Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


1 сл. Зародившись еще в начале 20 века (Д.Дьюи – американский философ-прагматик, психолог и педагог – основоположник технологии) , проектная деятельность то активно развивалась, то “замирала”. Такие процессы происходили и в советской, и российской школе (Н.А.Константинов, Е.С.Полат, Н.Ю.Пахомова, Г.Б.Голуб, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий и др.). Согласно воззрениям ученых, в проектной деятельности истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.

На современном этапе развития школы метод проектов как технология является наиболее приемлемым (наряду с критическим мышлением и работой в сотрудничестве) для решения педагогических задач.

2 сл. Существует много толкований этого понятия. Применительно к предмету “Литература” подходит следующее: проектная деятельность - это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентированной, творческой преобразовательной и коммуникативной деятельности, позволяющей творчески воспринимать действительность, формирующий навыки самообразования, интерес к материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.

3 сл. Проекты по русскому и литературе я практикую на уроке и во внеурочной работе давно и считаю эту технологию очень эффективной для повышения результативности в усвоении программного материала. В процессе этой работы повышается личная мотивации учащихся, стимулируется познавательный интерес, формируется деятельностный подход к решению проблемы, развиваются универсальные учебные действия.

4-5 сл. Например, проекты по русскому языку: “Добрых рук мастерство”(народные промыслы – 6 класс), “Жаргон – мне друг, но русский язык дороже” (7 класс), “Сор в нашей речи” , “Язык рекламы”, “Однородные члены предложения в произведениях русских писателей : Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого” (8 класс) – развивают у школьников познавательный интерес к учебному предмету; создают условия для достижения успешности по предмету;

6-12 сл. Проектная деятельность по литературе: “Лень в русском фольклоре. Пословицы” (5 класс), “Традиционное и новаторское в пьесе-сказке А.Н.Островского “Снегурочка” (7 класс), “Три мира в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита” (11 класс) – формирует коммуникативные и методологические умения (вести дискуссию,самостоятельно планировать свою работу); развивает интеллектуальные качества; порождает личностные замыслы проектирования в старшей школе.

13-16 сл. Как же начать проект? Какова последовательность действий ? И какие приемы следует использовать для достижения конечного результата ?

Таблица “Поэты о войне”.

15-20 сл. “Три мира”

21- Остановлюсь на проекте 2014-15 учебного года “Уроки нравственности”.

Почему я обратилась к этой проблеме ?

События последних лет, связанные с ростом детской беспризорности, преступности, наркомании, свидетельствуют о необходимости активизации воспитательной работы среди подрастающего поколения. Нужно научить ребенка с детства уважать мнение живущих рядом людей, включая его в процесс нравственного самопожертвования и духовного становления.

А у литературы есть три основные функции: наслаждение, познание, воспитание – которые дают пищу уму, сердцу, воле.

Поэтому обращение к великой русской литературе и публицистике Д.С.Лихачева – правильный вектор в проектной деятельности.

Тип проекта: исследовательский, лингвостилистический, поисковый культурологический.

Профиль знаний: интегрированный (русский язык, литература, информатика, хореография )

Форма организации: групповая.

Уровень контактов: внутришкольный (проект был разработан 10а, 8м и был использован на уроках русского языка и литературы и во внеурочной общешкольной воспитательной работе), республиканский (семинар по патр.восп.) и всероссийский (проект представлен на НПК “Татьянин день” (Казанский Приволжский Федеральный Университет).

Форма организации образовательного процесса: урочная и внеурочная.

Продолжительность: долгосрочный – 9 месяцев.

Краткая характеристика проекта.

Цель: Показать нравственные ценности на примере публицистики Д.С.Лихачева и в произведениях русской литературы.

Гипотеза: обращение к этой проблеме (Нравственность) сейчас чрезвычайно актуально .

Задачи:

  • Рассмотреть морально-нравственные понятия: любовь, милосердие, доброта, память .
  • Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Д.С.Лихачева “Письма о добром и пркрасном”, “Заметки о русском”; произведения В.Короленко, А.Платонова, Б.Полевого, Е.Носова, стихотворения о войне).
  • Сделать вывод о том, почему Уроки нравственности важны.
  • Выступить для аудитории 5-11 классов с уроком-концертом.

Ход проекта (сентябрь-октябрь)

Цель: Развернуто показать нравственные ценности в литературе 19 века (любовь, природа, родина).

Задачи:

  • Донести объективный смысл произведения,
  • Помочь войти в мир художественного текста,
  • Осознать авторское отношение к изображаемому,
  • Стимулировать субъективно-личностный подход к проблеме (воспитательное влияние).
  • Создать творческий продукт – Урок нравственности.

Методы:

  • анализ художественного текста;
  • сбор и анализ информации (изучение тематической литературы
  • в печатном и электронном виде);
  • создание презентаций;
  • просмотр фрагментов художественных фильмов: “Евгений Онегин”, “Герой нашего времени”, “Мертвые души”.
  • Декламация, инсценирование отрывков.

Работа по группам.

  • 1 гр.- Нравственные ценности в творчестве А.С.Пушкина (Тема любви в лирике и романе “Евгений Онегин”).
  • 2 гр.- Нравственные ценности в творчестве М.Ю.Лермонтова (Тема природы в лирике и романе “Герой нашего времени”).
  • 3 гр.- Нравственные ценности в творчестве Н.В.Гоголя (Тема Родины в поэме “Мертвые души”).

Каждая группа определяет пути достижения поставленной цели (библиотека, интернет, консультации учителя, виртуальные экскурсии, просмотр худ.фильмов.

Самым важным методом (наряду с изучением биографии, творческого пути писателя и прочего) считаю анализ текста.

