Интегрированный урок (литература + ИЗО + музыка) «С.Есенин "Я последний поэт деревни…"». 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: Личность Есенина С.А., пейзажи в стихотворениях, картинная галерея


Цели:

  • образовательные:
    • показать, что основы мировоззрения человека закладываются уже в детстве;
    • раскрыть истоки формирования поэтического своеобразия лирики поэта;
    • продолжить обучение учащихся анализировать текст стихотворения;
    • подготовить учащихся к восприятию и осмыслению эстетической природы художественного образа.
  • Развивающие: развивать самостоятельное творческое мышление, навыки самостоятельной работы с различной информацией; формировать художественно-эстетический вкус; совершенствовать навыки анализа лирического текста.
  • Воспитательные: воспитывать уважение к личности С.Есенина; воспитывать любовь к природе, национальной культуре.

Тип урока: интегрированный

Теория литературы: эпитет, олицетворение, метафора.

Оборудование урока:

  • портрет С. Есенина; выставка сборников стихов поэта; репродукции картин русских пейзажистов;
  • высказывания И.Н. Розанова, А. Марченко, С.В. Михалкова, А.Н. Семёнова, аудиозапись с романсами на стихи С.Есенина, шаблоны листьев тополя, клёна, берёзы, цветные фломастеры.

ИКТ: мультимедийный проектор, презентация, диски с записью романсов на слова С.Есенина.

Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ стихотворений.

Предварительное домашнее задание:

  1. Подготовить сообщение о С.Есенине, используя автобиографическую статью “О себе”.
  2. Подобрать репродукции картин русских художников, изображающих природу.
  3. Повторить теорию литературы: эпитет, олицетворение, метафора.

Индивидуальное домашнее задание:

Выразительное чтение стихотворений С.Есенина :

  1. “Над окошком месяц...” (1925 год)
  2. “Клён ты мой опавший...” (1925 год)
  3. “ Берёза” (1913 год)
  4. “Пороша” (1914 год) (Приложение 2)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Чтение эпиграфа к уроку (Приложение 1. Слайд 2)

“Какой же слиток таланта метнул Творец в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столькое для красоты- у печи, в хлеву, на гумне, за околицей - красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?..”

(А.И. Солженицын. “На родине Есенина).

Учитель. Ребята! В следующих строках попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского поэта.

В этом имени - слово “есень”.
Осень, ясень, осенний цвет,
Что-то есть в нём
От русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь - рассвет.
Что-то есть в нём
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты.

Учитель.

Услышали ли вы эту фамилию?
Только скажут –
“Сергей Есенин”,
Всей России встают черты... (Н. Браун)

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем о великом русском поэте Сергее Есенине, будем читать и анализировать его стихи, слушать романсы на слова стихов поэта и сравнивать с картинами великих русских художников и художников- любителей.

III. Изучение нового материала. (Приложение 1. Слайд 3)

1. Учитель. 3 октября 2015 года русскому поэту Сергею Есенину исполнилось бы 120 лет со дня рождения. Две даты: 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая –дата рождения, вторая- дата смерти поэта.

30 прожитых поэтом на этой земле лет. Много это или мало ? В Закавказье, где поэт бывал не раз, в старину говорили : “30 лет человек должен учиться, 30 лет должен путешествовать и 30 лет- писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял”.

Есенину было отпущено в три раза меньше Его судьба - подтверждение другого старого изречения: “Жизнь ценится не за длину”.

“Ведь я мог дать не то, что дал”,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это целый мир. Он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном- о любви к родине.

2. По страницам автобиографической статьи “О себе”: сообщения учащихся.

1 ученик. В октябре 1925 году Есенин написал статью “О себе”, которая носит автобиографический характер. (Приложение 1. Слайд 4)

“Родился в 1895 году, 21 сентября, в рязанской губернии, Рязанском уезде, Кузьминской волости, в селе Константиново.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку”.

2 ученик. “После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: “Ты у меня ... его не трожь, он так будет крепче!” (Приложение 1. Слайд 5)

3 ученик. “Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом, и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. Так протекало моё детство. Когда же я подрос, из меня очень хотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу”.

(Приложение 1 Слайд 6)

Знакомство с поэтическим миром поэта. (Чтение стихов учащимися)

Учитель. Художник И. Бродский до встречи с Есениным не знал место рождения лирика. Прослушав стихи в авторском чтении, живописец сказал, что поэт, вероятно, родился в рязанской губернии. Есенин был удивлён. Пейзажи, которые воспеты в стихах , пояснил художник, живо воскресили в его памяти природу Рязанской губернии, где он в молодости много работал над этюдами. Уже его ранние стихи показали, что в литературу пришёл поэт со своим видением природы, поэт, умеющий находить красоту там, где её не каждому дано заметить.

