Цель урока:
- Показать значение героического подвига защитников Брестской крепости в борьбе русского народа против гитлеровской Германии, раскрыть природу этого подвига; осветить вопросы, связанные с пониманием сложных событий Великой Отечественной войны, вызвать интерес к ним;
- Выяснить, как усвоили и поняли произведение, данное для самостоятельного чтения; развивать умение учащихся работать с текстом; выделять главное, анализировать его;
- Вызвать чувство восхищения несгибаемым мужеством людей, их преданностью Родине, готовностью стоять насмерть ради её защиты в годы в Великой Отечественной войны.
Оборудование: мультимедийная доска.
Ход урока
Эпиграф:
"Нет не сдалась, не пала крепость, она истекла кровью".
С.С.Смирнов
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас урок внеклассного чтения по книге Смирнова "Брестская крепость", на котором мы должны с вами выяснить истоки героического подвига защитников Брестской крепости.
Характеризуя особенность первого периода Великой Отечественной войны маршал Г.К.Жуков в своих "Воспоминаниях и размышлениях" писал: "Обо что-то споткнулись фашистские войска, сделав свой первый шаг по территории нашей страны, что, прежде всего, помешало им продвигаться вперёд привычными темпами?.."
Ответ на этот вопрос во многом дают книги С.С.Смирнова "Рассказы о неизвестных героях" и "Брестская крепость". Эти произведения об удивительной душевной силе русских людей.
II. Сообщение биографических сведений о С.С.Смирнове.
Демонстрируется портрет С.С.Смирнова
С.С.Смирнов, как и сотни других писателей того времени, с первых дней войны ушёл на фронт. Он работал в армейской печати, дошёл с наступающими советскими войсками до Будапешта. События войны помогли ему сформироваться как писателю и определили всю его последующую общественную и литературную деятельность.
Случайно в разговоре Смирнов узнал, что в 1941 году гарнизон Брестской крепости продолжал сопротивляться даже после того, как крепость оказалась в глубоком тылу врага. Оборона была необычайно упорной. Крепость была взята лишь после того, как все защитники пали. И только мёртвые камни, как считали после войны, могли бы рассказать о проявленном здесь беспримерном мужестве и героизме. Легенда захватила писателя. Началась труднейшая и упорнейшая работа. Смирнов решил восстановить для истории этот неизученный эпизод войны. Предстояли настойчивые и долгие поиски. Надо было вложить бездну энергии, инициативы, вдохновенного труда, чобы найти первые подтверждения легенды, выяснить первое имя уцелевшего в те дни защитника крепости и отыскать потом другие имена и других людей среди двухсот с лишним миллионов.
Смирнов отыскал этих людей, поехал с ними на развалины крепости, некоторые из которых оставались заминированными. И камни заговорили. Особое значение обрело это исследование потому, что Смирнов рассказал о людях, которые сражались будучи отрезанными от внешнего мира. О них не писали в газетах, не сообщали по радио. Родина даже не знала, что они продолжают своё героическое сопротивление. Перенося тяжкие страдания, ведя неравную ожесточенную борьбу, они были лишены того, что поддерживало других защитников Родины – связи со всем народом, со своей страной.
Подвиг оставался безымянным. Смирнов, выполняя высокий гражданский долг, возвратил стране имена погибших героев, многим семьям помог узнать о последних днях жизни отцов, братьев, сыновей. Сотни, тысячи писем, телепередачи, личные встречи, исследование архивов. Этому Смирнов отдал 10 лет жизни. И в результате – книга “Брестская крепость”, воскресившая подвиг бессмертного гарнизона. По жанру это произведение представляет собой историко – документальную повесть.
Сила и достоинство этой книги заключается в том, что обнаружив исторический материал, Смирнов сел писать не роман и не повесть, в а книгу документальную, решив следовать фактам, ничего не убавляя и не прибавляя к ним от себя. Только факты, только самое важное. Автор стремился к этому и достиг этого: строгость изложения отвечает величию темы.
