Бинарный урок (история + литература) "Загадки «Повести временных лет»"

Разделы: История и обществознание, Литература


Форма урока: урок-путешествие

Цели:

  • Продолжить знакомство с памятником древнерусской литературы и истории “Повестью временных лет”, помочь учащимся понять, зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого, что она дает современному читателю; создать ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры, показать связь русской истории и литературы
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, кругозор, коммуникативные компетенции учащихся, умение отстаивать свою точку зрения, формировать умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности, умение структурировать материал,  выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к литературному и историческому наследию нашей страны, осознание чувства долга, патриотизм.

Оборудование: презентация (Приложение 3), компьютер, колонки, распечатки текстов, карточки с названиями творческих групп, проектор.

Ход урока

“Исполнен долг, завещанный от Бога”.
А.С.Пушкин “Борис Годунов”

1. Орг. момент

- Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Займите, пожалуйста, места в соответствии с временем года, в который вы родились. Ребята, поздоровайтесь с гостями! (учащиеся поворачиваются к гостям, здороваются). Садитесь.

- Сегодня у нас будет необычный урок, урок - путешествие. (1 слайд) Целью этого путешествия будет определение литературных и исторических особенностей шедевра древнерусской литературы “Повести временных лет”. (2 слайд) Мы попытаемся разгадать тайны этого произведения.

- И сегодня вы побываете в роли статистиков, хронометристов, летописцев, историков и попробуете разгадать некоторые загадки этого памятника. А отгадки станут основой для нашего кластера “Значение памятника древнерусской культуры “Повести временных лет””. (3 слайд) Но сначала вы определите, кем вы сегодня будете и придумаете название своей группе. (на столах находятся бейджики с названиями)

2. Погружение в тему урока

- Обратимся к ленте времени. (на экране “лента времени” - 10 в. (988 г.) - 12в. – 17 в.(1603г.) – 21 в. (2015 г.))(4 слайд). Какие даты здесь обозначены? Какая дата вам не знакома? Сегодня мы совершим путешествие в далекое прошлое. А отправной точкой будет 2015 год. Что это за год? ( это год, в котором мы сейчас живем). Кроме того, 2015 год объявлен годом литературы и Великой победы в России. (5 слайд) И мы просто обязаны вспомнить, с чего начиналась наша литература и история. Конечно же, с древнейшего памятника русской культуры “Повести временных лет”.

3. Просмотр видеофрагмента из трагедии А.С.Пушкина “Борис Годунов” (7 слайд)

- Итак, мы отправляемся в путешествие. И начнем мы с 17 в. (6 слайд). Эпиграфом к нашему уроку будет цитата из трагедии А.С.Пушкина “Борис Годунов”: Исполнен долг, завещанный от Бога…” Посмотрите видеофрагмент и скажите, о каком долге идет речь.

- Эта сцена происходила в келье Чудова монастыря в 1603 г. Таким увидел и услышал летописца Пимена А.С.Пушкин. В чем же видит Пимен свой долг?(ответы детей)

(Ведение записей летописи, усердный труд “правдивых сказаний”, которые донесут потомкам историю Родины, и есть “долг, завещанный от Бога”, это долг перед Родиной)

(8 слайд: кластер: долг перед Родиной)

- Да, ребята, так осознавалось огромное значение труда летописцев, тянущих нить истории из глубины веков в будущее. А мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в далекое прошлое, в 10 век, чтобы узнать одну из тайн “Повести временных лет”. (9 слайд).

Итак, 988 год. Что это за дата? (В этот год происходит крещение Руси) Какое значение имеет это событие? (ответы детей).

(10-11 слайд: карта Киевской Руси и карта России)

Что еще знаменательного происходит с принятием христианства? (появляется письменность, а значит, появляется древнерусская литература).

4. “Мозговой штурм”

- На уроках истории и литературы мы уже знакомились с первым памятником древнерусской литературы “Повестью временных лет”. И сейчас ваша задача – вспомнить и обобщить те знания, которые вы приобрели ранее. Посмотрите на экран и ответьте на вопросы. На подготовку вам дается 30 секунд. Хронометристы засекают время, капитаны определяют, кто будет отвечать, статистики фиксируют баллы.

  1. В чем особенность древнерусской литературы? (была рукописной)
  2. В чем ее отличие от современной? (отсутствие вымысла)
  3. Кем осознавал себя летописец до 15 в.? (наместником Бога на земле)
  4. Когда появляется авторская позиция в литературе? (к концу 15 века)

- Итак, что же мы узнали про “Повесть временных лет”? (Это первый памятник древнерусской литературы) (13 слайд – кластер: древнерусская литература)

- А когда создавалось это произведение? ( в 12 веке.) (14 слайд). И мы отправляемся в 12 век. И кого мы там можем встретить? (Летописцев) Кто они такие? (15 слайд) Что такое летопись?(16 слайд)

А теперь вспомним, что мы знаем о “Повести временных лет”? Посмотрите на экран и ответьте на вопросы. Время на размышления – 30 секунд.(17 слайд)

  1. Кто был первым летописцем на Руси? (Никон)
  2. Кто является автором “Повести временных лет”? (Нестор)
  3. В чем заслуга Нестора? (В том, что Нестор был первым древнерусским историком, который связал историю Руси с всемирной историей.)
  4. О ком вы узнали из “Повести временных лет”?

