Интегрированный урок-диалог (история + литература), построенный на основе литературного материала "О времени большевиков"

Разделы: История и обществознание, Литература


Тип урока: урок усвоения нового и первичного закрепления.

Форма урока: урок-диалог.

Цель и задачи урока:

  • воспитание нравственных чувств: сопереживания, сострадания, эмпатии.
  • развитие исследовательских навыков, умения работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование умений анализировать художественный текст;
  • развивать устную речь учащихся, умение свободно владеть словом.

Формы организации учебной деятельности учащихся:

  • индивидуальная,
  • фронтальная.

Методы и технологии обучения:

  • описания (словесный),
  • оценки исторических процессов, явлений, событий,
  • самостоятельной работы с литературным источником информации,
  • персонифицирующий (биографический),
  • дискуссионный.

Приемы работы учителей:

  • организация работы с литературным источником,
  • фронтальная беседа,
  • образное повествование,
  • обобщающая беседа.

Оборудование урока: компьютер и мультимедийный проектор, текст рассказа В.Т. Шаламова «Одиночный замер», магнитофон.

Основные понятия: ГУЛАГ, репрессии, сталинизм, коллективизация,
 индустриализация, ЗК.

Опережающее задание: по выбору учащиеся выучили стихи того времени, отражающие события эпохи сталинизма. Двое учащихся приготовили биографическую справку о жизни В.Т. Шаламова, строки из личной переписки В.Т. Шаламова.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация. Вступительное слово учителя литературы. Постановка проблемы.
  3. Слово о времени (учитель истории).
  4. Биография В.Т. Шаламова. Письмо к Б. Пастернаку.
  5. Рассказ «Одиночный замер».
  6. Обсуждение прочитанного рассказа.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Эпиграф урока. Чтение учащимися двух стихотворений.

Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков
Наверно, плакать будут ночью
О времени большевиков.

Павел Коган

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, куёт за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина.

Осип Мандельштам

2. Вступительной слово учителя литературы

Учитель: Строки П.Когана были написаны в 20-х гг. Но настоящим временем большевиков стали 30-е годы.
Это было времена, когда был сломлен духовный хребет нашей жизни. Все другие оппозиции были уничтожены, и большевизм стал править, как единственная сила.
Наиболее ярко это время представлено в таких произведениях как «Марш энтузиастов», «Москва майская», «Широка страна моя родная». В этих стихотворениях прославляется страна Советов. Появляются стихотворения, которые воспевают годы созидания: Б. Ручьев поэма «Красное солнышко» (о строительстве Магнитки), Н.Осеев «Время лучших», М. Светлов «Песня о Каховке».
А в это время в стране происходили совсем другие события… Как же в жизни 30-х годов энтузиазм согласуется с тем, что происходило? Даниил Андреев в книге «Роза мира» писал: «Подмена понятия духовного понятием интеллектуального столь повсеместна в России и даже на западе, что становится ясной ее смысл и цель. Она всё в том же стремлении вывести человеческую психику из области высших ценностей в области ценностей утилитарных». «Ты должен построить Магнитку».
Всеобщая атмосфера энтузиазма. Здесь закладываются основы житейской идеологии, когда личное не является ценным. Это поколение поверило, что личное – ничто, а общественное – всё.
Но почему же появилось стихотворение Мандельштама? По мнению З. Гиппиус, оно могло понравиться самому Сталину, это была своеобразная черная ода.
Перед нами две разные точки зрения на одно и то же время, событие, общество. Таким его видели эмоциональные творческие люди. А что мы знаем об этом времени из сухих строк истории.

3. Слово о времени (учитель истории).
Учитель истории: (звучит музыка Г. Свиридова «Время, вперед») За 1928—1940 годы, годы индустриализации, в СССР среднегодовой рост валового национального продукта составил 6,1 %, что уступало Японии, было сравнимо с соответствующим показателем в Германии и было существенно выше роста в наиболее развитых капиталистических странах, переживавших «Великую депрессию». В результате индустриализации по объёму промышленного производства СССР вышел на первое место в Европе и на второе — в мире, обогнав Англию, Германию, Францию и уступая лишь США. Доля СССР в мировом промышленном производстве достигла почти 10 %. Особенно резкий скачок был достигнут в развитии металлургии, энергетики, станкостроении, химической промышленности. Фактически возник целый ряд новых отраслей: алюминиевая, авиационная, автомобильная промышленность, производство подшипников, тракторо- и танкостроение. Одним из важнейших результатов индустриализации стало преодоление технической отсталости и утверждение экономической независимости СССР. Сталин произнёс ставшую впоследствии крылатой фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселее». (Звучит отрывок из песни «Москва майская»)
Сталинские методы индустриализации, коллективизация в деревне, ликвидация частной торговой системы привели к значительному снижению уровня жизни по всей стране, жилищного положения. Была введена карточная система. Это сопровождалось повышением зарплат и дефицитом товаров.
В этот период был создан культ личности Сталина, завершено создание тоталитарного режима в СССР, начинается период массовых политических репрессий.
Непрекращавшиеся до смерти Сталина репрессии достигали особого ожесточения в период «Большого террора» 1937—1938 годов. В этот период сотни тысяч людей были расстреляны и отправлены в лагеря ГУЛАГа по сфальсифицированным обвинениям в совершении политических преступлений.
В результате голода, репрессий и депортаций, смертность сверх «нормального» уровня в период 1927—1938 гг. составила, по различным оценкам, от 4 до 12 млн человек.

