Цель урока: вовлечь учащихся в деятельность, направленную на формирование умения понимать на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления средствами стихотворения А. Блока “На лугу”.
Задачи урока:
Направленные на достижение личностных результатов обучения:
1.Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
2. Формировать мотивацию к обучению и познанию;
3. Формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
4. Формировать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России;
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1.Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её осуществления; контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
2. Формировать умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников;
3. Формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
1.Познакомить с жизнью и творчеством А.Блока через организацию поиска необходимой информации;
2.Формировать умение читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, эмоционально откликаться на события, описанные автором;
3. Продолжить работу по формированию продуктивного способа чтения, использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое);
4. Сформулировать средства художественной выразительности, выбранные автором для создания образа;
5. Учиться понимать авторское слово, настроение, читать выразительно;
Планируемый результат (УУД)
- Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие поэтического текста.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи, проявлять инициативу и самостоятельность.
- Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, осознание ценности жизни и красоты окружающей природы, самоопределение в заинтересованности чтения лирических стихотворений.
Оборудование
- Для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук, ЦОР, портрет А. Блока, выставка книг А. Блока, плакат с целью урока.
- Для учащихся: учебник Л.Ф. Климанова ,В.Г. Горецкий “Литературное чтение” 2 класс, раздаточные карточки для исследовательской деятельности, для работы в парах с иллюстративным материалом, карточка - игра “Да – нет –ка”, лист самооценки.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный
Эмоциональный настрой на урок.
- Начинаем урок литературного чтения.
- Сегодня у нас гости, а гости – это всегда радость, хорошее настроение. Мысленно пожелаем себе удачи и тихонечко сядем.
II. Опрос, актуализация.
Чтение наизусть стихотворений А. Плещеева “Весна”, “Сельская песенка” ( 3-4 человека).
Оценка чтения, выставление отметок учащимся.
III. Целеполагание. Слайд 2.
Послушайте строки стихотворения:
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...А уж в воздухе – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкойПрошлогодние мокрые стружки...
Это всё у вороны – игрушки,И уж так – то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно.
- Вас заинтересовало это стихотворение?
- Чем? Знаете ли автора? (Поэт описывает ворону , её игрушки, приход весны. Автор не знаком.)
- Хотелось бы познакомиться с другими стихами этого автора?
- Откройте учебник на с. 114.
- Прочитайте имя поэта. (А. Блок)
- Сформулируйте тему урока. (Познакомиться со стихотворением А.Блока “На лугу”).
- А с какой целью мы будем знакомиться со стихотворением А.А.Блока? (Научиться понимать стихотворение, выразительно читать, узнавать новые слова и выражения, понять – нравятся ли стихи А. Блока.)
Учитель помещает на доске цель урока на бумажном носителе, портрет А. Блока.
(Познакомиться с поэзией А.Блока, научиться понимать и читать его стихи.)
IV. Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия.
1. - Возьмите карточки со статьёй “Жизнь и творчество Александра Александровича Блока”.
Изучите статью и выберите цитаты, подходящие по содержанию к слайдам презентации.
Слайд 3,4,5,6
1.Родители и родственники поэта.
2.Первые стихи в 5 лет.
3.Гимназия.
4.Университет.
Статья “Жизнь и творчество Александра Александровича Блока”
Александр Александрович Блок (1880 – 1921) – русский поэт. Родился в Петербурге в дворянской семье. Отец – Александр Львович Блок, юрист и философ, профессор Варшавского университета.
Мать – Александра Андреевна, детская писательница и переводчица, дочь видного учёного (ботаника) Андрея Николаевича Бекетова и известной переводчицы Елизаветы Григорьевны Бекетовой.
Первые стихи написал в 5 лет.
Зая серый, зая милый,
Я тебя люблю.
Для тебя-то в огороде
Я капустку и коплю.
Жил на свете котик милый,
Постоянно был унылый,
Отчего – никто не знал,
Котя это не сказал.
