Цели:
- обобщение и систематизация материала по теме, обогащение литературного, исторического и эстетического кругозора обучающихся;
- развитие умений самостоятельно пополнять знания;
- формирование нравственных идеалов и эстетического вкуса.
На интерактивной доске:
“Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять её ясно и просто... Мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять - таки думают другие". (И.С. Тургенев)
- Эмблемы команд.
- Защита.
Ход игры
1-й ведущий. Друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведем мы свою речь о мудрых князьях, славных и храбрых полках, преисполненных ратного духа, о княгинях, чутких и верных. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце – любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Илларион: “Не в худой неведомой земле владычествовали. Но в русской , что ведома и слышима, есть во всех концах земли”.
2-й ведущий. Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси, знакомимся с ее культурой.
I тур
1-й ведущий. Представление команд. “Иванами да Марьями гордилась старина...”.
- “Иванушки” - мальчики.
- “Марьюшки” - девочки.
2-й ведущий. Разминка.
Вопросы.
1-я команда:
- Кого в Древней Руси называли оратаем? (Пахарь.)
- Комната монаха в монастыре? (Келья.)
- Первая книга христианского мира? (Евангелие.)
- Бог грома и молнии у древних славян? (Перун.)
- Старинная рукопись, документ. (Хартия, свиток.)
- Торжественное обещание, обязательство в Древней Руси? (Обет.)
- Боевой топорик с длинной рукоятью. (Секира.)
- Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях? (Былина.)
- Похоронный обряд у древних славян? (Тризна.)
- Как назывались в Московском государстве 16-17 вв. учреждения? (Приказы.)
2-я команда:
- Кем были открыты первые школы на Руси? (Ярослав Мудрый.)
- Где впервые упоминается о начитанности Ярослава Мудрого? (В “Повести временных лет”.)
- Автор Летописного свода “Повесть временных лет”. (Монах Нестор.)
- Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий.)
- Назовите дату празднования Дня славянской письменности. ( 24 мая.)
- Год принятия христианства на Руси. (988г.)
- Имя Сергия Радонежского в мирской жизни? (Варфоломей.)
- Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве? (Благословил войско на битву и предсказал победу.)
- Первоначальное значение слова “буква” в России. (Дощечка из букового дерева с письменными знаками.)
- В каком городе Древней Руси была устроена первая библиотека? (В Киеве.)
1-й ведущий.
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Монолог Пимена из трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”. Чтение наизусть.
Пимен
(пишет перед лампадой)
Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною —
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно...
Но близок день, лампада догорает —
Еще одно, последнее сказанье.
Пишет.
1-й ведущий. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы? (Летописи, жития, сказания, воинские повести, поучения, исторические повести.)
II тур
2-й ведущий (мальчикам). Какое значение имеет преподобный Сергей Радонежский для русского народа и государства? (Является воплощением национального нравственного идеала, так как мы очень ценим его боголюбие, огромное терпение, трудолюбие, природную скромность: умеет оставаться в тени, будучи для всех святочем, быть вторым, имея в действительности во всем первое.)
(Девочкам). Чем удивляют нас Петр и Февронья из повести “Сказание о Петре и Февронии”?
III тур
1-й ведущий. Я предлагаю вам насладиться великолепием древнерусской речи.
Чтение наизусть отрывков из “Слова о полку Игореве” (на древнерусском языке 30 строк).
“Плач Ярославны” (девочкам; придумать элементы костюма).
IV тур
2-й ведущий. “Устаревшая лексика”.
1-я группа:
1. Агнец – это:
а) ангел;
б) ягненок;
в) огонь.
2. Где вам могли встретиться буки:
а) в лесу;
б) в книге;
в) на картине.
3. Покажите длань (рука, ладонь).
4. Духовник:
а) играет на инструментах;
б) создает духи;
в) совершает духовные обряды.
5. Басурман – это:
а) национальность;
б) воинское звание;
в) вероисповедание.
