Внеклассное мероприятие по литературе (литературно-музыкальная композиция) "Как это было, как совпало…", посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Методическая разработка представляет собой сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой Великой Отечественной войне. Программному изучению литературы в значительной степени сопутствует внеклассная работа, расширяющая возможности общения студентов с миром искусства слова.

В представленном сценарии отражена поэзия о Великой Отечественной войне, её вдохновляющая, поддерживающая роль и общественное, литературное, духовно- нравственное значение. (Произведения не из школьной программы, чтобы посредством литературы (поэзии) студенты познакомились с творчеством Э.Асадова, Ю.Друниной, М.Чебышевой, Е.Долматовского).

Методическая разработка сопровождается презентацией.

Цели:

  1. формирование чувства патриотизма у молодого поколения;
  2. сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  3. развитие познавательных процессов: памяти, речи;
  4. развитие артистических ( творческих) способностей студентов.

Задачи:

  • воспитывать у студентов чувства любви к Родине;
  • повышать интерес к историческому прошлому Родины;
  • пропаганда военных песен, стихов о Великой отечественной войне, идей патриотизма, гуманизма, уважения к истории государства.

Форма мероприятия:

Литературно-музыкальная композиция.

Оборудование (технические средства) :

  • компьютер и видеопроектор;
  • проекционный экран;

Для эмоционального и эстетического восприятия используется презентация, создана экспозиция на военную тему, зал оформлен кадрами военной хроники.

Ведущий 1.

Студенты Вятского железнодорожного техникума представляют литературно-музыкальную композицию “Как это было, как совпало”.

Мы посвящаем ее всему многонациональному народу России, всем воинам - и павшим, и живым. Всем тем, которых забывать нельзя.

Всем тем, кто подарил нам счастье жить в мире, залитом солнечным светом, смотреть на чистое, мирное небо. Надо знать и помнить, какими героическими усилиями завоевана мирная жизнь.

(Звучит песня “Мы знаем о войне лишь понаслышке”.)

Ведущий 2.

Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!

(Звучит голос Левитана о начале войны. Песня “Священная война”.)

Ведущий 1.

Война - жесточе нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.

Велики подвиги тех, кому пришлось принять первыми удар врага. Защитники Бреста...На стене крепости простой солдат написал кровью: “ Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!”

Они стояли насмерть, они знали цену каждой пяди родной земли, они платили за неё своими жизнями.

Чтец 1.

(Стихотворение К Симонова.)

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
(К. Симонов)

Ведущий 2. Многим из тех, кто ушёл на фронт в те страшные, сороковые, роковые, когда раздались первые залпы войны, едва исполнилось по 20 лет. Со школьной скамьи, из институтских аудиторий молодые ребята шагнули в окопы и ... в бессмертие. Сколько мальчиков и девочек не вернулись с этой войны! Сколько несостоявшихся свадеб, не рождённых детей... о своём поколении, о том , как совпали “война, беда, мечта и юность” писал поэт- фронтовик Давид Самойлов.

Чтец 2.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

(Звучит последний проигрыш песни группы “Любэ” “Давай за них...”)

Ведущий 1. В числе городов – героев называют Ленинград. В сентябре 1941 года немецкие войска вышли к окраинам северной столицы. Вокруг города сомкнулось кольцо блокады. Враг был уверен: теперь голодающие, мёрзнущие люди вцепятся друг другу в горло, передерутся из-за куска хлеба, из-за охапки дров, сдадутся...и город будет уничтожен. НО враг просчитался.

Чтец 3.

(Стихотворение “Ленинградский салют” Татьяны Варламовой.)

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут,-
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей...
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть... Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба...
И руины там, где дом вчера стоял...

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
- Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось “Ура!”
И сквозь слёзы начинали обниматься,-
Всё! Закончилась блокадная пора!

Есть салют у нас весной - на День победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе...

Ведущий 1. Но чтобы прозвучал этот салют, много солдат погибло, доставляя продовольствие в Ленинград по ДОРОГЕ ЖИЗНИ.

