Цели:
Методы:
1. Анализирующе-интерпретирующий (поисковый, исследовательский) метод.
Цель: более глубокое проникновение в литературное произведение.
2. Синтезирующий метод (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы).
Цель: комплексная умственная деятельность учащихся на заключительной фазе работы, требование высокой степени творческой деятельности учащихся.
Задача учителя: | Метод проявляется через приемы: | Метод развивает: | Виды деятельности учащихся: |
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД | |||
Помочь учащимся освоить
произведение, осмыслить его, разрешить возникшие
нравственные, социальные, художественные
проблемы. Важно помочь учащимся решить эти проблемы; учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов, учить размышлять, оформлять свои размышления в словах, в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной. В работе с этим приемом важно, чтобы: ДИСПУТ 1. Школьники уяснили суть проблемы для обсуждения; 2. Сумели обосновать свое суждения фактами; 3. Сумели выслушать доводы других, обосновать свои "за" и "против"; 4. Уточняли значение понятий терминов. |
1. Обучение учащихся анализу
текста художественного произведения, анализу
эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов
целого произведения; образов героев; языка;
композиции произведения, сопоставление
различных произведений; 2. Постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям; 3. Самостоятельный поиск учащимся существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы. |
Способствует дальнейшему
овладению учащимися анализом художественного произведения. Развивает научную, критическую мысль учащихся. Развивает их литературные способности. Учит самостоятельному приобретению знаний. Развивает умения специального анализа литературного произведения. |
|
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД | |||
Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает или разъясняет условия или приемы работы. | Выдвижение учителем проблемы
для всего класса, причем ряд аспектов этой
проблемы разрабатывается группами учащихся или
отдельными из них. (Учитель указывает источники, предлагает ряд тем сочинений) |
Развивает мыслительные и
речевые способности. Развивает память. Развивает умения анализировать и систематизировать материал. Развивает умение отбора нужного материала из собранного эвристическим путём. |
1. Самостоятельный анализ части,
эпизода изучаемого произведения. 2.
Сопоставление в тематическом, проблемно-идейном,
теоретико-литературном, историко-литературном,
планах двух или нескольких произведений. 3. Сопоставление, анализ высказанных в критике нескольких точек зрения на произведение, образа героя с обоснованием своего мнения. 4. Сопоставление литературного произведения с его экранизацией. 5. Самостоятельная оценка литературного произведения, героев. |
Цели и задачи реализуются с помощью: диспута, презентации, доклада. Поскольку данный урок тесно связан с реализацией годового проекта “Книга в кино”, на уроке выступают приглашённые ученики 11-го класса (3-4 человека), которые написали исследовательские работы по произведениям программы 10-го класса.
Итогом урока является разработка тезисов для домашнего сочинения по русской литературе 19 века.
Внутрипредметные и межпредметные связи: урок тесно связан с уроками
№№ 101-102 (итоговые уроки по зарубежной литературе, поскольку тоже делается акцент на значение семьи в человеческой жизни), а также с киноискусством, историей и программой по литературе 11 класса.
Этапы урока.
1. Организационный. Постановка задач, формулировка вопросов, проблем, распределение по группам, раздача материала (по жребию).
2. Работа в группах.
Темы:
“Деспотизм в семье” (“Гроза”, “Бесприданница”, “Господа Головлёвы”, “Война и мир”)
“Избыток любви, калечащий личность” (“Обломов”, “Отцы и дети”)
“Притворство, подчинение требованиям света” (“Евгений Онегин”, “Герой нашего времени”, “Анна Каренина”, “Война и мир”)
“Страсть без приложения души” (“Леди Макбет Мценского уезда”, “Анна Каренина”)
“Оторванность от родины” (“Вишнёвый сад”, “Обломов”, “Евгений Онегин”)
3. Презентация и обсуждение результатов. Выступление представителей групп, диспут, формулировка выводов и их обоснование.
4. Выступление приглашённых представителей 11 класса (краткий доклад с демонстрацией слайдов или кадров к\ф).
5. Формулировка итоговых выводов:
- Недостаток родительской любви, деспотизм, авторитарность так же губительны для воспитания ребёнка, как и избыточная родительская забота.
- Семья, построенная на лицемерии, на постулате “что люди скажут”, на подчинении светским законам – непрочна.
- Страсть, не подкреплённая духовностью, приводит к трагедии.
- Чтобы построить крепкую, счастливую семью, воспитать самостоятельную, нравственно-здоровую личность, надо… (ответ на этот вопрос ученики должны дать в домашнем сочинении).
6. Индивидуальная работа по составлению тезисов сочинения.
7. Подведение итогов. Выставление оценок.
8. Домашнее задание. Сочинение по теме урока, дающее ответ на вопрос (см. выше № 5).