Урок литературного чтения "А.Блок "На лугу". 2-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: вовлечь учащихся в деятельность, направленную на формирование умения понимать на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления средствами стихотворения А. Блока “На лугу”.

Задачи урока:

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

1.Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

2. Формировать мотивацию к обучению и познанию;

3. Формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

4. Формировать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России;

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её осуществления; контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

2. Формировать умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников;

3. Формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.Познакомить с жизнью и творчеством А.Блока через организацию поиска необходимой информации;

2.Формировать умение читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного, эмоционально откликаться на события, описанные автором;

3. Продолжить работу по формированию продуктивного способа чтения, использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое);

4. Сформулировать средства художественной выразительности, выбранные автором для создания образа;

5. Учиться понимать авторское слово, настроение, читать выразительно;

Планируемый результат (УУД)

  • Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие поэтического текста.
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи, проявлять инициативу и самостоятельность.
  • Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, осознание ценности жизни и красоты окружающей природы, самоопределение в заинтересованности чтения лирических стихотворений.

Оборудование

  • Для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук, ЦОР, портрет А. Блока, выставка книг А. Блока, плакат с целью урока.
  • Для учащихся: учебник Л.Ф. Климанова ,В.Г. Горецкий “Литературное чтение” 2 класс, раздаточные карточки для исследовательской деятельности, для работы в парах с иллюстративным материалом, карточка - игра “Да – нет –ка”, лист самооценки.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный

Эмоциональный настрой на урок.

- Начинаем урок литературного чтения.

- Сегодня у нас гости, а гости – это всегда радость, хорошее настроение. Мысленно пожелаем себе удачи и тихонечко сядем.

II. Опрос, актуализация.

Чтение наизусть стихотворений А. Плещеева “Весна”, “Сельская песенка” ( 3-4 человека).

Оценка чтения, выставление отметок учащимся.

III. Целеполагание. Слайд 2.

Послушайте строки стихотворения:

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...
Это всё у вороны – игрушки,

И уж так – то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно.

- Вас заинтересовало это стихотворение?

- Чем? Знаете ли автора? (Поэт описывает ворону , её игрушки, приход весны. Автор не знаком.)

- Хотелось бы познакомиться с другими стихами этого автора?

- Откройте учебник на с. 114.

- Прочитайте имя поэта. (А. Блок)

- Сформулируйте тему урока. (Познакомиться со стихотворением А.Блока “На лугу”).

- А с какой целью мы будем знакомиться со стихотворением А.А.Блока? (Научиться понимать стихотворение, выразительно читать, узнавать новые слова и выражения, понять – нравятся ли стихи А. Блока.)

Учитель помещает на доске цель урока на бумажном носителе, портрет А. Блока.

(Познакомиться с поэзией А.Блока, научиться понимать и читать его стихи.)

IV. Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия.

1. - Возьмите карточки со статьёй “Жизнь и творчество Александра Александровича Блока”.

Изучите статью и выберите цитаты, подходящие по содержанию к слайдам презентации.

Слайд 3,4,5,6

1.Родители и родственники поэта.

2.Первые стихи в 5 лет.

3.Гимназия.

4.Университет.

Статья “Жизнь и творчество Александра Александровича Блока”

Александр Александрович Блок (1880 – 1921) – русский поэт. Родился в Петербурге в дворянской семье. Отец – Александр Львович Блок, юрист и философ, профессор Варшавского университета.

Мать – Александра Андреевна, детская писательница и переводчица, дочь видного учёного (ботаника) Андрея Николаевича Бекетова и известной переводчицы Елизаветы Григорьевны Бекетовой.

Первые стихи написал в 5 лет.

Зая серый, зая милый,
Я тебя люблю.
Для тебя-то в огороде
Я капустку и коплю.
Жил на свете котик милый,
Постоянно был унылый,
Отчего – никто не знал,
Котя это не сказал.

