Тайна личности А.П. Чехова. Очерки жизни и творчества

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (677 кБ)


Цель урока:

  • вызвать интерес учащихся к личности А.П.Чехова, к его творчеству;
  • способствовать пониманию учащимися особенностей драматических произведений Чехова.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point

Эпиграф к уроку:

Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья... (А.П.Чехов)
Чехов... это... несравненный художник. Художник жизни... И достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще... (Л.Толстой)
...Чехов своими произведениями подготовлял мир к лучшей жизни, более прекрасной, более справедливой, более разумной. (К.Федин)

ХОД УРОКА

I. Объявление темы и цели урока, запись эпиграфов

II. Слово учителя о Чехове

(первый слайд)

А.П.Чехов родился в 1860 году в Таганроге. Его отец, Павел Егорович, владел небольшой лавкой, (второй слайд)
В семье было 5 детей: 4 сына – Александр, Антон, Иван, Михаил и дочь– Мария, (третий, четвертый, пятый слайды)
Это была обычная семья , в которой день начинался и заканчивался трудом.
Мать, Евгения Яковлевна (шестой слайд), содержала дом.
Отец, очень любивший музыку, приучал к ней и сыновей. Мать прививала детям любовь и уважение ко всему живому. Чехов позднее писал: «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».
Отец и дед Чехова были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии, принадлежали помещику Черткову. Смыслом их жизни было неудержимое стремление к свободе. Ценой напряженного труда дед Чехова, Егор Михайлович, скопил три с половиной тысячи рублей и выкупил всю семью. Из крепостных происходило и семейство матери писателя.
Павел Егорович придерживался домостроевской системы воспитания. Нередки были и физические наказания детей.
В 1867 году Чехов поступает в греческую школу, а через год – в таганрогскую гимназию (одиннадцатый слайд). Он становится завзятым театралом. От природы наделенный артистическими способностями, Чехов с братьями часто устраивал домашние спектакли.
Чехов – единственный из детей, сумевший достойно распорядиться своим талантом и стать всемирно известным. Для этого была нужна постоянная работа над собой, тот неустанный труд самовоспитания, которому он предавался всю жизнь. По воле судьбы он рано почувствовал себя самостоятельным и был поставлен перед необходимостью не только борьбы за собственное существование, но и за жизнь семьи. В 1876 году отец его вынужден был признать себя несостоятельным должником и бежать от долговой тюрьмы в Москву. Вскоре туда переехала вся семья. Чехов остается в Таганроге, средства к жизни он добывает репетиторством и продажей домашних вещей. Он также материально помогает семье. Постепенно его авторитет растет, его уважает и прислушивается к его словам отец. Антон пытается воздействовать на безалаберных братьев. Он убежден, что человек способен усилиями ума и воли изменить свой характер.
В 1879 году Чехов окончил гимназию, которая, по его словам, была похожа на исправительный батальон. Антон Павлович переезжает в Москву и поступает на медицинский факультет университета. Здесь он начинает исследование «Врачебное дело в России».
Писать Чехов начал еще в Таганроге. Он даже издавал собственный рукописный журнал «Зритель», который высылал братьям в Москву. В 1880 году в журнале «Стрекоза» появляются его первые юмористические рассказы. Успех вдохновляет Чехова и начинается активное сотрудничество в журналах «Будильник», «Москва», «Мирской толк», «Свет и тени», «Новости дня», «Развлечение», «Сверчок». Он публикуется под разными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте. В 1882 году на его талант обращает внимание русский писатель и редактор петербургского сатирического журнала «Осколки» Н.А.Лейкин, который приглашает Чехова к постоянному сотрудничеству. Так в русскую литературу входит новый писатель.

