1 сл. Зародившись еще в начале 20 века (Д.Дьюи – американский философ-прагматик, психолог и педагог – основоположник технологии) , проектная деятельность то активно развивалась, то “замирала”. Такие процессы происходили и в советской, и российской школе (Н.А.Константинов, Е.С.Полат, Н.Ю.Пахомова, Г.Б.Голуб, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий и др.). Согласно воззрениям ученых, в проектной деятельности истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.
На современном этапе развития школы метод проектов как технология является наиболее приемлемым (наряду с критическим мышлением и работой в сотрудничестве) для решения педагогических задач.
2 сл. Существует много толкований этого понятия. Применительно к предмету “Литература” подходит следующее: проектная деятельность - это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентированной, творческой преобразовательной и коммуникативной деятельности, позволяющей творчески воспринимать действительность, формирующий навыки самообразования, интерес к материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.
3 сл. Проекты по русскому и литературе я практикую на уроке и во внеурочной работе давно и считаю эту технологию очень эффективной для повышения результативности в усвоении программного материала. В процессе этой работы повышается личная мотивации учащихся, стимулируется познавательный интерес, формируется деятельностный подход к решению проблемы, развиваются универсальные учебные действия.
4-5 сл. Например, проекты по русскому языку: “Добрых рук мастерство”(народные промыслы – 6 класс), “Жаргон – мне друг, но русский язык дороже” (7 класс), “Сор в нашей речи” , “Язык рекламы”, “Однородные члены предложения в произведениях русских писателей : Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого” (8 класс) – развивают у школьников познавательный интерес к учебному предмету; создают условия для достижения успешности по предмету;
6-12 сл. Проектная деятельность по литературе: “Лень в русском фольклоре. Пословицы” (5 класс), “Традиционное и новаторское в пьесе-сказке А.Н.Островского “Снегурочка” (7 класс), “Три мира в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита” (11 класс) – формирует коммуникативные и методологические умения (вести дискуссию,самостоятельно планировать свою работу); развивает интеллектуальные качества; порождает личностные замыслы проектирования в старшей школе.
13-16 сл. Как же начать проект? Какова последовательность действий ? И какие приемы следует использовать для достижения конечного результата ?
Таблица “Поэты о войне”.
15-20 сл. “Три мира”
21- Остановлюсь на проекте 2014-15 учебного года “Уроки нравственности”.
Почему я обратилась к этой проблеме ?
События последних лет, связанные с ростом детской беспризорности, преступности, наркомании, свидетельствуют о необходимости активизации воспитательной работы среди подрастающего поколения. Нужно научить ребенка с детства уважать мнение живущих рядом людей, включая его в процесс нравственного самопожертвования и духовного становления.
А у литературы есть три основные функции: наслаждение, познание, воспитание – которые дают пищу уму, сердцу, воле.
Поэтому обращение к великой русской литературе и публицистике Д.С.Лихачева – правильный вектор в проектной деятельности.
Тип проекта: исследовательский, лингвостилистический, поисковый культурологический.
Профиль знаний: интегрированный (русский язык, литература, информатика, хореография )
Форма организации: групповая.
Уровень контактов: внутришкольный (проект был разработан 10а, 8м и был использован на уроках русского языка и литературы и во внеурочной общешкольной воспитательной работе), республиканский (семинар по патр.восп.) и всероссийский (проект представлен на НПК “Татьянин день” (Казанский Приволжский Федеральный Университет).
Форма организации образовательного процесса: урочная и внеурочная.
Продолжительность: долгосрочный – 9 месяцев.
Краткая характеристика проекта.
Цель: Показать нравственные ценности на примере публицистики Д.С.Лихачева и в произведениях русской литературы.
Гипотеза: обращение к этой проблеме (Нравственность) сейчас чрезвычайно актуально .
Задачи:
- Рассмотреть морально-нравственные понятия: любовь, милосердие, доброта, память .
- Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Д.С.Лихачева “Письма о добром и пркрасном”, “Заметки о русском”; произведения В.Короленко, А.Платонова, Б.Полевого, Е.Носова, стихотворения о войне).
- Сделать вывод о том, почему Уроки нравственности важны.
- Выступить для аудитории 5-11 классов с уроком-концертом.
Ход проекта (сентябрь-октябрь)
Цель: Развернуто показать нравственные ценности в литературе 19 века (любовь, природа, родина).
Задачи:
- Донести объективный смысл произведения,
- Помочь войти в мир художественного текста,
- Осознать авторское отношение к изображаемому,
- Стимулировать субъективно-личностный подход к проблеме (воспитательное влияние).
- Создать творческий продукт – Урок нравственности.
Методы:
- анализ художественного текста;
- сбор и анализ информации (изучение тематической литературы
- в печатном и электронном виде);
- создание презентаций;
- просмотр фрагментов художественных фильмов: “Евгений Онегин”, “Герой нашего времени”, “Мертвые души”.
- Декламация, инсценирование отрывков.
Работа по группам.
- 1 гр.- Нравственные ценности в творчестве А.С.Пушкина (Тема любви в лирике и романе “Евгений Онегин”).
- 2 гр.- Нравственные ценности в творчестве М.Ю.Лермонтова (Тема природы в лирике и романе “Герой нашего времени”).
- 3 гр.- Нравственные ценности в творчестве Н.В.Гоголя (Тема Родины в поэме “Мертвые души”).
Каждая группа определяет пути достижения поставленной цели (библиотека, интернет, консультации учителя, виртуальные экскурсии, просмотр худ.фильмов.
Самым важным методом (наряду с изучением биографии, творческого пути писателя и прочего) считаю анализ текста.