(О князе Игоре, о княгине Ольге, о князе Владимире Мономахе и других людях, живших в средневековой Руси)

Вывод: Летописи – описание истории земли русской по летам, по годам. В них мы находим описание важных, значительных событий в истории Руси. Летопись – живой голос предков, помогающий ощутить сопричастность истории.

(18 слайд) Продолжим заполнять кластер. (19 слайд – кластер: первая летопись).

- Так о чем же идет речь в этой летописи? Обратимся к заглавию “Повести”:

“Се повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжить, и откуда земля стала есть”. (20 слайд)

Как вы понимаете эти слова?

В заглавии прослеживается чёткий план, поэтому заглавие можно считать планом самой “Повести” (зачитываем план с доски).

Действительно, здесь виден стройный план исторического сочинения. Создатели Повести ставили перед собой конкретные вопросы. Какие?

  1. Как возникла Русская земля? (21 слайд)
  2. Какое значение имела слово “земля”?(Территория, народ, государство). (22 слайд)
  3. Какие еще вопросы ставят авторы повести в ее заглавии?

(Какой князь начал первым княжить в Киеве и кого считать основателем династии?)

5. Загадки Хроноса

- А теперь отгадайте загадки Хроноса.(23 слайд) Расшифруйте надпись, ставя пробелы, выясните, какие знаменательные даты истории Древней Руси здесь зашифрованы.

8621019907911882988

  • 862 г. - призвание варягов
  • 882 г. - образование Древнерусского государства
  • 907 г. - поход Олега на Царьград
  • 911 г. - новый поход Олега в Византию
  • 988 г. - принятие христианства
  • 1019 г. – начало правления Ярослава Мудрого

Время на расшифровку – 1 минута.(проверка по 24 слайду)

6. Физминутка :

- А теперь, ребята, немного разомнемся. На ваших столах лежат конверты. Ваша задача – соотнести характеристику с исторической личностью. (25-26 слайд)

Вывод: “Повесть” - это не столько история князей, сколько история государства, история Русской земли. Поэтому, как бы ни была велика роль отдельного человека, князя, он интересует летописцев не сам по себе, а лишь как участник истории государства, истории Русской земли”. (27 слайд: кластер - история государства)

7. Полистаем страницы летописи (28 слайд)

На современный русский язык летописи переведены академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым. Перед вами свиток (Приложение 2). Это отрывок из “Повести временных лет” о походе Олега на Царьград. Вы уже знакомы с этим текстом. Постараемся выяснить, почему это, казалось бы, историческое произведение считается величайшим памятником литературы. (29-31 слайд)

- в каком году был поход?

- на чем отправился Олег и его воины?

- сколько было кораблей?

- что велел сделать Олег в знак победы?

- почему греки были напуганы действиями Олега?

- за что прозвали Олега Вещим?

- как оценил деяния Олега в Царьграде летописец?

Вывод: “Повесть временных лет” — это не просто описание первых веков существования Руси, это рассказ о великих началах: начале русской государственности, начале русской культуры, о началах, которые, по убеждению летописцев, сулят в грядущем могущество и славу их Родине.

- Что находится в центре “Повести” (русская земля, ее самостоятельность, идея могущества русской земли. Тема родины является определяющей, ведущей в летописи. Интересы родины диктуют летописцу ту или иную оценку поступков князя, являются мерилом его славы и величия). (32 слайд, кластер: патриотизм)

- Летописцы описывали в своих трудах не только исторические события. Какие еще жанры древнерусской литературы отражены в “Повести временных лет”? (сказания, предания) Какие сказания вы можете вспомнить? (33-34 слайд: Сказание о Никите – кожемяке, сказание о белгородском киселе)

- В чем особенность этих сказаний? Чему они учат? (нравственности – 35 слайд)

Зачем же мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю? (ответы детей)

Культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ.

Вывод: Летопись открывает перед нами завесу времени, мы узнаём нравы, обычаи наших предков, приобщаемся к духовному миру древнерусского человека. (36 слайд). Таким образом, “Повесть временных лет” стала первым письменным документом, в котором была систематически изложена история Руси, становление ее как государства. Именно эта летопись в дальнейшем легла в основу всех исторических документов и сказаний, именно из нее черпали и черпают свои знания современные историки. Кроме того, летопись, имея открытый жанр, также стала литературным и культурным памятником русской письменности.

(37 слайд – кластер: история+литература)

8. Заключительное слово

- Мы только прикоснулись к этому чистому и звонкому роднику, имя которому летопись. Из этого родника выросла вся наша литература. Это самая древняя книга, которая стала первой историей Руси. Хотелось бы закончить наше путешествие стихотворением И.А.Бунина, в котором также литература и история соединены воедино (38 слайд):

СЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

9. Дифференцированное домашнее задание (39 слайд) (Приложение 1)

10. Итоги урока. Рефлексия. (40,41 слайд)