Цель урока:
- вызвать интерес учащихся к личности А.П.Чехова, к его творчеству;
- способствовать пониманию учащимися особенностей драматических произведений Чехова.
Тип урока: лекция с элементами беседы.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point
Эпиграф к уроку:
Желание служить благу должно непременно быть
потребностью души, условием личного счастья... (А.П.Чехов)
Чехов... это... несравненный художник. Художник
жизни... И достоинство его творчества то, что оно
понятно и сродно не только всякому русскому, но и
всякому человеку вообще... (Л.Толстой)
...Чехов своими произведениями подготовлял мир к
лучшей жизни, более прекрасной, более
справедливой, более разумной. (К.Федин)
ХОД УРОКА
I. Объявление темы и цели урока, запись эпиграфов
II. Слово учителя о Чехове
(первый слайд)
А.П.Чехов родился в 1860 году в Таганроге. Его
отец, Павел Егорович, владел небольшой лавкой, (второй
слайд)
В семье было 5 детей: 4 сына – Александр, Антон,
Иван, Михаил и дочь– Мария, (третий, четвертый,
пятый слайды)
Это была обычная семья , в которой день начинался
и заканчивался трудом.
Мать, Евгения Яковлевна (шестой слайд), содержала
дом.
Отец, очень любивший музыку, приучал к ней и
сыновей. Мать прививала детям любовь и уважение
ко всему живому. Чехов позднее писал: «Талант в
нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».
Отец и дед Чехова были крепостными села
Ольховатка Воронежской губернии, принадлежали
помещику Черткову. Смыслом их жизни было
неудержимое стремление к свободе. Ценой
напряженного труда дед Чехова, Егор Михайлович,
скопил три с половиной тысячи рублей и выкупил
всю семью. Из крепостных происходило и семейство
матери писателя.
Павел Егорович придерживался домостроевской
системы воспитания. Нередки были и физические
наказания детей.
В 1867 году Чехов поступает в греческую школу, а
через год – в таганрогскую гимназию (одиннадцатый
слайд). Он становится завзятым театралом. От
природы наделенный артистическими
способностями, Чехов с братьями часто устраивал
домашние спектакли.
Чехов – единственный из детей, сумевший достойно
распорядиться своим талантом и стать всемирно
известным. Для этого была нужна постоянная
работа над собой, тот неустанный труд
самовоспитания, которому он предавался всю
жизнь. По воле судьбы он рано почувствовал себя
самостоятельным и был поставлен перед
необходимостью не только борьбы за собственное
существование, но и за жизнь семьи. В 1876 году отец
его вынужден был признать себя несостоятельным
должником и бежать от долговой тюрьмы в Москву.
Вскоре туда переехала вся семья. Чехов остается в
Таганроге, средства к жизни он добывает
репетиторством и продажей домашних вещей. Он
также материально помогает семье. Постепенно его
авторитет растет, его уважает и прислушивается к
его словам отец. Антон пытается воздействовать
на безалаберных братьев. Он убежден, что человек
способен усилиями ума и воли изменить свой
характер.
В 1879 году Чехов окончил гимназию, которая, по его
словам, была похожа на исправительный батальон.
Антон Павлович переезжает в Москву и поступает
на медицинский факультет университета. Здесь он
начинает исследование «Врачебное дело в России».
Писать Чехов начал еще в Таганроге. Он даже
издавал собственный рукописный журнал
«Зритель», который высылал братьям в Москву. В 1880
году в журнале «Стрекоза» появляются его первые
юмористические рассказы. Успех вдохновляет
Чехова и начинается активное сотрудничество в
журналах «Будильник», «Москва», «Мирской толк»,
«Свет и тени», «Новости дня», «Развлечение»,
«Сверчок». Он публикуется под разными
псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата,
Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте.
В 1882 году на его талант обращает внимание русский
писатель и редактор петербургского
сатирического журнала «Осколки» Н.А.Лейкин,
который приглашает Чехова к постоянному
сотрудничеству. Так в русскую литературу входит
новый писатель.
III. Раннее творчество Чехова
Ранние рассказы Чехова сплошь юмористичны,
причем юмор в них оригинален и отличен от
классической литературной традиции. В русской
литературе XIX века, начиная с Гоголя, утвердился
так называемый «высокий смех», «смех сквозь
слезы». У Чехова смех весел и беззаботно
заразителен – это смех до слез. Это связано с
особым восприятием мира, особым писательским
отношением к нему. Жизнь в ранних рассказах
Чехова еще не доросла до человеческого уровня,
она дика и первобытна. Его ранние герои – люди
без морали, без человеческих понятий.
К середине 80-х годов в творчестве намечается
некоторый перелом. Веселый и жизнерадостный смех
уступает место драматическим интонациям. В мире
пошлости и казенщины появляются проблески живой
души. Появляется цикл рассказов о внезапном
прозрении человека под влиянием резкого
жизненного толчка.
– Назовите подобные рассказы («Горе»,
«Тоска»)
Особо выделяется в творчестве Чехова 2-ой
половины 80-х годов детская тема, во многом
опирающаяся на традиции Л.Толстого. Детское
сознание дорого Чехову непосредственной
чистотой нравственного чувства. Взгляд ребенка
мудрой наивностью изобличает ложь и фальшь
условного мира взрослых.
В рассказах о детстве зреет художественная мысль
писателя о неисчерпаемых возможностях
человеческой природы, остающихся
невостребованными в современном мире.