Анализ использовался в программе 9 класса, поэтому на уроке по проекту останавливаемся на обзорном с элементами текстуального анализа.
Уместным считаю лингвостилистический анализ фрагментов.
Использую различные приемы: кластер (художественно-выразительные средства), синквейн (характеристика героя), интерактивная инсталляция (проблемный вопрос).Учу формулированию “тонких” и “толстых” вопросов, 3-4- компанентных вопросов и заданий, аналогичных заданиям ОГЭ, ЕГЭ.
Группы выполняют работы: Письма Татьяны-Онегина и их роль;
Пейзажная зарисовка в романе “Герой...”;
Образ Птицы-тройки в поэме – и обсуждаем их на семинаре.
Затем пишем сочинение-эссе (предварительно повторив особенности этого типа сочинений): “Мой Пушкин”, “Мой Лермонтов”, “Мой Гоголь”.
Кульминацией проекта является его защита с использованием презентаций, видеоматериалов.
Заключительная часть – создание сценария продукта проекта и его реализация.
На каждом этапе обязательна обратная связь – рефлексия. Один из вариантов – при защите проекта – таблица оценки. После Урока нравственности обсуждение зрителями на тему: “Какие уроки преподает нам великая русская литература? ”
Ход проекта (ноябрь-декабрь)
Цель: Показать нравственные ценности в публицистике и литературе (милосердие, доброта, самопожертвование)
Задачи 1 этапа: изучить жизнь и творчество Д.С. Лихачева;
- поразмышлять о важных проблемах человеческого бытия;
- определить свое отношение к нравственным ценностям;
- познакомиться с жизненными взглядами Д.С. Лихачева;
- получить позитивный эмоциональный опыт в отношении к его жизни и деятельности.
Обзорное знакомство с творчеством В.Г.Короленко (“Слепой Музыкант”), А.Платонова (“Юшка”)
Методы: анализ публицистического и художественного текстов;
- сбор и анализ информации;
- создание электронной версии;
- подбор иллюстративного материала;
- просмотр документальных и художественных материалов;
- “мозговой штурм” в определении проблемы текста.
Первый этап.
Помощники учителя - биография Д.С.Лихачева
1-5 гр. – “Письма о добром и прекрасном”
Семинар “Что я знаю о Лихачеве?”
Анализ письма “Человек должен быть интеллигентен” по вопросам:
- В чем смысл понятия “нравственное здоровье”?
- Можно ли образованного человека считать неинтеллигентным?
- Перечислите, какими чертами на ваш взгляд должен обладать интеллигентный человек.
- Как вы понимаете слова Библии “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”?
- Согласны ли вы с тем, что “Социальный долг человека – быть интеллигентным”?
- Верно ли, что физикам и математикам не нужно гуманитарное образование?
- Существует ли связь между степенью интеллигентности и жизненной активностью человека?
- Современный интеллигентный человек. Что вы вкладываете в это понятие?
Написание сочинение-рассуждение “Что такое добро, доброта?”
2 этап.
Группы получают задания от помощников учителя:
1-3 гр. – В.Г.Короленко “Слепой музыкант”4-5 гр. - А.П.Платонов “Юшка”.
После знакомства с текстом учащиеся определяли самостоятельно, какова цель стоит в проекте.
На уроках внеклассного чтения, на классных часах применялись различные приемы, чтобы прийти к цели : “тонкие” и “толстые” вопросы, двухчастный дневник (цитата-комментарий), “карта разума”, логические цепочки, синквейн, составление сценария и инсценирование по произведению.
Кульминация – защита проекта с презентациями.
В рамках подготовки к ОГЭ на уроке русского языка по развития речи проработали материал по теме “Проблема милосердия в наши дни особенно актуальна”
Трудностей с обратной связью нет. На этом этапе оценивание происходит постоянно.
Материалы для оценки учебных результатов. 2 Приложение.
Заканчиваем Урок нравственности - 2 уроком-концертом, который имел открытую дискуссию на тему: “Почему мы обратились к проблеме Добра и милосердия? ”
Ход проекта (январь-май)
Цель: Нравственная ценность - Память
Задачи: Изучить публицистические труды Д.С.Лихачева.
Познакомиться с творчеством Б.Полевого, Е.Носова, поэтов о войне.
Методы: анализ художественного и публицистического текста;
- сбор и анализ информации
- создание электронной версии;
- подбор иллюстративного материала;
- посещение школьного музея Великой Отечественной войны,
- занятия с рефлексивными остановками (“раньше думал так, а теперь так” или “бортовой журнал”;
- интервьирование руководителя музея;
- сбор материала “Бессмертный полк” (из семейных архивов);
Урок мужества – встреча с ветераном.
Произведения “Повесть о настоящем человеке”, “Кукла” изучаются всем классом , задания получили по группам (группы - по рейтингу):
- 1 гр. – помощники учителя - биография писателей и поэтов.
- 2-3 гр. – кластер “А.Маресьев - настоящий человек”
- 4-5 гр. – пис. ответ на вопрос: “Каков смысл рассказа “Кукла”?”
Урок внеклассного чтения по теме “Поэзия о войне”: лингвостилистическая работа со средствами выразительности, определение главной мысли произведения.
Творческая работа – анализ стихотворения о войне.
Защита проектов по теме “Какую роль играет морально-нравственная категория Память?”.
Урок нравственности - 3 - дань памяти героев к 70-летию Победы. По традиции урок заканчивался беседой на тему:
“Почему мы подняли проблему Памяти?”
Ценность проекта заключается в формировании компетентностей: коммуникативной, информационной, читательской, разрешения проблем. Эта работа воспитывает, развивает, обучает.