный,
Деревня Моцарт и Жуан,
И мрачный Герман, Всадник Медный,
И наше солнце, наш туман.
Романтик, классик, старый, новый.
Он – Пушкин и бессмертен он!

Хозяйка салона (Софи Дельвиг): Дамы и господа! Сегодня наш дом открыт для тех, кто по-настоящему любит А.С.Пушкина. Пушкина-поэта, Пушкина-прозаика, Пушкина-человека. Он в наших мыслях, наших сердцах, он в своих стихах, он – повсюду и всегда!

(Звучит «Вальс Грибоедова»)

Хозяин салона (Антон Дельвиг): Надеемся, скучать вам не придётся. О Пушкине, нашем дорогом Французе, как звали его в лицее, нашем Алексе, мы поговорим здесь.

Слуга: Не угодно чаю?

Хозяйка салона: Чай – это замечательно. Но лучше вы, Николай Николаевич, расскажите о своей встрече с Пушкиным в 1820 году.

Раевский: Я хочу рассказать вам о знаменитом дубе, который стоит на тракте Ростов – Новочеркасск. Он заметил, что на ветке дерева сидит девушка в длинном ярком платье, схваченном у талии цветным расшитым поясом. Он сказал мне: «Смотри, Николас, русалка на ветвях сидит». А я ответил: «На дубе сидит девка-казачка, но ты не был бы Пушкиным, если бы не увидел русалку. За это и люблю тебя, Пушкин».

Хозяйка : Погоди, душа моя, мой Сереженька так славно читает эти стихи. Приведите-ка Серёженьку.

(Мальчик читает «У лукоморья дуб зелёный..»)

Дельвиг: Однажды, увлёкшись молодой цыганкой Земфирой, Пушкин пристал к цыганскому табору и исчез на неделю. Эти дни он прокочевал с цыганами.

Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;
Между колесами телег,
Полузавешанных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле.
Всё живо посреди степей:
Заботы мирные семей,
Готовых с утром в путь недальний,
И песни жен, и крик детей,
И звон походной наковальни.

(Исполняется цыганcкий танец.)

Хозяин салона:  Жуковский назвал его надеждой нашей словесности, будущим гигантом, который всех перерастёт.

1-й ведущий: 1837 год 10 февраля 2 ч. 45 мин. (пауза): В этот день перестало биться сердце великого русского поэта.

Звуки хронометра.

Глаголы Пушкина

И впредь шуметь его глаголам
По городам по всем, по селам,
По всей родной земле шуметь,
Будить к добру булат и медь,
Бессмертным эхом кочевать,
И жечь сердца, и врачевать.

(Е. Исаев)

2-й ведущий: Всем с детства знакомо звонкое имя – Пушкин. При этом имени тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем отразилась русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.

На фоне музыки (фрагмент симфонии № 6 П.И. Чайковского) звучат слова ведущих.

1-й ведущий: Александр Сергеевич Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его с детских лет, и все же каждый раз, раскрывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, прежде не изведанное, сверкнувшее как бы впервые. Слышишь живой голос, видишь то безудержно веселые, то задумчивые, умные глаза и невольно втягиваешься в беседу с поэтом.

2-й ведущий: Стихи его прекрасны!.. Читаешь их, и будто поднимают они тебя над землей, и ты чувствуешь, видишь все, о чем написал поэт. Как много в них тепла, сердечности, золотистого цвета! Солнце русской поэзии – так всегда называли Пушкина. Так называем его и мы.

1-й ведущий: Огромно влияние творчества А.С. Пушкина на литературу, на культуру самых различных народов, на русскую классическую музыку. Часто произведения великого поэта вдохновляли композиторов создавать свои музыкальные шедевры. Поэзия Пушкина сама была музыкой и музыку рождала.

2-й ведущий: Уже с первых строк, или с первых стихов, или начальных аккордов рука великого художника мощно увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и вызывает в нашей душе все лучшее, глубокое, настоящее, что есть в ней.

(Музыка звучит громче, а потом выключается.)

