Литература
-
Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова 2015
Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии. В лирике Лермонтова выражен протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности. Стихи для него — орудие борьбы, а литература – могучее средство воздействия на читателей.
-
Сколько всего вложено в слово «Мама» и не перечесть (по творчеству М.Ю. Лермонтова) 2015
Урок в 7-м классе по творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Это первый урок из цикла, посвященного творчеству поэта. Основная цель урока: раскрыть образ матери через творчество поэта, воспитать любовь и уважение к матери. Данный урок как раз приходится на День матери.
-
Удивительный мир сказов Бажова. 5-й класс 2015
Цель урока: систематизировать и обобщить знания по сказам писателя. Задачи: перечитать любимые сказы; развивать творческие и познавательные способности; воспитывать интерес к творчеству уральского сказителя.
-
Устный журнал о жизни и творчестве ямальских поэтов "Ямальский калейдоскоп" 2015
Внеклассное мероприятие для учащихся 7–9-х классов представляет собой устный журнал о жизни и творчестве ямальских поэтов. Оно может быть проведено в рамках реализации национально-регионального компонента. Устный журнал ориентирован на комплексное развитие личности, диалогичность, толерантность. Данный материал можно использовать на уроках внеклассного чтения по литературе, на уроках культуры народов Ямала и во внеклассных мероприятиях.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература + математика) на тему «Cклонение количественных числительных"». 6-й класс 2015
Интегрированный урок русского языка и математики в 6-м классе является уроком систематизации полученных знаний. Выбор данной темы обусловлен тем, что имя числительное изучается только в 6-м классе, вызывает много трудностей при склонении и употреблении в речи. Все задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Фрагменты урока можно использовать на уроке математики при отработке навыков устного счета.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Личность человека сквозь призму времени" 2015
При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести интегрированный урок следует спроектировать: содержание межпредметных понятий; способы учебной деятельности учащихся; выбрать интегративные формы обучения.
-
Открытый урок по предмету «Художественное слово» «Страна чудес – сценическая речь» 2015
Цель занятия: формирование интереса и мотивации к занятиям по дисциплине «Художественное слово».
-
Элементы анализа лирического произведения на примере стихотворения И.Бунина "Сказка" 2015
Уроки изучения лирики занимают особое место и справедливо считаются одними из самых сложных. В статье представлен опыт работы автора по анализу лирического произведения.
-
Интегрированный урок (литература + обществознание) по теме "Добро. Что это такое?" 2015
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла.
-
Юмористические рассказы Антона Павловича Чехова в 6-м классе (урок-игра) 2015
Цель урока – расширить представление учащихся о раннем творчестве А.П.Чехова, обратить их внимание на то, что небольшие юмористические рассказы писателя - это повод не только посмеяться над героями, но и задуматься о людях и их поступках, узнать в чеховских героях самих себя, а форма игры позволит выработать навыки командной работы, потребует от ребят более качественной подготовки, более внимательного прочтения произведений.
-
Урок внеклассного чтения "Человек и природа в творчестве В.Астафьева". 5-й класс 2015
Данный урок знакомит учащихся 5-го класса с рассказами В.П.Астафьева, посвящёнными теме сохранения природы, бережного отношения к братьям нашим меньшим.
-
Тайна поэтических строк (стихотворение С.Есенина "Собаке Качалова") 2015
Цели урока:. попытаться выяснить, был ли прототип у той, «что всех безмолвней и грустней»; почему, вспоминая о ней, поэт испытывает щемящее чувство вины («Ты за меня лизни ей нежно руку // За все, в чем был и не был виноват»).
-
Урок чтения для детей с умственной отсталостью на тему «А.Барто "Очки"». 5-й класс 2015
Цель урока: формирование и развитие умения правильно воспринимать и интерпретировать художественный текст (лирическое произведение).
-
Интегрированный урок (литература + история + МХК + краеведение) "Этот День Победы…" 2015
Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы.
-
Принц Щелкунчик, или Рождественская сказка Гофмана 2015
Урок проводится в 5-м классе в рамках внедрения в практику школы ФГОС. Готовя данный игровой проект, показываю, как можно организовать работу в паре, в группе, индивидуальную работу. Дети учатся работать в команде. Проект относится к надпредметным, потому что привлекаются знания детей из разных областей искусства: литературы, музыки, балета, кинематографии, живописи.
-
Урок литературы по роману М. Шолохова «Тихий Дон». 11-й класс 2015
Цель урока: осознать неизбежность трагичности судьбы гуманной личности в переломную эпоху, связь этой трагедии с судьбой народа. Роман «Тихий Дон» – сложное, глубокое произведение. От учащихся требуется некое усилие, психологическое и даже физическое, чтобы понять произведение, охватившее огромный жизненный и временной пласт. Для анализа выбраны два ключевых эпизода. В результате учащиеся сформируют позицию по нравственно-философской проблеме.