4. Учитель литературы: Одним из писателей,  с помощью которого мы попытаемся приблизить это время, был Варлам Тихонович Шаламов. 20 лет он провёл в лагерях ГУЛАГа. Написал страшные по своей обвинительной силе «Колымские рассказы».

5. Слово учащихся об авторе

В. Шаламов родился в Вологде 18 июня 1907 года. Старинный русский город, сохранивший национальные традиции в быту, языке, нравственной жизни, оставил заметный след в его судьбе. «Требования к личной жизни, к личному поведению были в Вологде выше, чем в любом другом русском городе», – не без основания утверждал писатель.
Отец его, Тихон Николаевич, соборный священник, был заметной в городе фигурой, совмещал службу с активной общественной деятельностью. Почти 11 лет он провел на Алеутских островах как православный миссионер, был человеком европейски образованным, независимых взглядов, волевым, категоричным. От отца сын унаследовал твердость убеждений, бескомпромиссность там, где речь шла о чести, долге, достоинстве, хотя отношения их были непростыми. Страстному любителю книг, Варламу была ближе мать. Занятия хозяйством, кухней, бесконечными заботами о многочисленной семье, она была наделена тонкой душой, любила поэзию. Ей посвятил Шаламов свои простые, непритязательные, но удивительно проникновенные, благодарственный стихи.
Варлам рос живым, впечатлительным, романтически настроенным: героями его детских и юношеских лет были русские революционеры. Он зачитывался повестями эсера-террориста Б.Савинкова (Ропшина) «Конь бледный» и «То, чего не было». Эти произведения, по его признанию, повлияли на формирование главных жизненных принципов, важнейший из которых – соответствие по слова делу. Как в жизни, так и в литературе, его привлекали те, кто был готов стоять за справедливость, пойти на подвиг, на самопожертвование во имя великой цели. Из юности Шаламов вынес верность правде, совести, чести, мечту о справедливости, он стремился к действию, к проверке своих сил, мужества.
Сыну священника путь к высшему образованию был закрыт (учительница литературы была уверена, что он станет гордостью России, предрекала ему счастливую писательскую судьбу). «Отцу мстили все – и за все. За грамотность, за интеллигентность. Все исторические страсти русского народа хлестали через порог нашего дома. Впрочем, из дома нас выкинули, выбросили с минимумом вещей. В нашу квартиру вселили городского прокурора» (о судьбе отца, ослепшего, без средств к существованию, - рассказ «Крест»). Пойдя за разрешением к завроно, Шаламов получил отказ. В 17 лет покинув Вологду, Шаламов два года работал дубильщиком кожевенного завода в Сетуни, таким образом заслуживая право учиться дальше. В 1926 году он становится студентом факультета советского права Московского университета. Митинги, демонстрации, философские и литературные диспуты, поэтические вечера, проба пера – так живет В. Шаламов до 19 февраля 1928 года. Это день его ареста. Причина ареста? Он был среди тех, кто распространял «Письмо к съезду» Ленина, так называемое «Завещание», с которым Ленин предостерегал от концентрации власти в одних руках. С «Завещанием», с которым Ленин предостерегал от концентрации власти в одних руках. С «Завещанием» рушился миф о Сталине как единственном приемнике Ленина, недаром его объявили фальшивкой. «Скрытое от народа завещание Ленина казалось мне достойным приложением моих сил. Конечно, я был ещё слепым щенком тогда, но я не боялся жизни и смело вступил в борьбу с ней в той форме, в какой боролись с жизнью и за жизнь героев моих детских и юношеских лет – все русские революционеры», – писал Шаламов в антиромане «Вишера».
Далее Бутырская тюрьма и трехлетнее пребывание в Вишерских лагерях. Он принял эти испытания как проверку нравственных и физических сил, как испытание личности.
«Достаточно ли нравственных сил у меня, чтобы пройти свою дорогу… – вот о чем я раздумывал в 95-й камере мужского одиночного корпуса Бутырской тюрьмы. – Там были прекрасные условия для обдумывания жизни, и я благодарю Бутырскую тюрьму за то, что в поисках нужной формулы моей жизни я очутился один в тюремной камере».