(Звучит песня “Ладога”)

Ведущий 2. Долгих 4 года шёл русский солдат по дорогам войны, шёл к долгожданной победе. Согреть души бойцов в те страшные годы помогала песня..

(Звучит песня в исполнении трио “Три танкиста”.)

Ведущий 1. Но война - это и испытание верности, дружбы, любви. Если бы не любовь, вера, мольбы близких, кто знает, как бы закончилась эта война. Мамы, жёны, подруги, именно они были опорой в те годы. Между боями солдаты писали письма, они до сих пор хранятся во многих семьях. Эти строки, опалённые войной, - наследие, напоминание будущему о страшных, тяжёлых днях.

(Выходят 2 юноши, садятся у костра, “пишут” письма. Читают стихотворения.)

Чтец 4.

(Стихотворение Э.Асадова “Письмо с фронта”).

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!

Читаешь письмо ты , а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал. 

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...

Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне! 
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки... 

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя! 

В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь. 

И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

 Чтец 5.

(Стихотворение К.Симонова “Жди меня”.)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет. 
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши. 
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Ведущий 2. Что может сравниться с горем матери, потерявшей своего ребёнка, пережившей его. Это нарушение естественного закона жизни. Что может сравниться с горем жены, потерявшей своего мужа, любимого.

Чтец 6.

(Стихотворение “Была война” М .Чебышевой.)

Ведущий 1.

Да, солдаты жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми.

(Звучит песня и вальс “Тучи в голубом”.)

 Ведущий 2. А девушки? Сколько они прошли в годы войны! Они были санитарками. Снайперами, лётчиками, зенитчицами, солдатами, подносили снаряды.

(На экране отрывок из фильма “А зори здесь тихие”).

Самое важное на войне для женщины – это спасать человеческие жизни.

Чтец 7.

(Стихотворение Ю.Друниной).

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки. 
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

(Звучит песня “Катюша”, совместное исполнение с гостями, текст на слайде.)

Ведущий 1. Народ выстоял, страна победила! Но, к сожалению, не все вернулись с той войны. Страшное слово “война” не уходит из нашей жизни. Оно холодит наши сердца...

Война окончена тогда, когда похоронен последний боец.

Чтец 8 .

(Отрывки из поэмы Е. Долматовского “Весть”).

Есть больные безответные вопросы,
Со времён войны стоят они
За пределами стихов и прозы,
Но не устарели в наши дни.
А ведь надо и пора поставить точку
Под бедой, напоминающей собой
Пулемётную оборванную строчку,
Тишину, когда проигран бой.
Поле битвы плуг истории пропашет,
Не найдёшь и ржавого осколка...
Ну а если речь о без вести пропавших?
Знаете, их было сколько?

Чтец 9.

Разве может человек исчезнуть, затеряться, как патрон в траве? Даже птицы в мире на учёте: сколько при отлёте и прилёте.

Разве на планете нашей тесно, чтобы вновь и вновь производить отстрел?

В “Красной книге” человечеству не место, потому и скорбь всё горше и острей.

Нету сына,
Нету мужа,
Нету брата,
Нету деда и отца...
На всех одна есть могила Неизвестного солдата,
Пламя вечное, Кремлёвская стена.
Но и перед этим обелиском смерть с бессмертием ведут неравный спор:
Утешенье как найти родным и близким тех,
Кто числится пропавшим до сих пор?

Чтец 10.

Женщина молилась, умирая: он войдёт, поймёт, как я ждала, -
Мать ему ведь я, а не земля сырая, как он там без моего тепла?
Ставшие старухами невесты в чемодане берегут фату: не погиб он, лишь пропал без вести...
Смерть, не трогай эту чистоту.

Ведущий 2.

Имена ваши
Мы нанесём на гранитные плиты,
На бетон и на мрамор,
И вплавим в металл.
Повторим нашу клятву: никто не забыт, и ничто не забыто.
И добавим: без вести никто не пропал.

(Звучит песня “Мы не погибли, мы просто ушли...”).

(Свечи...Минута молчания) метроном...