Ведущий 1: А все начиналось с детства. Пушкин родился в 18 веке. А через год наступил новый 19 век. У русского народа есть такая примета. Когда отмечают Новый год Нового века, то тот, кто перешагнет первым порог в доме в момент боя двенадцати часов, должен стать известным в стране, в мире, стать гордостью века.

Бой курантов.

Ведущий 1: Народная примета сбывалась. Через 15 лет имя Пушкина было известно как имя талантливого поэта.

2-й ведущий: В семье Пушкиных все увлекались литературой, поэзией. В их доме бывали знаменитые литераторы того времени: Н.М. Карамзин, молодой Жуковский, Батюшков. Дядя Пушкина, Василий Львович, был известным поэтом, да и сам Сергей Львович немного писал.

1-й ведущий: Страсть к поэзии появилась у Пушкина с детства. В восьмилетнем возрасте он уже сочинял стихи, в детские годы познакомился с произведениями русской и зарубежной литературы. Наша память, наша любовь к Пушкину закономерны, потому что всё творчество поэта неразрывными нитями связано с современностью.

2 Ведущий:

Его ни с кем нельзя сравнить,
Его стихи нельзя забыть.
Какой талант и ум какой
В единое соединились
И стихотворной красотой
В поэте русском отразились!

1 Ведущий: Его творчество многогранно; поразительной была отзывчивость поэта на все "впечатленья бытия"; он вслушивался в "жизни шум" и как эхо откликался на всё, "перстами лёгкими, как сон" касался всего.

2 ведущий: Гений Пушкина был символом эпохи, его произведения объединяют литературные, исторические, химические аспекты.  Гении рождаются с первоначальными знаниями по химии, литературе, истории.  Если бы Пушкин не был поэтом, мы бы сейчас цитировали его труд под названием « Восхитительнейший химический анализ свертывания и развертывания жизни на земле».

1 ведущий: Великая эрудиция  великого Пушкина восхищает современников. Органично вписались в канву его стихов химические термины.

2 ведущий: Например, серебро, серебряный, серебристый, серебрится, сребренник и т.п. Все они объединяются соответствующим символом, в данном примере Ag, и снабжаются подстрочным числовым индексом – по их количеству, например, Ag5. В итоговой формуле порядок расположения символов определяется их индексом, т. е. частотой встречаемости.
Для А.С. Пушкина развернутая формула (на основе анализа "Полного собрания сочинений в десяти томах", Ленинград, "Наука", 1977 г.) такова:

Au 216Ag55 Fe22 Cu15 Pb 12S2 Hg 2Sb

Александр Сергеевич Пушкин  использовал в своих произведениях упоминания о нескольких   химических элементах и химических соединениях.

2 ведущий: По-гречески он означает «лед», а особый блеск ему придает содержание свинца. Что это за материал? (Хрусталь)

1 ведущий:

Каждому из нас известны слова
… во мгле печальной
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном

(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Мультфильм с песней «Царевна»

2 ведущий: Горный хрусталь – разновидность кварца, который является кристаллической формой диоксида кремния  SiO2. Минерал необычайно привлекателен благодаря своей чистоте и прозрачности. Насколько реальна описываемая картина?  Существует ли кусок кварца такого размера?

1 ведущий: Фантазия поэта в данном случае не выходит за рамки возможного. Например, на Полярном Урале был найден кристалл горного хрусталя массой 1,5т. горный хрусталь хорошо обрабатывается. Интересно, что в Оружейной палате хранится самовар Петра 1, выточенный из единого куска горного хрусталя, вполне возможно, что его мог видеть и Пушкин.

2 ведущий: Сектор «Черный ящик». В настоящее время во многих банках и фирмах устанавливают окна из тонированного стекла, которое часть света отражает, а часть пропускает. Секрет в том, что с внешней стороны стекла покрыто тонким слоем металла. В ящике – изделие из этого металла.
– Что это за металл? (Серебро)

1 ведущий: В произведениях А.С.Пушкина мы, конечно же, встретим и это химический элемент. Нам поднесли кофею в чашках, оправленных в серебре. (Серебряная посуда)

2 ведущий: (Серебро (Argentum, от лат. — светлый, белый) Ag — элемент I группы, 5-го периода периодической системы Д. И. Менделеева, п. н. 47, атомная масса 107,868. Серебро — благородный металл.) Технология изготовления стеклянной или фарфоровой посуды, оправленной в металл, достаточно сложная, тем не менее в те годы она уже существовала.