В 11 лет А.Блок определён во II класс петербургской Введенской гимназии.
В 13 лет он издавал рукописный журнал, где помещал свои стихи, рассказы, очерки. Там же Саша увлекся театром, даже мечтал стать актёром
В 18 лет Александр Блок подаёт прошение о зачислении на юридический факультет Петербургского университета. Но любовь к литературе победила, и Блок перешёл на историко – филологический факультет и закончил его уже известным поэтом.
Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
2. Изучающее чтение.
- Итак, с каким стихотворением мы сегодня познакомимся?
- Можем ли мы по названию стихотворения предположить его содержание?
- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению с. 114.
- Согласуется ли она с названием стихотворения?
-Уточните, о чём же будет стихотворение? (предположения)
- Чтобы узнать, верны ли ваши предположения, что надо сделать? (прочитать)
- Можем ли мы сразу выразительно прочитать?
- Над чем нам стоит подумать?
(Обращение к цели урока. Текст на доске.)
3. Чтение стихотворения А. Блока “На лугу” учителем.
- Что вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
4. Самостоятельное чтение учащихся с заданием. Осмысление чтения.
- Читая, подумайте, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? Меняется ли настроение?
5. Словарная работа.
- Уточним значение некоторых слов и выражений.
Пашня – вспаханное поле.
Чу – чувствовать.
- Как вы понимаете выражения “ весна идёт сторонкой”, “ слышен голос звонкий”
6. Выборочное чтение.
- Что увидел поэт, а что услышал? Прочитайте.
Можно ли услышать песенку ручья? Как это удалось поэту? (звуки з, ж, ч)
V. Первичное закрепление нового материала.
Работа в парах. Приложение 1.
Учащиеся получают карточки с иллюстративным материалом.
Задание: обозначьте цифрой порядок иллюстраций по стихотворению А.Блока. Прочитайте строки стихотворения.
Рассказы учащихся о выполнении задания, чтение строк к каждой иллюстрации. Учитель обращает внимание на темп чтения, громкость. (Это ранняя весна ,тихо, спокойно, поэтому темп чтения размеренный и громкость - средняя. Усиление звука идет в 5, 6 строке.).
- Какой поэтический приём использует А. Блок для создания образа весны? (олицетворение)
Оценка работы в парах. Возможно выставление отметок.
Физкультминутка.
VI. Промежуточный контроль и оценка деятельности учащихся.
Сюрприз. Включение проектора.
Просмотр видеофильма с образцом чтения стихотворения А. Блока “На лугу”.
- Обратите внимание на логическое ударение, настроение.
2) Работа над выразительным чтением стихотворения.
VII. Коррекция.
- На что стоит обратить внимание при чтении стихотворения? (Высказывания учащихся, слово учителя).
Чтение стихотворения 1-2 учащимися.
VIII. Обобщение и систематизация.
Игра “Да – нет- ка ”. (Учащиеся получают распечатку для игры). Приложение 3.
Учитель читает вслух вопросы, учащиеся знаками “+” , “-” заполняют бланк и сдают учителю.
- Зачем А.Блок написал это стихотворение? (чтобы мы замечали красоту природы, радовались каждому дню жизни, полюбили поэзию, больше читали...)
Показ книг А. Блока на выставке.
IX. Инструктаж по домашнему заданию:
с. 114 – наизусть, по желанию выучить другое стихотворение А.Блока о весне, природе, сделать творческую работу ( весенний коллаж, аппликацию, фоторепортаж, работу с использованием природных материалов... )
X Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Подведём итог нашей работы.
- С какими стихотворениями А. Блока вы познакомились?
- Достигли ли мы цели урока? Обращение к плакату, где написана цель урока.
- Заинтересовались ли вы поэзией Блока?
- Заполните, пожалуйста, лист самооценки. Приложение 3.
- С каким настроением вы уходите с урока? Ответы учащихся.