В 11 лет А.Блок определён во II класс петербургской Введенской гимназии.

В 13 лет он издавал рукописный журнал, где помещал свои стихи, рассказы, очерки. Там же Саша увлекся театром, даже мечтал стать актёром

В 18 лет Александр Блок подаёт прошение о зачислении на юридический факультет Петербургского университета. Но любовь к литературе победила, и Блок перешёл на историко – филологический факультет и закончил его уже известным поэтом.

Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

2. Изучающее чтение.

- Итак, с каким стихотворением мы сегодня познакомимся?

- Можем ли мы по названию стихотворения предположить его содержание?

- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению с. 114.

- Согласуется ли она с названием стихотворения?

-Уточните, о чём же будет стихотворение? (предположения)

- Чтобы узнать, верны ли ваши предположения, что надо сделать? (прочитать)

- Можем ли мы сразу выразительно прочитать?

- Над чем нам стоит подумать?

(Обращение к цели урока. Текст на доске.)

3. Чтение стихотворения А. Блока “На лугу” учителем.

- Что вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

4. Самостоятельное чтение учащихся с заданием. Осмысление чтения.

- Читая, подумайте, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? Меняется ли настроение?

5. Словарная работа.

- Уточним значение некоторых слов и выражений.

Пашня – вспаханное поле.

Чу – чувствовать.

- Как вы понимаете выражения “ весна идёт сторонкой”, “ слышен голос звонкий”

6. Выборочное чтение.

- Что увидел поэт, а что услышал? Прочитайте.

Можно ли услышать песенку ручья? Как это удалось поэту? (звуки з, ж, ч)

V. Первичное закрепление нового материала.

Работа в парах. Приложение 1.

Учащиеся получают карточки с иллюстративным материалом.

Задание: обозначьте цифрой порядок иллюстраций по стихотворению А.Блока. Прочитайте строки стихотворения.

Рассказы учащихся о выполнении задания, чтение строк к каждой иллюстрации. Учитель обращает внимание на темп чтения, громкость. (Это ранняя весна ,тихо, спокойно, поэтому темп чтения размеренный и громкость - средняя. Усиление звука идет в 5, 6 строке.).

- Какой поэтический приём использует А. Блок для создания образа весны? (олицетворение)

Оценка работы в парах. Возможно выставление отметок.

Физкультминутка.

VI. Промежуточный контроль и оценка деятельности учащихся.

Сюрприз. Включение проектора.

Просмотр видеофильма с образцом чтения стихотворения А. Блока “На лугу”.

Приложение 2

- Обратите внимание на логическое ударение, настроение.

2) Работа над выразительным чтением стихотворения.

VII. Коррекция.

- На что стоит обратить внимание при чтении стихотворения? (Высказывания учащихся, слово учителя).

Чтение стихотворения 1-2 учащимися.

VIII. Обобщение и систематизация.

Игра “Да – нет- ка ”. (Учащиеся получают распечатку для игры). Приложение 3.

Учитель читает вслух вопросы, учащиеся знаками “+” , “-” заполняют бланк и сдают учителю.

- Зачем А.Блок написал это стихотворение? (чтобы мы замечали красоту природы, радовались каждому дню жизни, полюбили поэзию, больше читали...)

Показ книг А. Блока на выставке.

IX. Инструктаж по домашнему заданию:

с. 114 – наизусть, по желанию выучить другое стихотворение А.Блока о весне, природе, сделать творческую работу ( весенний коллаж, аппликацию, фоторепортаж, работу с использованием природных материалов... )

X Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Подведём итог нашей работы.

- С какими стихотворениями А. Блока вы познакомились?

- Достигли ли мы цели урока? Обращение к плакату, где написана цель урока.

- Заинтересовались ли вы поэзией Блока?

- Заполните, пожалуйста, лист самооценки. Приложение 3.

- С каким настроением вы уходите с урока? Ответы учащихся.