III. Беседа по книге.
1. Восстановите картину начала войны по книге Смирнова “Брестская крепость”
2. Почему, несмотря на первые значительные успехи немецко-фашистской армии и, казалось бы, полное осуществление задуманных планов, наиболее дальновидные генералы и офицеры поняли всю опасность предпринятых ими действий?
3. Как соотносятся выводы С.С.Смирнова со словами маршала Жукова, которые я приводила в начале урока: “Обо что же споткнулись фашистские войска?”
Массовый героизм, ожесточённое сопротивление, патриотизм армии и народа.
4. Когда и где впервые родилась легенда о Брестской крепости?
5. Какое значение имела она для сражающихся воинов?
6. Расскажите историю старой Брестской крепости (слайд 2).
7. Если стойкость крепостного гарнизона нельзя было объяснить мощью укреплений, то может быть многочисленным и сильным был сам гарнизон?
8. Если дело было не в многочисленности, не в оснащённости войск, не в их боеготовности, то как объяснить, почему так долго сопротивлялся гарнизон?
Его удивительная стойкость объясняется героическим упорством, воинским мужеством и боевым мастерством защитников крепости.
9. Как легенда стала былью?
10. Что увидели советские воины, когда после 3 лет фашистской оккупации вошли в крепость?
Вся крепость лежала в развалинах, по одному виду этих страшных руин можно было судить о силе и жестокости происходивших здесь боёв. Угрюмые камни, избитые пулями и осколками, впитали в себя огонь и кровь.
Но не все участники обороны погибли. Кое-кто из них остался в живых. Эти люди, тяжелораненые, попали в плен и перенести все ужасы концлагерей. Некоторые бежали из плена и сражались в рядах Советской Армии. Теперь они вспоминали о том, как шла борьба и из их рассказов возникала картина первых дней обороны.
11. Как описывает Смирнов утро 22 июня?
12. Какое чувство владело каждым защитником крепости с самого начала боёв?
Уверенность в том, что враг будет разбит, на помощь подойдут войска, и граница будет восстановлена.
Если бы в первый день обороны кто-нибудь из бойцов посмел бы сказать, что советской армии потребуются даже не годы, а месяцы, чтобы отбить врага, его бы расстреляли на месте, как изменника. Они ждали помощи со дня на день. Эта мысль укрепляла их волю, придавала новые силы.
13. Какое решение приняли защитники крепости и как понимали они свою боевую задачу?
“Будем драться дол конца, каков бы ни был этот конец. Чем дольше продержится крепость, тем дольше полки врага не попадут на фронт.”
Тяжелейшие бомбёжки, огромные численное и техническое превосходство врага– всё это делало очень трудной борьбу гарнизона.
“Но самой жестокой мукой для раненых и для здоровых бойцов была постоянная, сводящая с ума жажда. Как это ни странно, но в крепости, стоящей на островах и окруженной кругом рукавами рек и канавами с водой, не было воды.
Водопровод вышел из строя в первые же минуты немецкого обстрела.
Колодцев внутри крепости не было, не оказалось и запасов воды. В первый день удавалось набирать воду из Буга и Мухавца, но, как только противник вышел к берегу, он установил в прибрежных кустах пулеметы, обстреливая все подступы к реке. Теперь все такие вылазки за драгоценной водой большей частью кончались гибелью смельчаков, и жажда стала самой страшной и неразрешимой проблемой”.
Не только сама борьба, но вся жизнь с самого начала обороны была отмечена сверхчеловеческим напряжением сил людей. Эти условия и придают эпопеи защиты Брестской крепости героический характер, который делает её неповторимой в истории Великой Отечественной войны.
Давайте попробуем представить ту невообразимую тяжёлую обстановку, в которой сначала и до конца пришлось бороться гарнизону Брестской крепости.