1 ученик: Всякого, кто приходит в усадьбу Есениных, встречает тополь. (Приложение 1. Слайд 7)

(читает стихотворение “Над окошком месяц...” на фоне музыки Е.Попова к романсу)

2 ученик: Этот тополь-“старожил” здешних мест: посажен руками поэта. Когда-то их было три. ведь в приокских сёлах эти деревья сажали в каждом дворе: они не только неприхотливы и быстро растут, но и препятствуют распространению пожаров, которые случались довольно часто. Сейчас уцелевший тополь обнесён оградой. Это живая память. О Чём?

3 ученик. Это было в мае 1924 года. Сергей Есенин приехал в родной дом после долгой разлуки. А на месте дома - пепелище. Сгорели дом, рига, погибли многие деревья. Сгорел и любимый клён. Сколько нежных слов посвятил поэт зелёному другу в своих стихах.

4 ученик. (читает стихотворение “Клён ты мой опавший...” на фоне музыки Липатова к романсу )

(Приложение 1.. Слайд 8 )

5 ученик. Для Есенина старый клён всегда был символом верности родному гнезду. Теперь вокруг дома чернели обгоревшие пеньки. Их вид угнетающе действовал на Есенина. Он предложил сестре посадить черенки тополя, в изобилии росшего вокруг усадьбы. С радостью взялись они за дело. Все вместе выкорчевали горелые пни, копали лунки под саженцы. Посадили три черенка. Вот и выходит, что этот старый тополь как бы крестник поэта. Шумит в листве ветер, живёт тополь!

IV. Анализ ранних стихотворений С. Есенина :“ Берёза” (1913 год) и “Пороша” (1914 год)

1. Учитель. С раннего детства С .Есенин видел неповторимую красоту природы, рос среди берёз и черёмух. Всё это впоследствии отразилось на его творчестве. Через образы пейзажей поэт показал своё отношение к жизни, самочувствие, настроение. Немало стихотворений поэт посвятил берёзе. Этот образ – один из любимых у поэта. Он не расставался с ним в течение всего творческого пути. Белоствольная берёзка возникает в стихотворении “Берёза”, написанном в 1913 году. (Приложение 1. Слайд )

1 ученик. Выразительное чтение стихотворения “Берёза” (1913 г.)

Учитель. Анализ стихотворения “Берёза”. (Приложение 1. Слайд 9)

  1. Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворения?
  2. При помощи чего поэт показывает красоту берёзы?
  3. Найдите ключевые слова, при помощи которых автор описывает дерево.
  4. Какие художественные приёмы использовал поэт при описании берёзы?

(Эпитеты - “белая берёза”, “пушистые ветки”, “снежною каймой”, “белой бахромой”, олицетворения- “принакрылась”, “заря обходит”, сравнение - “точно серебром”).

2 ученик. Одно из ранних стихотворений С Есенина – “Пороша” (1914 г.)

(Выразительное чтение стихотворения ) (Приложение 1. Слайд 10 )

Анализ стихотворения “Пороша”

Учитель. Какие чувства вы испытываете, слушая это стихотворение?

(Стихотворение “Пороша” ностальгически изображает простой русский пейзаж, его открывают короткие предложения, создающие впечатление монотонной, бесконечной дороги: “ Еду. Тихо. Слышны звоны / Под копытом на снегу”. Мотивы простора, дали, дороги: “Бесконечная дорога /убегает лентой вдаль””.

Какие художественные приёмы создают живую картину природы?

(Тон стихотворению задаёт название, создающее образ тихого, лёгкого снега, укрывающего и лес, и дорогу.

Главные художественные приёмы этого стихотворения- олицетворение и сравнение:

“дремлет лес”, “Словно белою косынкой / подвязалася сосна. /” “Понагнулась, как старушка, /Оперлася на клюку”.

Вся природа оживлена: и старушка-сосна, и вороны, и дятел, и конь. Расшумевшиеся вороны, звон копыт, стук дятла только подчёркивают тишину. В этом стихотворении на первом плане сама природа, представляющая сказочно прекрасной: заколдованный лес, укрытый шалью снега (метафора), “сказка сна”.

