Литературно-музыкальная композиция, посвященная А.С.Пушкину, "В садах лицея"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


1 чтец.

По-русски говорим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обретаем, как наследство,
В сияньи пушкинских стихов.
Поэт не стал далёкой тенью,
Святыней, отданной в музей,
Он шумно празднует рожденье
Среди бесчисленных друзей.

Самуил Маршак. «Бессмертие»

И эти друзья поэта сегодня – мы с вами, его благодарные читатели и потомки.

2 чтец.

Есть имена, как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в цвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.

Эти прекрасные строки о Пушкине написал поэт Игорь Северянин.

1 чтец. А самую оптимистическую мысль о поэте высказал Н.В. Гоголь: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 с лишним лет.
И вот этот рубеж – 210 лет. И другого Пушкина не появилось. Но разве кто сожалеет об этом?! Нет! Пусть у нас будет только один Пушкин, один и на все времена.

2 чтец. Былые столетия охотно делятся с нами своими сочинениями, письмами, документами, книгами. По ним, устремляясь в прошлое, мы как-будто соединяем длинной цепью наше сегодня и их далёкое. И становится ясным то, что именуется связью времён. И огромного исторического расстояния как не бывало, и мы уже в компании тех ребят-лицеистов, а они с нами.

3 чтец. Именно поэтому мы приглашаем Вас отправится совсем недалеко – в первое десятилетие девятнадцатого века, в 1811 год, когда было открыто высшее учебное заведение Императорский лицей, созданный с целью подготовки дворянских детей для государственной службы.
Тридцать друзей-лицеистов – для них 19 октября – день рождения лицея. Сегодня, в век бешеных скоростей, невероятных энергий, современных информационных технологий, мы празднуем 19 октября – день основания Царскосельского лицея, День рождения А.С. Пушкина, и по-своему не менее значительный, чем настоящий день его рождения. Это день духовного рождения Пушкина.

4 чтец. 19 октября, лицей – это и есть прежде всего образ полнокровной и главное, одухотворённой юности поэта. Тут щедрость от богатства душевного. Тут святая, чисто юношеская надежда и потребность отдать, а не взять, поделиться, а не утаить.
– Тут и безоглядное озорство – от избытка сил.
– Тут первоначальный запас идеалов и верность идеалам.
– Тут культура, та культура, без которой нет достоинства.

5 чтец. Первый пушкинский выпуск запомнился потомкам не только талантливейшими воспитанниками, но и благородством, честью, достоинством. Именно эти драгоценные качества легли в основу связывающей их дружбы. 19 октября – стал для многих днём доверия, искренности, понимания, истинной дружбы.
Давайте вместе заглянем в историю лицея, ставшего одним из самых ярких символов дружбы.

6 чтец. В декабре 1808 года великий русский реформатор Михаил Михайлович Сперанский, судьба которого тесно переплелась с судьбами многих известных личностей писателей, декабристов, представил государю записку «Первоначальное начертание особенного лицея».
Для эффективной реализации предложенных императором реформ России нужны были образованные и благородные люди. Именно поэтому первоначальный Устав Лицея был начертан самим монархом Александром I и по его указанию окончательно отредактирован Сперанским

(Видеофрагмент: Пушкин поступает в Лицей)
(Портрет Александра I и М.М. Сперанского)

7 чтец. Александр I был одним из самых блестящих русских императоров-реформаторов. 12 августа 1806 года было утверждено Постановление о лицее, по которому целью данного учебного заведения признано «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям государственной службы».
Откуда взялась идея этой формы учебного заведения?
Лицей – так называлась одна из афинских гимназий, находившаяся за городом, возле храма Аполлона Лицейского (отсюда и название – лицей). Именно здесь Аристотель читал свои лекции и беседовал с учениками на самые различные философские темы).

8 чтец. Официальная церемония завершилась, а неофициальная выплеснулась во двор. Была иллюминация, был фейерверк, где ученики, сбросив парадную форму, весело играли в снежки.
Лицей в правах и преимуществах своих равнялся с российскими университетами.

Пушкин.

Вы помните, как возник лицей.
Как царь открыл для нас чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын,
Приветствием меж царственных гостей.

