Итоговое сочинение (алгоритм написания). 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели:

  • Научить детей последовательной работе над сочинением.
  • Сформировать навыки написания переходных частей сочинения.

Задачи:

  • Определить ключевые пункты отработки материала к сочинению.
  • Проанализировать готовые фрагменты ученических сочинений.

План урока

  1. Составление вступления к сочинению
  2. Переход к основной части
  3. Применение аргументации
  4. Иллюстративный литературный материал
  5. Примеры заключительной части сочинения

Ход урока

Вступительное слово учителя

Итоговое сочинение есть результат литературных навыков и читательского кругозора учащегося. Сегодня, как никогда, вопросы грамотного изложения речи актуальны. Современный человек должен соответствовать сегодняшним реалиям. Быть интересным собеседником, умело пользоваться речью, поддержать интеллектуальную беседу помогает письменная работа в виде сочинения. Если научишься письменно выражать свою речь, грамотно строить предложения и фразы, обосновывать высказанное, то сможешь донести это и в устной форме. А значит, оппонент тебя поймет и оценит твой уровень интеллекта. Нужно стремиться к грамотной связной речи. Это все нам дает сочинение.

Работа над готовыми фрагментами и редактирование вступления к сочинению. Направление “Любовь”

Работа ученика №1. Вступление. Направление “Любовь”

“Любовь – одно из самых загадочных и сильных чувств в жизни человека. Она не подвластна никому, поэтому человек бессилен отвернуться или отказаться от нее. Когда любовь врывается в жизнь человека, она его меняет. Одних она может побудить на совершение хороших и добрых поступков, а других – переступить границы нравственности: солгать, предать или даже убить”

- Отражает ли данный фрагмент это направление? Полноценно ли вступление?

Выводы учеников:

Тема отражена односторонне. В жизни человека любовь может проявиться не только к противоположному полу. Любовь – чувство многогранное. Это любовь к родителям, любовь к природе, животному миру и т.д. Можно обратиться к данной теме с точки зрения того, что любовь превносит в жизнь человека? Как человеческая жизнь многогранна, так и эта тема может быть рассмотрена с разных позиций.

Написание вступления:

Работа ученика №2. . Вступление. Направление “Любовь”

“Что же такое любовь? На этот вопрос пытались ответить все люди мира, в особенности писатели и поэты. У каждого человека своя, особая любовь: к миру, к родителям, к животным, наконец, любовь и уважение к себе. Но, безусловно, любовь – это самое прекрасное и чистое чувство. Она воздействует на человека. Она преображает мир! Но, любовь может и “съедать” человека, если она не взаимная. Это страшная трагедия. Человек все же должен осознать ее, чтобы не допустить внутренней боли. В большинстве же случаев, любовь преобразует человека, развивает в нем такие благородные поступки, как сострадание, доброту, участие и желание помочь другому. Она возвышает нас над остальным миром и делает нас лучше”.

Выводы учеников:

В данном вступлении более полновесно отражена тема, хотя можно было расставить акценты на отрицательных сторонах, присущих невзаимной любви. Но, в итоге, данная работа шире отражает направление, выбранное учащимся.

Переход к основной части. Направление “Любовь”

Главное место в работе над сочинением имеют микро выводы и переходы. Они реализуют логическую цепочку и целостность мысли.

Примеры переходной части из работ учащихся:

“Хорошим примером данной темы может послужить роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”….”

“Очень многие авторы посвящали теме любви свои произведения…”

“Я считаю, что для каждого человека, любовь - необходимое чувство, хотя бы потому, что оно помогает проявить себя, как достойную личность…”

“В правильности такой точки зрения, меня убеждают примеры из классической литературы…”

“Любящий человек - это тот человек, который готов рисковать, жертвовать, меняться ради своего возлюбленного, и ничто не может его остановить. Это чувство меняет людей, наделяя их добротой, искренностью, верой в будущее. В правильности такой точки зрения меня убеждает литература…”

Применение аргументации к сочинению. Направление “Любовь”.

Работа ученика №1

“Эта тема ярко раскрывается в произведении А.И. Куприна “Гранатовый браслет”. Рассказ направлен на освещение безответной любви Желткова к замужней женщине. Главный герой любил ее на протяжении семи лет. Он был счастлив от ощущения этих чувств. Ему не нужен был ответ Веры. Женщина украшала его жизнь лишь своим существованием. Желтков жил этой любовью. У него не было ни друзей, ни близких людей. Именно поэтому он дарит семейную реликвию Вере, как единственно близкому человеку. Только после смерти Желткова, Вера поняла, что может быть настоящая любовь прошла мимо ее”.

Выводы учеников:

Фрагмент сочинения не подводит к доказательству того, к чему такая любовь привела героя. Можно было добавить в аргументацию, что “этот человек по-настоящему искренен. Он был готов на все ради любимой. Но он еще и понимал, что эта любовь ни к чему не приведет. Поэтому он решился на такой печальный конец. Конечно, грустно осознавать. Что такое может случиться. Но все же хочется надеяться, что любовь не будет приводить человека к печальным последствиям”.

Работа ученика №2. Направление “Путь” (применение цитаты)

“Безусловно, выбор жизненного пути – ключевой выбор каждого человека. Для меня очень близки поэтически возвышенные слова К. Кастанеды: “Все пути одинаковые – они ведут в никуда. Спроси себя, есть ли у этого пути сердце? Если есть – путь хорош, если нет – он бесполезен. Один путь наделяет тебя силою, другой – лишает ее”. Действительно. Важно принять правильное решение и сделать правильный выбор. Каждый выбор приближает нас к цели, к своей основной мечте в жизни. Но, что значит выбрать путь сердцем? Я думаю, что это означает, что необходимо понять, что это собственный твой выбор, никем не навязанный”

Пример применения аргументации. Направление “Путь”

“В притче-повести Эрнеста Хемингуэя главный герой – рыбак Сантьяго на протяжении всего действия стоит перед чередой выборов. Он не отступает перед осознанным выбором – победить рыбу. Он плывет в нелегких условиях, преодолевает голод и жажду, терпит невероятные лишения. В любой момент он может все бросить и вернуться, но герой не делает этого. Он выбрал свой путь. Он принял решение. Старик сражается с акулой. Но это его не останавливает. И хотя он не удержал рыбу, но все его зауважали. Именно за его внутреннюю силу, за его человеческий выбор”.

Примеры заключительной части:

Работа ученика №1

“Еще раз подчеркну: любовь ведет человека к совершению добрых дел, она заставляет рисковать и верить в благополучие того, что будет дальше.Любовь раскрывает в человеке то светлое, что хранилось глубоко в душе, то, что помогает покорять вершины и преодолевать препятствия в жизни”

Работа ученика №2

“Любовь – чувство, которое помогает раскрывать в себе новые качества, преображать мир и видеть его положительные стороны. Стоит посмотреть на влюбленного человека, и можно без труда сказать, о многих чертах его характера. Однако, все же общим для всех влюбленных является тот факт, что любовь раскрывает исключительно положительные, добрые стороны человеческой сущности”

Работа ученика №3

“Жизнь - это череда постоянного выбора. И он, непосредственно, влияет на нашу жизнь. Часто человек ошибается, или ищет легкие пути достижения цели.Но такой выбор делает человека лишь слабым и безвольным”

Выводы по урока:

Написание сочинения – трудоемкий процесс. Требуется чтение множества произведений, статей и других источников, чтобы логически выразить мысль и аргументированно применить иллюстративный материал на письме.