Я знал, что можно пережечь кирпич,
Он не стальной.
Я знал, что можно не сберечь,
И будет щебень, бой.
Я знал, что можно толом рвать,
В упор вгонять фугас,
Когда кирпич не разобрать –
Так кладка запеклась.
Но он тут плавился в огне,
Стекал он, как стекло.
Его коснуться страшно мне,
Чтоб пальцы не сожгло.
И все ж стена – она стена.
Она в песок вросла.
А как же тех солдат война
Здесь сдвинуть не смогла?
(А. Смольников)
Прочитайте, в каких условиях сражались защитники:
- пожары
- голод
- жажда
- страдания женщин и детей
- поведение раненых
- недостаток боеприпасов
IV. Кто из защитников крепости вам больше всего запомнился. Расскажите историю его подвига?
- Как сражались пограничники?
- Подвиг майора Гаврилова.
- Подвиг комиссара Фомина.
- Почему Петра Клыпу называли Гаврошем Брестской крепости?
- Что вы узнали о последних защитниках крепости.
V. Обобщающее слово учителя.
В этой книге рассказывается о десятках защитников Брестской крепости.
Но сотни и тысячи имен таких же достойных славы героев обороны, как погибших, так и живых, здесь не упомянуты. Даже всех уцелевших невозможно перечислить в одной книге, а другие - и таких огромное большинство - остаются доныне безымянными.
Именно так, безвестными героями, "не ради славы, ради жизни на земле", погибали защитники Брестской крепости. Именно так, не сохранив для нас ни своих подвигов, ни даже своих имен, безымянными рядовыми бойцами Родины почти все они полегли на крепостных камнях.
С.С. Смирнов пишет в своей книге:
“Добр и даже благодушен по своему характеру наш человек, и нелегко наполнить его сердце ненавистью...И в этом чувстве ненависти, как в жарком, злом пламени, сгорело все мелкое, личное, свое, что было в душах людей, и осталось одно,
самое важное и главное - та смертельная и до конца непримиримая борьба с врагом, в которой они стали первыми воинами своего народа. Рядом с этой борьбой и ее возможным трагическим исходом собственная жизнь казалась уже неважной. Эти чувства станут ясными, стоит только задуматься над несколькими словами, выцарапанными неизвестным защитником крепости на стене каземата: "Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина! 20/VII-41".
Посмотрите - здесь нет подписи. Он не думал, этот умирающий солдат, о том, чтобы оставить истории свое имя, донести сквозь годы свой подвиг до потомства, быть может, до близких, родных ему людей. Он, видимо, вообще не думал ни о подвиге, ни о героизме. Почти месяц тут, в адовом огне Брестской крепости, он был простым "чернорабочим" войны, рядовым бойцом первого рубежа Отчизны, и в час смерти ему захотелось сказать ей, своей Родине, что он сделал для нее самое большое, доступное человеку и гражданину, - отдал жизнь в борьбе с ее врагами, не сдавшись им. Сколько гордости, не хвастливой, а величавой, полной высокого достоинства и спокойной скромности безвестно погибающего вложил он в свое "Я умираю, но не сдаюсь!".
А его "Прощай, Родина!”... Вслушайтесь в эти два слова! В них и отчаянно упорный возглас сраженного, но непобежденного борца, и как бы невольный тихий вздох, полный тоски преждевременного ухода из жизни, и пронзительный крик боли за судьбы родной страны, - ведь он не знает и не узнает никогда, что происходит с ней там, на востоке. И не матери, родившей и вскормившей его, не любимой жене, не детям, если они у него были, посылает он свой последний привет. Умирая, он произносит то слово, что выше и шире всех других, что вмещает в себя и человека, и семью, и его прошлое, настоящее и будущее, - бесконечно дорогое слово "Родина". Так в короткой этой надписи, сейчас хранящейся в музее, как бы настежь распахнулась перед нами великая и простая душа нашего народа.”