Анализ использовался в программе 9 класса, поэтому на уроке по проекту останавливаемся на обзорном с элементами текстуального анализа.

Уместным считаю лингвостилистический анализ фрагментов.

Использую различные приемы: кластер (художественно-выразительные средства), синквейн (характеристика героя), интерактивная инсталляция (проблемный вопрос).Учу формулированию “тонких” и “толстых” вопросов, 3-4- компанентных вопросов и заданий, аналогичных заданиям ОГЭ, ЕГЭ.

Группы выполняют работы: Письма Татьяны-Онегина и их роль;

Пейзажная зарисовка в романе “Герой...”;

Образ Птицы-тройки в поэме – и обсуждаем их на семинаре.

Затем пишем сочинение-эссе (предварительно повторив особенности этого типа сочинений): “Мой Пушкин”, “Мой Лермонтов”, “Мой Гоголь”.

Кульминацией проекта является его защита с использованием презентаций, видеоматериалов.

Заключительная часть – создание сценария продукта проекта и его реализация.

На каждом этапе обязательна обратная связь – рефлексия. Один из вариантов – при защите проекта – таблица оценки. После Урока нравственности обсуждение зрителями на тему: “Какие уроки преподает нам великая русская литература? ”

Ход проекта (ноябрь-декабрь)

Цель: Показать нравственные ценности в публицистике и литературе (милосердие, доброта, самопожертвование)

Задачи 1 этапа: изучить жизнь и творчество Д.С. Лихачева;

  • поразмышлять о важных проблемах человеческого бытия;
  • определить свое отношение к нравственным ценностям;
  • познакомиться с жизненными взглядами Д.С. Лихачева;
  • получить позитивный эмоциональный опыт в отношении к его жизни и деятельности.

Обзорное знакомство с творчеством В.Г.Короленко (“Слепой Музыкант”), А.Платонова (“Юшка”)

Методы: анализ публицистического и художественного текстов;

  • сбор и анализ информации;
  • создание электронной версии;
  • подбор иллюстративного материала;
  • просмотр документальных и художественных материалов;
  • “мозговой штурм” в определении проблемы текста.

Первый этап.

Помощники учителя - биография Д.С.Лихачева

1-5 гр. – “Письма о добром и прекрасном”

Семинар “Что я знаю о Лихачеве?”

Анализ письма “Человек должен быть интеллигентен” по вопросам:

  • В чем смысл понятия “нравственное здоровье”?
  • Можно ли образованного человека считать неинтеллигентным?
  • Перечислите, какими чертами на ваш взгляд должен обладать интеллигентный человек.
  • Как вы понимаете слова Библии “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”?
  • Согласны ли вы с тем, что “Социальный долг человека – быть интеллигентным”?
  • Верно ли, что физикам и математикам не нужно гуманитарное образование?
  • Существует ли связь между степенью интеллигентности и жизненной активностью человека?
  • Современный интеллигентный человек. Что вы вкладываете в это понятие?

Написание сочинение-рассуждение “Что такое добро, доброта?”

2 этап.

Группы получают задания от помощников учителя:

1-3 гр. – В.Г.Короленко “Слепой музыкант”

4-5 гр. - А.П.Платонов “Юшка”.

После знакомства с текстом учащиеся определяли самостоятельно, какова цель стоит в проекте.

На уроках внеклассного чтения, на классных часах применялись различные приемы, чтобы прийти к цели : “тонкие” и “толстые” вопросы, двухчастный дневник (цитата-комментарий), “карта разума”, логические цепочки, синквейн, составление сценария и инсценирование по произведению.

Кульминация – защита проекта с презентациями.

В рамках подготовки к ОГЭ на уроке русского языка по развития речи проработали материал по теме “Проблема милосердия в наши дни особенно актуальна”

Трудностей с обратной связью нет. На этом этапе оценивание происходит постоянно.

Материалы для оценки учебных результатов. 2 Приложение.

Заканчиваем Урок нравственности - 2 уроком-концертом, который имел открытую дискуссию на тему: “Почему мы обратились к проблеме Добра и милосердия? ”

Ход проекта (январь-май)

Цель: Нравственная ценность - Память

Задачи: Изучить публицистические труды Д.С.Лихачева.

Познакомиться с творчеством Б.Полевого, Е.Носова, поэтов о войне.

Методы: анализ художественного и публицистического текста;

  • сбор и анализ информации
  • создание электронной версии;
  • подбор иллюстративного материала;
  • посещение школьного музея Великой Отечественной войны,
  • занятия с рефлексивными остановками (“раньше думал так, а теперь так” или “бортовой журнал”;
  • интервьирование руководителя музея;
  • сбор материала “Бессмертный полк” (из семейных архивов);

Урок мужества – встреча с ветераном.

Произведения “Повесть о настоящем человеке”, “Кукла” изучаются всем классом , задания получили по группам (группы - по рейтингу):

  • 1 гр. – помощники учителя - биография писателей и поэтов.
  • 2-3 гр. – кластер “А.Маресьев - настоящий человек”
  • 4-5 гр. – пис. ответ на вопрос: “Каков смысл рассказа “Кукла”?”

Урок внеклассного чтения по теме “Поэзия о войне”: лингвостилистическая работа со средствами выразительности, определение главной мысли произведения.

Творческая работа – анализ стихотворения о войне.

Защита проектов по теме “Какую роль играет морально-нравственная категория Память?”.

Урок нравственности - 3 - дань памяти героев к 70-летию Победы. По традиции урок заканчивался беседой на тему:

“Почему мы подняли проблему Памяти?”

Ценность проекта заключается в формировании компетентностей: коммуникативной, информационной, читательской, разрешения проблем. Эта работа воспитывает, развивает, обучает.