6. Клобук (монашеский головной убор с покрывалом) носят:
а) на голове;
б) на шее;
в) в кармане.
2-я группа:
1. Алкать – значит:
а) кричать;
б) жаждать;
в) бежать.
2. Пращур – это:
а) динозавр;
б) отец прапрадеда;
в) название болезни.
3. Забрало – это:
а) меч;
б) городская стена ( ее верхняя часть, ограда);
в) кольчуга.
4. Лепота – это:
а) лепные узоры;
б) настой липы;
в) красота.
5. Покажите свою десницу (правая рука).
6. Что необходимо знать, чтобы стать толмачом?
а) хорошо рисовать;
б) быстро бегать;
в) знать языки.
V тур
1-й ведущий. Приглашаю вас полюбоваться танцами Древней Руси.
Подготовленный совместный или индивидуальные народные танцы.
VI тур
2-й ведущий. “Спешите видеть”.
1-я группа (мальчикам):
- Назовите этот предмет и расскажите о его владельце (показать картинку, не называя). (Шапка Мономаха. Владимир Мономах – внук Ярослава Мудрого. Всю жизнь Мономах боролся с половцами и их союзниками, был крупным государственным полководцем, образованнейшим человеком своего времени.)
2-я группа (девочкам):
- Как называется эта икона? Каким образом она связана с именем Сергия Радонежского? (Икона “Троица”. Лавра Сергия Радонежского носит название “Троице-Сергиевой Лавры”. Храм, построенный Преподобным Сергием – храм Пресвятой Троицы, призывающий к единству земли Русской, поэтому храмовая Икона – Пресвятая Троица, выражающая суть самого храма.)
1-й ведущий. Сегодня к нам пришли гости из далекого прошлого. Кирилл и Мефодий. Дадим им слово.
Кирилл. Раньше у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.
Мефодий. В 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие: по заданию моравского князя Ростислава два брата – ученых монаха – составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами – для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Они же перевели на старославянский язык несколько важнейших церковных книг.
1-й ведущий. За этот подвиг братья позже, после их смерти, были объявлены святыми, и день этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности.
2-й ведущий. Так и появилась в славянских странах своя письменность. Шло время, она изменялась, совершенствовалась, исчезали буквы, которые оказывались лишними, изменялось начертание букв. И если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 100 лет назад, то очень многое не поймем.
VII тур
Вопрос 1-й команде:
- Посмотрите на эту запись. (На доске: буки, есть, добро, азъ.) Как вы думаете, сколько букв записано здесь?
Ответ. Всего четыре. В старину названия у славянских букв были длинные и напоминали слова.
Вопрос 2-й команде:
- Какое слово можно составить из этих четырех букв? (Беда.)
- Кто первым ответит? Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных названий двух славянских букв. Кто первым назовет это слово? (Азбука.)
VIII тур
1-й ведущий (показывает предметы – несколько гусиных перьев и старинную чернильницу). А это что за предметы, и какое отношение они имеют к славянской письменности?
После выяснения того, что эти перья – “орудия труда” писцов (предшественники карандашей и авторучек), которыми пользовались и в 19 в., ведущий предлагает детям попробовать писать гусиными перьями. Составляется несколько (по числу перьев) команд детей (представители мальчиков и девочек). На отдельные столики кладется по листу бумаги, по перу и ставится по чернильнице. Представители каждой команды, передавая перо, как эстафету, должны по очереди подбегать к своему столику и записывать на листе свое имя и фамилию. Кто быстрее.
2-й ведущий. А вот в старину древние писцы (чаще всего это были монахи) такими перьями писали и переписывали ценные книги. И буковки у них получались не такие кривые и корявые, как сегодня у нас, а ровные, прямые, четкие (это называлось “писать уставом”), или, наоборот “замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор ( это называлось “ писать вязью”). Да еще этим же пером рисовались заставки, концовки на каждой странице в виде узора из цветов, листьев, и также разрисовывались заглавные буквы, да так, что напоминали уже не столько буквы, сколько изображение предметов и даже людей. Конечно, и писались тогда книги подолгу: по семь – восемь лет.