Пущин. Смело, бодро выступил профессор политических наук Александр Петрович Куницын. По мере того, как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживлялись, и к концу его замечательной речи слушатели были уже в восхищении.

Куницын. Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров его святейшего храма наук… Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина. Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями.
Под наукой общежития разумеется не искусство блистать наружными качествами, которые бывают нередко личиною грубого невежества, но истинное образование ума и сердца.

1 чтец. Итак, начались 6 лет соединения, дружбы, учёбы.
Подъем по звонку в 6 часов
От 7 до 9 – учебные занятия
В 9 – чай с белой булкой
Сразу после чая – прогулка до 10 часов.

Пушкин.

Вы помните ль то розовое поле,
Друзья мои, где красною весной,
Оставя класс, развились мы на воле
И тешились отважною борьбой?

1 чтец. От 10 до 12  – учебные занятия
С 12-13  – вторая прогулка
Потом повторение уроков или дополнительные занятия.
Не пропускаются дни рождения, проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют.

Пущин. Образовалась товарищеская семья, в этой семье – свои кружки: в этих кружках начали обозначаться больше или меньше, личности каждого: близко мы узнали друг друга, никогда не разлучаясь. Тут образовались связи на всю жизнь.

Пушкин.

В начале жизни школу помню я:
Там нас, детей беспечных было много;
Неровная и резвая семья.

1 чтец. На гербе Лицея изображены сова, лира, свиток и два венка – лавровый и дубовый. Сова – символ мудрости, лира означает словесность, свиток – науки, а венки – награды достойным воспитанникам.

2 чтец.

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Анна Андреевна Ахматова.

3 чтец. Во главе лицея были поставлены не просто выдающиеся педагоги, но энциклопедически образованные русские просветители Василий Фёдорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт. В программе Лицея точные науки – математика, астрономия – сочетались с гуманитарной подготовкой – языки, философия – обучение светским манерам и танцам. Большое внимание уделялось развитию творческих способностей – обучению музыке, рисованию, стихосложению.

И.Пущин: из воспоминаний:

Профессор словесности Кошанский однажды, окончив лекцию, предложил лицеистам: «Теперь, господа, будем пробовать перья; опишите мне, пожалуйста, розу стихами. Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочёл два четверостишья, которые всех нас восхитили.

«Где наша роза?
Друзья мои!
Увяла роза,
Дитя заря!»
«Не говори:
Вот жизни младость!»
Не говори:
Вот жизни радость!»
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

Воспоминания Ивана Пущина об оценке знаний Александра Пушкина по математике после решения им алгебраической задачи.
Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Профессор математики Карцев спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?». Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!». «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём, садитесь на своё место и пишите стихи».

4 чтец. Профессора аттестовали воспитанников отзывами.
Профессор Куницын: из «Ведомости об успехах воспитанников Лицея по части логики и нравственной философии».
«Пушкин – весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне неприлежен».

Гувернёр Лицея Чириков: «Пушкин легкомыслен, ветрен, неопрятен, нерадив, в прочем добродушен, усерден, учтив, имеет особенную склонность к поэзии».

Пушкин. 

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Чтец 5. Первый лицейский класс выдвинет группу государственных деятелей – выдающегося дипломата Горчакова, генерала Вальховского, мореплавателя Матюшкина. Семь фамилий лицеистов – окажутся в следственных делах по декабристскому движению. Наряду с Пушкиным, свой вклад в российскую словесность внесли его лицейские друзья Дельвиг и Кюхельбекер.
Чтец 6 В Царскосельском лицее не обходились без своеобразной формы аттестации – прозвищ. У Пушкина было три прозвища – француз, лучше всех в группе владел французским, Обезьяна и Тигр (или смесь обезьяны с тигром).
Ссоры, споры и насмешки неизбежны были в кругу беспечной молодости. Мирил рассорившихся друзей чаще всего уравновешенный и мудрый Иван Пущин.
Хотя ссоры иногда могли кончиться трагически…
Колкая эпиграмма Пушкина настолько взбесила Кюхельбекера, что он решил вызвать приятеля на дуэль.
Кюхельбекер стрелял первым. Он нервничал, пистолет дрожал у него в руке. Пушкин кричал секунданту Дельвигу, чтобы тот стал на его место, ибо оно безопаснее. К счастью, выстрел Кюхли завершился промахом. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй!!! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому  что снег набился в ствол. Поединок был отложен, и потом они помирились.