III. Раннее творчество Чехова

Ранние рассказы Чехова сплошь юмористичны, причем юмор в них оригинален и отличен от классической литературной традиции. В русской литературе XIX века, начиная с Гоголя, утвердился так называемый «высокий смех», «смех сквозь слезы». У Чехова смех весел и беззаботно заразителен – это смех до слез. Это связано с особым восприятием мира, особым писательским отношением к нему. Жизнь в ранних рассказах Чехова еще не доросла до человеческого уровня, она дика и первобытна. Его ранние герои – люди без морали, без человеческих понятий.
К середине 80-х годов в творчестве намечается некоторый перелом. Веселый и жизнерадостный смех уступает место драматическим интонациям. В мире пошлости и казенщины появляются проблески живой души. Появляется цикл рассказов о внезапном прозрении человека под влиянием резкого жизненного толчка.
– Назовите подобные рассказы («Горе», «Тоска»)
Особо выделяется в творчестве Чехова 2-ой половины 80-х годов детская тема, во многом опирающаяся на традиции Л.Толстого. Детское сознание дорого Чехову непосредственной чистотой нравственного чувства. Взгляд ребенка мудрой наивностью изобличает ложь и фальшь условного мира взрослых.
В рассказах о детстве зреет художественная мысль писателя о неисчерпаемых возможностях человеческой природы, остающихся невостребованными в современном мире. Художественным итогом этого периода явилась повесть «Степь», развивающая и углубляющая детскую тему. Здесь раскрывается конфликт между живой природой и мертвой жаждой наживы.
На исходе 80-х Чехов испытывает неудовлетворенность своими «малыми» делами – медицинской практикой в провинции, строительством школ и библиотек. Он решает ехать на Сахалин – «место невыносимых страданий». В апреле 1890 года он отправляется в изнурительную поездку на Сахалин. Уже больной, он проехал четыре с половиной тысячи верст и в конце июля прибыл на остров, где провел три месяца. Итогом поездки явилась книга «Остров Сахалин». Писатель вскрыл чудовищные злоупотребления тюремной и каторжной администрации, и была назначена специальная правительственная комиссия для расследования положения ссыльнокаторжных.
После поездки на Сахалин, в 1892 году, Чехов поселяется под Москвой в усадьбе Мелихово (тринадцатый-семнадцатый слайды). Здесь он на свои деньги строит школу, помогает голодающим, организует борьбу с эпидемией холеры. После поездки изменился характер его творчества – он все чаще обращается к общественным и политическим вопросам.
Художественный талант Чехова формировался в 80-е годы 19 века, в эпоху переоценки ценностей. Все творчество Чехова — призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговоренность действует на читателя сильнее громких слов. Он умел схватить общую картину жизни по мельчайшим ее деталям. Его афоризм: «Краткость — сестра таланта». В коротких рассказах дает явление жизни, которым посвятили произведения Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой. Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности.
Осенью 1898 года Чехов поселился в Ялте. В течение года он выстроил дом и флигель, которые составляют единый архитектурный ансамбль. Писатель жил в этом доме с августа 1899 по 1 мая 1904. Здесь написаны повесть "В овраге", рассказы "Дама с собачкой", "Архиерей", "На святках", "Невеста", пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", отредактировано первое Полное собрание сочинений. (восемнадцатый-двадцать первый слайды)

IV. Самостоятельная работа учащихся по группам по материалам учебника (небольшие сообщения учащихся и создание слайдов).

Черты чеховской поэтики:

1 группа. Общая характеристика «новой драмы».
Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия. В них нет счастливых людей.
У писателя особое ощущение драматизма жизни. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности. Возникает ощущение, что в нескладице отношений между людьми в той или иной степени повинен каждый герой в отдельности и все вместе. Всеобщее неблагополучие усиливается ощущениями всеобщего одиночества. Конфликт приглушен, поэтому нет деления на положительных и отрицательных героев.

2 группа. Исторические истоки «новой драмы».
Драма Чехова выражает общественное пробуждение в период наступления нового столетия и нового общественного подъема:
а) Недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию.
б) Идет неуклонное нарастание этого недовольства.
в) Освободительные порывы становятся достоянием не только отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего человека.
г) Беспокойность становится фактом повседневного существования людей. На этой исторической почве и вырастает чеховская драма.

3 группа. Особенности поэтики «новой драмы»:
а) нет ключевого события, судьбы героев сливаются в единую судьбу, формируется общее настроение;
б) нет главного героя, нет деления на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Каждый ведет свою партию, а целое, как в хоре без солиста, рождается в созвучии множество равноправных и подголосков (полифонизм);
в) новый подход в раскрытии человеческого характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья. Герой показан не в борьбе за достижение целей, а в переживании противоречий бытия. Слова героев имеют скрытый душевный подтекст.
г) речевая индивидуализация героев стушевана. Речь их напевна, мелодична, поэтически напряжена, чтобы создать общее настроение драмы.
д) события в драмах даны как репетиция, идет накопление сил, к решительным поединкам герои еще не готовы.
е) пьесы состоят из четырех актов:
1) медленное вступление, экспозиция к действию, идет знакомство с героями;
2) общий характер — лирическое раздумье, развиваются настроения, стремления героев;
3) кульминация, действие оживленное, захватывающие события;
4) действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет.

V. Беседа

– Почему А. П. Чехов основной темой своего творчества сделал изображение потока обыденной жизни?
– Каковы основные проблемы чеховского творчества?
– Какими приемами пользуется А. П. Чехов, показывая внутренний мир своих героев?

VI. Домашнее задание

1. На основе сообщений учащихся и материала учебника составить связный рассказ о жизни и творчестве А. П. Чехова.
2. Найдите основные приемы чеховской поэтики, проанализировав любой рассказ (по усмотрению учащегося).
3. Перечитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
4. Индивидуальные сообщения по рассказам «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».