1 ведущий:
–  Дамы сидели около стен; молодые блистали всей роскошью моды. Золото и серебро блистало на их робах. («Арап Петра Великого»)
– … Другой выйдет на гулянье в карете из кованого серебра 94-ой пробы. («Путешествие из Москвы в Петербург»)

2 ведущий: Проба серебра указывает процентное содержание чистого металла в изделии. Для изготовления различных предметов используют обычно не стопроцентное серебро (оно недостаточно твердое), а его сплавы, чаще всего с медью. 94-ая проба серебра существует и в наши дни.

1 ведущий: Любопытен альбом Евгения Онегина – "Опрятно по краям окован // Позолоченным серебром." или "Морозной пылью серебрится // Его бобровый воротник".

Учитель литературы:Золото у  Пушкина  составляет две трети всего стихохимического состава. Практически каждый навскидку вспомнит строки из произведений поэта, где встречается это слово? ("Золотой петушок" , и "Золотая рыбка", и "…орешки не простые, все скорлупки золотые", и "У Лукоморья дуб зеленый; // Златая цепь на дубе том…" )

2 ведущий: Расскажите об этом металле как о химическом элементе (Золото (лат. Aurum), Au, химический элемент I группы периодической системы Менделеева; атомный номер 79, атомная масса 196,9665; тяжелый металл желтого цвета. Состоит из одного устойчивого изотопа 197Аu. )

Выходит коробейник, у которого бирки от серебряных и золотых изделий.

Задание: определить % содержание серебра и золота в изделиях.

1 ведущий: Два других металла – олово и свинец, – известны человечеству с древнейших времен, также упоминаются в произведениях Пушкина.
«один из чиновников … прищемил оловянными очками багровую шишку, заменявшую ему нос… и начал чихать… («Кирджали)
Олово было наиболее подходящим металлом для изготовления предметов сложной формы. Такая оправа для очков несколько тяжеловата, зато не вызывает раздражение кожи. Пластмассовых  оправ или оправ из цветных металлов, имеющих на переносице полимерные пластинки, в то время, естественно, не было.

2 ведущий: Наиболее известное в те времена применение свинца – для изготовления пуль. Свинец (Plumbum) Pb — элемент IV группы 6-го периода периодической системы Д. И. Менделеева, п. н. 82, атомная масса 207,19. Самородный Свинец встречается редко, наиболее важный минерал — галенит (свинцовый блеск) PbS. Свинец — мягкий, ковкий и пластичный металл серого цвета. Все растворимые соединения Свинца ядовиты.

«Свинец врага в его вонзился грудь…» («Гречанка верная..»)
И еще – из характеристики Евгения Онегина:
"И разлюбил  он  наконец  // И брань, и саблю, и свинец."
"Свинцовой бледностью покрыты… » (о голове из "Руслана и Людмилы")
«Метель, свинцовый свод небес... " (из вариантов к "Евгению Онегину").
"Лежала в сердце, как свинец // Тоска любви … ("Кавказский пленник")
"И, как свинец, пошел ко дну." ("Братья разбойники")

В настоящее время свинец в чистом виде для таких целей не употребляется, т.к. слишком мягок и потому обладает слабой пробивной силой. Вместе с пулями, естественно,  упоминается порох:

Учитель литературы:

В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется…

Из какого произведения эти строки? («Евгений Онегин»)

Бытовое применение химии, пожалуй, наиболее заметно в тех случаях, когда речь идет о косметических препаратах. В повести «Барышня-крестьянка» главная героиня Лиза Муромская, не желая быть узнанной приехавшим соседом-помещиком Алексеем Берестовым, накладывает на лицо густой грим перед тем, как выйти к гостям.
«… Все встали; отец начал было представление гостей, но вдруг остановился и закусил себе губы… Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон…»

2 ведущий: Что входило в состав белил того времени?
Крахмал, рисовая мука и белый пигмент – основной карбонат висмута  Bi(CO3)(OH)4. Сурьма (Stibium) Sb — элемент V группы 5-го периода периодической системы Д. И. Менделеева, п. н. 51, атомная масса 121,75. Известна с древности. Основное сырье — минерал сурьмяный блеск (стибнит, антимонит) Sb2S3, из которого получают металлическую сурьму. Сурьма — серебристый хрупкий металл
Русское название элемента – "сурьма"– произошло от турецкого "surme", что переводится как "натирание" или "чернение" бровей соединениями сурьмы. (По В.И. Далю, сурмить волоса, бороду, усы, а более всего брови – чернить сурмяным составом, сурмилами.)