-
Стилистические функции индивидуально-авторских неологизмов Е.А. Евтушенко 2015
Стилистические приемы, смысловая нагруженность неологизмов передают идейное и эмоциональное содержание поэтических произведений Е.А. Евтушенко. Поэтические неологизмы тесно взаимодействуют с контекстом, выполняя акцентную, оценочную, стилистическую, номинативную функции, отражая систему ценностей поэта. Индивидуально-авторский неологизм становится для Е.А. Евтушенко стилеобразующей единицей его художественного пространства.
-
Урок литературы «Искусство, культура и поэзия Японии». 7-й классе 2015
Урок знакомит учащихся с искусством, культурой, поэзией (трехстишиями хокку) Японии. Воспитывает толерантное отношение к культуре, языку Японии. Материалы урока могут быть использованы во внеклассной работе по литературе, МХК.
-
Мир «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель». 9-й классе 2015
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», – сказал Ф.М. Достоевский. Что же в этом произведении такого, что оно определило пути дальнейшего развития русской литературы? О чем скорбит Гоголь? Что утверждает? Размышляя над страницами произведения, приходим к выводу: нет ничего ценней человека! Писатель и мы вместе с ним скорбим не только о Башмачкине, его личной смерти, трагедии несостоявшейся личности, но и погибели самого звания человека, когда людей делят на «значительных» и «маленьких».
-
Великий сказочник Г.-Х. Андерсен. Сказка «Снежная королева» 2015
Цель урока: познакомить детей с датским сказочником Г.-Х. Андерсеном и на основе прочитанного выделять черты характера героев; анализировать поступки; показать роль автора с его симпатиями и антипатиями и определенностью суждений; формировать умения сравнивать, сопоставлять и делать выводы.
-
Христианские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова 2015
Знакомство с творчеством Лермонтова показало, что трагические сомнения и упреки самому Творцу Вселенной в жестокости к людям не лишали его изначальной веры в светлый высший мир, в жизнь бесконечную, космическую, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом.
-
Анализ рассказа «Л.С. Петрушевская "Черное пальто"» 2015
Урок основан на технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Для знакомства с прозой XXI в. выбран небольшой по объtму, но актуальный для молодых людей рассказ Л.С. Петрушевской «Чtрное пальто». Для работы по теме необходимо два часа
-
Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс 2015
Урок знакомит с творчеством К. Паустовского. Учащиеся выразительно читают вслух текст, излагают содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.
-
Отражение эпохи в стихотворении О. Мандельштама «Я вернулся в мой город…» 2015
Стихи Мандельштама сложны для понимания учащимися идейного содержания, порой их восприятие отличается противоречивостью и неоднозначностью. Задача учителя – ввести старшеклассников в мир образов поэзии Мандельштама, научить прислушиваться к интонации его поэтической строки. Урок пробуждает интерес к личности и творчеству Мандельштама в анализе одного из лучших стихотворений «Я вернулся в мой город…»
-
Литературно-музыкальная гостиная «Прикоснись к подвигу сердцем…» 2015
Литературно-музыкальная гостиная посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне; знакомит с песнями военной тематики известных поэтов-бардов. В сценарий включены песни Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого и других поэтов.
-
Козьма Прутков. Заседание PR-агентства 2015
Система уроков включена в раздел «Русская литература XIX века». Содержание уроков активизирует творческие способности учащихся. Литературной мистификации «жизни и творчества» Козьмы Пруткова предшествует изучение творчества А.А. Фета, чья жизнь и творчество были своего рода мистификацией (от А. Фета к А. Шеншину), Н.С. Лескова, который стремился «к созданию "монографий" народных типов», М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ребята знакомятся с основными приемами сатиры, в частности, гиперболой, гротеском, эзоповым языком, фольклорной стилизацией, авторской иронией.
-
Урок литературы «Смоленская робинзонада Михаила Пришвина». 9-й класс 2015
Есть в русской литературе писатели, открыть которых для себя можно в любом возрасте – в детстве, юности, будучи зрелым человеком. Один из таких художников – М.М. Пришвин. Много прекрасных мгновений запечатлено в слове на страницах его книг. Среди них особое место занимает произведение «Школьная робинзонада». Часть биографии писателя связана со Смоленским краем.
-
Литературная игра по роману Жюля Верна «Таинственный остров» 2015
Материал общешкольного внеклассного мероприятия по роману Ж. Верна «Таинственный остров». В литературной игре принимают участие две команды по пять человек, сформированные из учащихся 7-х классов.
-
Поисковая деятельность на уроках литературы при изучении художественных произведений 2015
Учитель, размышляющий над тем, чему и зачем он учит, осознает: нужно не только дать знания, сформировать умения и навыки, но и развивать способности учеников, воспитывать личность. Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности: работа с текстом; выбор цитат; анализ текста: целостный, эпизода, сопоставительный; выявление художественных особенностей текста.
-
Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы 2015
Учитель-профессионал не только сам становится исследователем, но и включает в исследовательскую деятельность школьников. Ученики вовлекаются в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируют знания, вырабатывают навыки анализа, умение абстрагировать, делать выводы, обобщать. В статье исследовательская деятельность учащихся представляется как логически выстроенная, проверенная на практике система работы учителя и учеников.