- Хотите увидеть такую книгу?
Ребятам демонстрируется раскрытая старинная книга (фототипическое издание или страница с фотографией рукописного листа).
1-й ведущий (читает фрагмент стихотворения М. Богдановича “Переписчик”).
На девственном листе, под узеньким окном,
Неспешно буковки выводит он пером.
И между ярко-чёрными рядами
Вставляет красную строку
весёлыми цветами
и разноцветными головками зверей.
И птиц невиданных,- фантазии своей
Искусной вязью - вдоволь есть сноровки.-
Украсит он заставки и концовки
И заголовки все - ведь некуда спешить.
Порою труд прервёт, чтоб лучше заострить
Перо гусиное, и глянет:
радость- солнце
Столпами падает на стол через оконце.
2-й ведущий. Книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался обладателем огромного богатства. И не потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными металлами, камнями, а потому, что в них был вложен многолетний труд писца и многовековая человеческая мудрость.
Да и обыкновенная бумага в старину была “дивом-дивным”. Кстати, в Древней Руси для ведения разной бытовой переписки, для обучения детей грамоте была найдена оригинальная замена – какая бы, вы думали?
IХ тур
1-й ведущий. На стенде – закрытый квадратиками кусочек этого “материала” - заменителя бумаги в Древней Руси с написанным на нем названием этого материала.- Давайте будем по очереди открывать квадраты. Кто раньше всех угадает, что это такое?
Представители команд по очереди называют номера квадратов, которые надо открыть. Под квадратами – кусок “бересты” (из картона), повернутый обратной (желтой) стороной, с нарисованным на нем словом береста. Для усложнения задания буквы лучше расположить не в одну линию, а вразброс, квадратов же сделать большее количество, чем букв, и расположить их в два-три ряда, чтобы один квадрат закрывал не целую букву, а часть ее или пустой кусок “бересты”.
После угадывания слова “береста” переворачивается “белой” стороной к зрителям, и на ней обнаруживается нацарапанный древнерусскими буквами текст.
НВЖПСНДМКЗАХТСЦТ
ЕЕАИАЕУАААОЕИА
2-й ведущий. Ребята, понятна вам эта надпись? Да, она “зашифрована”. Такую “берестяную грамоту” нашли при раскопках древнего Новгорода. Ученые смогли ее расшифровать и поняли, что эта шифровка – не что иное, как озорная шутка, дразнилка, придуманная каким-нибудь Фомкой или Еремкой, мальчишкой-школьником во время скучного урока – и подсунутая соседу. Тот, видно, быстро догадался, как прочесть головоломку, а прочитав, разозлился, порвал ее и выбросил вон. Что же написано здесь такое шалуном-мальчишкой, что заставило прочитавшего разорвать бересту? Обратите внимание: в верхнем ряду записаны только согласные, во втором – гласные, а ведь обычно в русских словах они чередуются. Значит надо читать текст ... по зигзагу!
Х тур
1-й ведущий. Кто первый прочтет головоломку?
Расшифровка текста выглядит так: “Невежа писа, недума каза, а хто сё цита”...
2-й ведущий. Эта дразнилка в современном языке известна в таком виде: “Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю”. Теперь понятно, что на оторванном клочке бересты были какие-то обидные слова в адрес читающего головоломку, вот он и порвал его. В таком виде и нашли бересту в наше время ученые.
1-й ведущий. Благодарим всех вас за участие в игре, позволившей вспомнить о своих корнях, о славных русичах, которые, как сказано в “Повести о разорении Рязани Батыем”, “... были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали”. А мы тоже русичи. Будем помнить об этом всегда и везде.