1 ведущий: У Пушкина этот относительно редкий для стихохимии элемент встречен в "философической оде" "Усы" (1816 г.), обращенной к гусару:

За уши ус твой закрученный,
Вином и ромом окропленный…
Он вечно лоснится сурьмою,
Расправлен гребнем и рукой.

2 ведущий: Где в  настоящее время используют сульфид сурьмы? (Используют лишь в пиротехнике и при производстве спичек.)

1 ведущий: У Пушкина железо, в основном, употреблено по прямому назначению – предметному. Указываются железные доспехи, латы, кандалы, клетка, сундуки, ковшик, перо, а также то, что мы зовем коньками:

"Как весело, обув железом острым ноги // Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!"
Шесть раз эпитет "железный" употреблен метафорически
в известном "Разговоре книгопродавца с поэтом":
Прекрасно. Вот же вам совет.
Внемлите истине полезной // Наш век – торгаш  // в сей век железный
Другие метафоры относятся к руке, стопе (царским) и, наконец, к узде (опять же царской):
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

2 ведущий: Железо (Ferrum, от лат. — крепость) Fe — элемент VIII группы 4-го периода периодической системы Д. И. Менделеева, п. н. 26, атомная масса 55,847. Металлическое Железо известно с древнейших времен; начало его применения относится к VIII—VI вв. до н. э. («железный век»); в это время возникает и развивается металлургия. Железо является одним из наиболее распространенных элементов в природе. Встречается в виде руд и самородного железа. Железо — серебристо-белый пластичный металл. Легко подвергается ковке, прокатке. Алхимики обозначали железо в виде копья и щита – характерных атрибутов бога войны Марса. В настоящее время железо – это основа современной техники и сельскохозяйственного машиностроения, транспорта и средств связи, космических кораблей и вообще всей современной цивилизации.

1 ведущий: В  подражании эпизодам из "Ада" Данте у Пушкина есть такие строки:

"Тогда услышал я (о диво!) запах скверный
Как будто тухлое разбилось яйцо
Иль карантинный страж курил жаровней серной"

– О каком химическом элементе идет речь?

2 ведущий: Сера (Sulfur, от лат.  —  светло-желтый) S — элемент VI группы 3-го периода периодической системы Д. И. Менделеева, п. н. 16, атомная масса 32,064. Сера была известна в глубокой древности. В природе встречается как в свободном виде (самородная С), так и в виде различных соединений (напр., FeS2 — пирит). Сера — твердое вещество желтого цвета, нерастворима в воде, растворяется в сероуглероде, бензоле; известно несколько аллотропных форм (ромбическая, моноклиническая С). В соединениях проявляет валентность 2—, 4+, 6+. Серу добывают из самородных месторождений выплавлением, нагнетая под землю перегретую воду под давлением.

1 ведущий: Сера упомянута дважды и оба раза как классический атрибут чистилища.

— Сегодня бал у сатаны
На именины мы званы
А этот бес — как важен он
Как чинно выметает вон
Опилки, серу, пыль и кости.

("Наброски к замыслу о Фаусте")

2 ведущий: В погребах и сырых кладовых образуются многочисленные плесневые грибки. Они портят не только воздух этих помещений, но и бочки, стены, вообще все деревянные и каменные части погребов. Основательно уничтожить их можно частым окуриванием серой. Предварительно очищают от плесени все предметы, затем посреди помещения ставят жаровню с раскаленным углем, поверх которого помещают сковороду с серой. Изолируя помещение от притока воздуха, дают возможность образующейся серной кислоте влиять в течение нескольких часов на плесень, после чего кладовые и погреба проветривают.