Учитель. Особенности поэзии С. Есенина.

“В стихах Есенина природа живёт богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растёт и умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Он часто пробегает к приёму олицетворения. Черёмуха у него “спит в белой накидке”, вербы плачут, тополи шепчут, “пригорюнились девушки-ели”, “словно белою косынкой подвязалася сосна”, “и берёзы в белом плачут по лесам”, “тихо- в чаще можжевеля по обрыву, осень- рыжая кобыла- чешет гриву”

Певцом русской деревни и природы называет Розанов Сергея Есенина. Он родился в крестьянской семье, и его поэтический талант взрастила деревня и устное народное творчество. “ Я рос, дыша атмосферой народной поэзии. Стихов моих грусть я кормил резедой и мятой... с детства болел я “ мукой слова”. Хотелось высказать своё и по-своему”- так говорил об истоках своей поэзии Есенин” (Приложение 1. Слайд 11)

V. Работа с репродукциями картин. Подбор иллюстраций к стихам: сообщения учеников.

Учитель. Ребята! Не только С. Есенина и других художников слова привлекает эта красота, а и живописцев.

Сообщения учащихся

(На доске оформлена картинная галерея. Репродукции картин, которые ребята предлагают, могут служить иллюстрациями к стихам С. Есенина)

1 ученик. Прочитав стихотворение С. Есенина “Над окошком месяц...”, я решил иллюстрировать его , использовав репродукции картин

1). Тополя. 1870. Васильев Фёдор Александрович

2). Тополя весной. Лаузо Гюстав

3). “Пейзаж с луной и тополями”.1936г. Куприн А.В.

2). Тополя. 1875г. Куинджи А.И. (Приложение 1. Слайды 12,13)

2 ученик. Иллюстрациями к стихотворению “Клён ты мой опавший...” могут послужить репродукции картин художников

1).Клёны золотые. 1969 г. Щербаков В.И.

2). Осенний лес. 1886г. Левитан И.И

3). Клён осенний. 2011г. Грицына Виктор.

4). “Павловские клены”. 2000г. Отец Зином  (Приложение 1. Слайды 14,15)

3 ученик. Я считаю, что репродукции картин И.Э. Грабаря и В.Баукова точнее всех передают содержание стихотворения С. Есенина “Берёза”

1)“Иней”. 1905 г. И.Э. Грабарь.

2). “Белая зима...”. 1904 г. И.Э. Грабарь

3).Зимний пейзаж. И.Э. Грабарь.

4). Зима. 1995г.Бауков В. (Приложение 1 Слайды 16, 17)

VI. Рефлексия

Ребята! Сегодня на уроке вы притронулись к поэзии С. Есенина. Кроме этого увидели репродукции картин художников, которые смогли вам лучше понять смысл этих стихотворений.

Какое из деревьев привлекло ваше внимание больше : берёза, клён или берёза. Перед вами шаблоны листьев этих деревьев. Раскрасьте листок того дерева, которое больше вам понравилось

VII. Итоги урока.

И. Шайтанов писал: “Тайна мира драгоценна в своей неразгаданности” Но сегодня “природа всё больше отделяется от человека, перерастающего ощущать и признавать её скрытое величие”.

- В чём вам видится величие природы? Как передано величие природы в стихотворениях С.А. Есенина? (Приложение 1. Слайд 18)

VIII. Домашнее задание (Приложение 1. Слайд 19)

  • Выучить стихотворение на выбор.
  • Сделать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.

Использованная литература.

  1. Амбушева Т.М. и др. Литература. 5-6 классы. Конспекты уроков. Волгоград. Издательство “учитель”. 2014. С. 247-256
  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе . 6 класс. Москва. “ВАКО”. 2006. С. 216-219
  3. Есенин Сергей. Собрание сочинений в 2-х томах. Том 1. Стихотворения, поэмы.
  4. Золотарёва И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Москва.”ВАКО”.2004. с.265-268
  5. Меркин Г.С. Литература. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть II. Москва. Русское слово. 2012. Стр.139.
  6. Черных О.Г. Практикум по литературе. 5 класс. Москва. “ВАКО”. 2011.с. 126-127
  7. Черных О.Г. Практикум по литературе. 6 класс. Москва. “ВАКО”. 2011.с. 116-117

Ресурсы.

  1. http://vk.com/wall97463543_2043
  2. http://www.fotobookonline.ru/prive/read/esenin-cheryomuha-pr...
  3. http://www.labirint.ru/screenshot/goods/269486/8/