Художественным итогом этого периода явилась
повесть «Степь», развивающая и углубляющая
детскую тему. Здесь раскрывается конфликт между
живой природой и мертвой жаждой наживы.
На исходе 80-х Чехов испытывает
неудовлетворенность своими «малыми» делами –
медицинской практикой в провинции,
строительством школ и библиотек. Он решает ехать
на Сахалин – «место невыносимых страданий». В
апреле 1890 года он отправляется в изнурительную
поездку на Сахалин. Уже больной, он проехал
четыре с половиной тысячи верст и в конце июля
прибыл на остров, где провел три месяца. Итогом
поездки явилась книга «Остров Сахалин». Писатель
вскрыл чудовищные злоупотребления тюремной и
каторжной администрации, и была назначена
специальная правительственная комиссия для
расследования положения ссыльнокаторжных.
После поездки на Сахалин, в 1892 году, Чехов
поселяется под Москвой в усадьбе Мелихово (тринадцатый-семнадцатый
слайды). Здесь он на свои деньги
строит школу, помогает голодающим, организует
борьбу с эпидемией холеры. После поездки
изменился характер его творчества – он все чаще
обращается к общественным и политическим
вопросам.
Художественный талант Чехова формировался в 80-е
годы 19 века, в эпоху переоценки ценностей. Все
творчество Чехова — призыв к духовному
освобождению и раскрепощению человека. Писатель
не проповедует, авторский голос в его
произведениях скрыт. Но эта чеховская
недоговоренность действует на читателя сильнее
громких слов. Он умел схватить общую картину
жизни по мельчайшим ее деталям. Его афоризм:
«Краткость — сестра таланта». В коротких
рассказах дает явление жизни, которым посвятили
произведения Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой.
Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан
на возведении в закон любой мелочи и случайности.
Осенью 1898 года Чехов поселился в Ялте. В течение
года он выстроил дом и флигель, которые
составляют единый архитектурный ансамбль.
Писатель жил в этом доме с августа 1899 по 1 мая 1904.
Здесь написаны повесть "В овраге", рассказы
"Дама с собачкой", "Архиерей", "На
святках", "Невеста", пьесы "Три
сестры" и "Вишневый сад", отредактировано
первое Полное собрание сочинений. (восемнадцатый-двадцать
первый слайды)
IV. Самостоятельная работа учащихся по группам по материалам учебника (небольшие сообщения учащихся и создание слайдов).
Черты чеховской поэтики:
1 группа. Общая характеристика «новой
драмы».
Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего
неблагополучия. В них нет счастливых людей.
У писателя особое ощущение драматизма жизни. Зло
в его пьесах как бы измельчается, проникая в
будни, растворяясь в повседневности. Возникает
ощущение, что в нескладице отношений между
людьми в той или иной степени повинен каждый
герой в отдельности и все вместе. Всеобщее
неблагополучие усиливается ощущениями
всеобщего одиночества. Конфликт приглушен,
поэтому нет деления на положительных и
отрицательных героев.
2 группа. Исторические истоки «новой драмы».
Драма Чехова выражает общественное пробуждение
в период наступления нового столетия и нового
общественного подъема:
а) Недовольство существующей жизнью охватывает
всю интеллигенцию.
б) Идет неуклонное нарастание этого
недовольства.
в) Освободительные порывы становятся достоянием
не только отдельных личностей, но и каждого
здравомыслящего человека.
г) Беспокойность становится фактом
повседневного существования людей. На этой
исторической почве и вырастает чеховская драма.
3 группа. Особенности поэтики «новой драмы»:
а) нет ключевого события, судьбы героев сливаются
в единую судьбу, формируется общее настроение;
б) нет главного героя, нет деления на
положительных и отрицательных, главных и
второстепенных. Каждый ведет свою партию, а
целое, как в хоре без солиста, рождается в
созвучии множество равноправных и подголосков
(полифонизм);
в) новый подход в раскрытии человеческого
характера: пафос действия сменяется пафосом
раздумья. Герой показан не в борьбе за достижение
целей, а в переживании противоречий бытия. Слова
героев имеют скрытый душевный подтекст.
г) речевая индивидуализация героев стушевана.
Речь их напевна, мелодична, поэтически напряжена,
чтобы создать общее настроение драмы.
д) события в драмах даны как репетиция, идет
накопление сил, к решительным поединкам герои
еще не готовы.
е) пьесы состоят из четырех актов:
1) медленное вступление, экспозиция к действию,
идет знакомство с героями;
2) общий характер — лирическое раздумье,
развиваются настроения, стремления героев;
3) кульминация, действие оживленное,
захватывающие события;
4) действие замедляется, будничное течение жизни,
развязки нет.
V. Беседа
– Почему А. П. Чехов основной темой своего
творчества сделал изображение потока обыденной
жизни?
– Каковы основные проблемы чеховского
творчества?
– Какими приемами пользуется А. П. Чехов,
показывая внутренний мир своих героев?
VI. Домашнее задание
1. На основе сообщений учащихся и материала
учебника составить связный рассказ о жизни и
творчестве А. П. Чехова.
2. Найдите основные приемы чеховской поэтики,
проанализировав любой рассказ (по усмотрению
учащегося).
3. Перечитать рассказы «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви».
4. Индивидуальные сообщения по рассказам
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».