1 ведущий (угостить минеральной водой) Кавказские минеральные источники( содержащие ионы Fe, Br, I и насыщенные газами CO2 и H2S) широко применялись для лечебных целей и были популярны в пушкинские времена не менее, чем в наши дни. При этом мы также встречаем понимание того, что врачебные рекомендации не были бы лишними.
… Тут посетил я круглое каменное строение, в коем находится горячий железосерный источник…
Эти воды славятся на востоке, но, не имея порядочных лекарей, жители пользуются ими наобум и, вероятно, без большого успеха. ( «Путешествие в Арзрум»)

Задание: Сравнить состав воды из разных минеральных источников.

1 ведущий: Классическими материалами в работе скульптора были гипс и мрамор.У А.С.Пушкина есть стихотворение, в котором он упоминает эти химические соединения:

Грустен и весел вхожу, ваятель,
В твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе
«Художнику»

2 ведущий: Безводный сульфат кальция CaSO4 называется алебастром. При смешивании с водой образует быстро твердеющую смесь – гипс. Он используется для лепки скульптур и в наши дни.

1 ведущий: А теперь мы с вами попадаем в мастерскую скульптора и травмпункт:

1-ая группа – постарается создать скульптуру
2-я – оказывает медицинскую помощь пострадавшему.

2 ведущий: Мрамор – от греческого mamaros – блестящий камень.
Разнообразен по окраске, нередко с красивым узором, хорошо принимает полировку. Декоративный и поделочный камень. Этот материал достаточно трудно обрабатывается и имеет низкую атмосферостойкость.

– Демонстрация слайдов о применении мрамора.

2 ведущий: Близок по составу асбест –  природный минерал сложного химического состава, название которого в переводе с греческого буквально означает «несгораемая пряжа» у асбеста есть и другое, поэтичное, название – «горный лен». Все виды асбеста легко расщепляются на тончайшие эластичные и прочные волокна, действительно напоминающие лен. Эти волокна и составляют асбест. Они начинают разрушаться при нагревании выше 600-700оС и плавятся только при 1500оС.

1 ведущий: По преданию, уральские мастера соткали из длинноволокнистого асбеста скатерть удивительной красоты. Во время визита Петра! На Урал Никита Демидов, владелец рудников и уральских металлургических заводов. Нарочно залил эту скатерть вином и жирной подливой. А затем сказал царю, что «выстирает ее огнем». Когда слуги убрали посуду. Он сдернул скатерть со стола и бросил ее в пламя камина. Быстро выгорели жирные и винные пятна. Демидов выхватил скатерть из огня. Встряхнул ее и снова накрыл ею стол, вызвав изумление царя.

2 ведущий: Давайте проведем эксперимент: У вас кусок асбестового шнура. Испачкайте его. А затем посмотрите. Исчезнет ли пятно с асбеста.

1 ведущий: (Звучит Баллада Финна из поэмы «Руслан и Людмила») Перед вами два отрывка из стихотворений А.С.Пушкина. Из двух отрывков стихотворений поэта выбрать слова-синонимы (Подсказка: это имена существительные, одно из них общеупотребительное, другое – устаревшее)

1. В прохладе сладостной фонтанов
И стен, обрызганных кругом,
Поэт бывало тешил ханов
Стихов гремучим жемчугом.

На нити праздного веселья
Низал он хитрою <рукой>
Прозрачной лести ожерелья
И четки мудрости златой.

2. Сбылись давнишние мечты,
Сбылися пылкие желанья!
Минута сладкого свиданья,
И для меня блеснула ты!
К ногам красавицы надменной
Принес я меч окровавленный,
Кораллы, злато и жемчуг;
Пред нею, страстью упоенный,
Безмолвным роем окруженный
Ее завистливых подруг,
Стоял я пленником послушным;
Но дева скрылась от меня,
Примолвя с видом равнодушным:
«Герой, я не люблю тебя!»   («Руслан и людмила»)

Жемчуг – перл.

2 ведущий: Перед вами минерал. Как узнать, является ли он карбонатом?