7 чтец. Настал день выпускного экзамена. На экзамене по российской словесности присутствовал сам Гаврила Романович Державин.

Из Лицейских воспоминаний А.С. Пушкина:

«Державина видел я только один раз в жизни, но никогда этого не забуду. Это было в 1815 году на выпускном экзамене в лицее. Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали, он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной.
Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стал в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий звенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…
Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда сбежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять…  Меня искали, но не нашли…»

8 чтец. Остались позади лицейские годы. О них напоминало скромное чугунное колечко на пальце каждого из лицеистов. Эти кольца были сделаны из колокола, каждый день будившего лицеистов.
Разбросанные по свету лицеисты сохранят верность святому дружескому союзу. Лицейские друзья не оставляли Пушкина в самые трудные моменты его жизни. Опального Пушкина в Михайловском посещать не решались даже родственники, но только друзья по лицею.

Пущин: «С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его…»
И вот, благодаря небольшим хитростям, заполнена подорожная, и Иван Иванович мчится в Михайловское:
«… Вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке…»
Вспоминали лицейских товарищей, Пущин рассказывал о столичных литературных новостях. Вместе с Пушкиным они прочли только что появившуюся комедию Грибоедова «Горе от ума». Пушкин читал свои только что написанные стихи.

Пушкин.

И ныне здесь, в забытой сей глуши
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада;
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день начальный,
Ты в день его лицея превратил.

1 чтец. Гостил у Пушкина в Михайловском и Антон Дельвиг – лицейский друг и соратник Пушкина по стихотворчеству.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев.
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

2 чтец. «Самостоянье человека – залог величия его» – скажет позднее Пушкин. Из Лицея начало такого самостоянья лицеисты вынесли и через всю жизнь свою его пронесли. В каждом из них было воспитано такое чувство личного достоинства, дружбы, родства души.
«Береги честь смолоду» – этот эпиграф предпослал Пушкин «Капитанской дочке». И это для него неотвлеченное нравственное поучение, а действительный жизненный принцип, вынесенный еще из Лицея.

3 чтец. Понятие о чести и благородстве, достоинстве человека, долге гражданина, привитые в стенах лицея, привели многих его питомцев в ряды декабристов.
В критической ситуации эти качества проявились особенно ярко.
Соратник Пушкина по Лицею Иван Пущин хладнокровно готовился к аресту. Он не поспешил явиться с повинной, хотя это могло бы смягчить его участь. Пущин не пытался скрыться за границу, хотя лицейский товарищ, умный и осторожный дипломат князь Горчаков, рискуя своей карьерой и свободой, привез ему за граничный паспорт и деньги, умолял не терять ни минуты.

4 чтец.

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент.
Созидается он столетиями, а утрачивается в момент,
Чувство собственного достоинства – вот таинственная стезя,
На которой разбиться запросто, но с которой свернуть нельзя.
Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи, – боль и нежность моей крови.
Чтоб там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего
Не придумало человечество для спасения своего.

Булат Окуджава

5 чтец. Дружбу воспевали во все времена. Конечно, лицеисты явили нам пример, достойный стать символом дружбы.
Более двухсот лет прошло с тех пор, когда по аллеям Царскосельского парка бродили Пушкин и его друзья:

Промчались годы заточенья;
Недолго мирные друзья
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.

6 чтец. Лицеисты оставили нам великий урок верности чистой и честной юношеской дружбы, священного союза молодых душ.

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам, шествуйте, сыны!

Пушкин.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделен и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастье нас куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

7 чтец. Нет, они не кончили Лицея.
Кончались лекции, кончалось Царскосельское время, пробуждение на заре, блуждание с неотвязчивым стихом весь день, кончалось это все, а Лицей не кончался.
Так и осталось Царское Село родиной, Отечеством, прежде всего.