(Учащимся предлагается провести качественную реакцию. Один из учеников проводит реакцию, учащиеся делают вывод о принадлежности минерала к карбонатам)

1 ведущий: Об удивительном свойстве некоторых минералов знала, очевидно, и египетская царица Клеопатра. «Она засмеялась и приказала рабу подать ей стакан белого уксуса. Когда уксус был принесен, Клеопатра поставила его перед собой и снова засмеялась… Все присутствующие нагнулись, желая увидеть, что она будет делать. Царица сняла с уха одну из больших жемчужин и, прежде чем кто-нибудь мог угадать ее намерение, бросила ее в уксус. Наступило молчание, молчание крайнего изумления. Скоро бесцветная жемчужина растворилась в кислоте. Тогда Клеопатра подняла стакан и выпила уксус до дна.

2 ведущий: Объясните услышанный фрагмент. (Уксус прореагировал с жемчугом и нейтрализовал, а жемчуг – это минерал арагонит СаСО3)

2 ведущий: Выискивая упоминание о химических  соединениях и разных препаратах в произведениях А.С.Пушкина, мы в очередной раз соприкоснулись с великолепными строками великого поэта. Думаю, это никого не может оставить равнодушным.

1 ведущий: К Пушкину приходишь не однажды. Как жизнь открывается человеку постепенно, так и творчество поэта постепенно расширяется и углубляется.

Музыка

Итогом урока служит игра-конкурс.

Конкурс 1. Разминка

В качестве разминки соперникам предстоит состязание в умении составлять двустишья – буриме по двум опорным словам. Например, со словами “медь” и “медведь” может получиться такой химический “опус”: (выводится на экран мультимедийного проектора)

Знает даже дремучий медведь,
Что металлом является медь.

Команда 1 класса получает две пары опорных слов: бром – гром и оксид – скрипит, а команда 2 –  пары серебро – добро и кислота – красота. На составление буриме у вас 5 минут.

1. В каком произведении А.С. Пушкина есть такие строки:

И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой
Как будто грома грохотанье,
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой.
И, озарён луною бледной,
Простёрши руку в вышине,
За ним несётся....

(“Медный всадник”)

2. А.С. Пушкин писал о нём: “Историк, ритор, химик, минеролог, художник и стихотворец; он всё испытал и всё постиг”. (М.В. Ломоносов)

3. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,

– Именем какого небесного тела назван химический элемент селен? (Луна)
– Какое слово из стихотворения говорит нам об этом химическом элементе?

4. Какие выразительные средства использует Пушкин  в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…»

Пушкин Александр

* * *

Я помню чудное мгновенье...
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

  1. Эпитет. (чудное, нежный, милые, безнадёжной, шумной, мятежный)
  2. Сравнения. («Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты».
  3. Метафора (Бурь порыв мятежный)
  4. Инверсия

Химия

  1. Этот элемент сам дал название одной из стран Южной Америки. (Серебро. Аргентина)
  2. Его называют металлом пота слез и крови людской (Au)
  3. Какой металл погубил Древний Рим? (Свинец)
  4. Под действием какого вещества со временем темнеют свинцовые белила на старых картинах? (H2S)
  5. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду (Hg)
  6. Восстановите пословицу «Слово – аргентум, а молчание – аурум». (Слово – серебро, а молчание – золото), «Белый, как карбонат кальция» (Белый как мел)
  7. Какое простое вещество в средневековых книгах изображали фигурой волка с открытой пастью? (Сурьма)
  8. Какой металл может кричать? (Олово)

Заключение

1 ведущий: Выискивая упоминания о химических соединениях и разных препаратах в произведе­ниях Пушкина, мы в очередной раз соприкоснулись с великолепными строками великого поэта. И еще раз убедились в высоком уровне образованности и широте интересов одного из самых талантливых людей России.

Литература:

  1. Занимательные задания по химии.– М.: Дрофа, 2002. Учебно-методический комплекс для 8-11 классов
  2. Мастер-класс учителя химии. Выпуск 2. Химия элементов. – Москва «планета» 2011г.
  3. Дмитриева Р.Т. А.С. Пушкин и химия //Химия в школе. – 1999. – №21
  4. Пушкин А.С. Избранные произведения, Л. Лениздат, 1973
  5. Ресурсы Интернета

Приложение 1