В.Т. Шаламов освободился из заключения в 1951 году, но выехать с Колымы не мог. Он работал фельдшером в маленьком поселке в Якутии.
В 1953 году Шаламов приехал в Москву, но здесь ему жить не разрешили.
В 1956 году Шаламов был реабилитирован и вернулся в Москву. После двух десятилетий бесправия, голода, невозможности заниматься любимым делом Шаламов в подлинном смысле воскресает из мертвых, воскресает и как писатель. Страстное желание высказаться за все долгие годы молчания заставляет его писать день и ночь. В письме Пастернаку Шаламов вспоминает о том, о чем, он считает, забыть не имеет права: о густо размещенных, разбросанных на теле родной земли концлагерях, лживо названных исправительно-трудовыми лагерями: «Белая, четь синеватая мгла зимней 60? ночи, оркестр серебряных труб, играющий туши перед мертвым строем арестантов. Желтый свет огромных, тонущих в белой мгле бензиновых факелов. Читают списки расстрелянных за невыполнение норм.
Беглец, которого поймали в тайге и застрелили оперативники». Отрубили ему обе кости, чтобы не возить труп за несколько верст, а пальцы ведь надо печатать. А  беглец поднялся и доплелся к утру к нашей избушке. Потом его застрелили окончательно…
Свитер шерстяной, домашний часто лежит на лавке и шевелится – так много в нем вшей.
Идет шеренга, в ряду люди сцеплены локтями, на спинах жестяные №№ (вместо бубнового туза), конвой, собаки во множестве, через каждые 10 минут – Ло-о-жись! Лежали подолгу в снегу, не поднимая голов, ожидая команды.
Кто поднимает 10 пудов – тот морально, именно морально, нравственно ценней, выше других – он достоин уважения начальства и общества. Кто не может поднять – недостоин, обречен. И побои, побои – конвоя, старост, поваров, парикмахеров, воров.
Пьяный начальник на именинах хвалился силой – отрывает голову у живого петуха (там все начальство держит по 50-100 кур, яйца 120 руб.десяток – подспорье отличное). Состояние истощения, когда несколько раз в день человек возвращается в жизнь и уходит в смерть.
Умирающему в больнице говорит сердобольный врач: «Закажи, что ты хочешь!» – «Галушки», – плача говорит больной.
У кого-то видели листок бумаги в руках – наверное, следователь выдал для доносов. Шестнадцатичасовой рабочий день. Спят, опираясь на лопату, – сесть и лечь нельзя, тебя застрелять сразу.
Лошади ржут, они раньше и точнее людей чувствуют приближение гудочного времени. И возвращение в лагерь в т.н. «Зону», где на обязательной арке над воротами по фронтону выведена предписанная приказами надпись: «Труд есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства».
Тех, кто не может идти на работу, привязывают к волокушам, и лошадь тащит их по дороге за 2-3 километра.
Ворот у отверстия штольни. Бревно, которым ворот вращают, и семь измученных оборванцев ходят по кругу вместо лошади. И у костра – конвоир. Чем не Египет?..
На свете нет ничего более низкого, чем намерение «забыть» эти преступления. Простите меня, что я пишу Вам все эти грустные вещи, мне хотелось бы, чтоб Вы получили сколько-нибудь правильное о том значительном и отменном, чем окрашен почти 20-летний период – пятилеток, больших строек, т.е. «дерзаний» и «достижений». Ведь ни одной сколько-нибудь крупной стройки не было бы арестантов –  людей, жизнь которых – беспрерывная цепь унижений. Время успешно заставило человека забыть о том, что он – человек…».

Учитель литературы:  Ребята, вы, наверное, поняли, что одной из задач власти того времени было уничтожение человеческой личности. Чтобы человек забыл, что он человек. Если человек не выполнял норму, то таких людей сразу же расстреливали. А чтобы выполнить норму, человек должен был хорошо питаться, отдыхать. Но при такой работе в лагере это было совершенно исключено. Я хочу, чтобы рассказ В. Шаламова «Одиночный замер» прозвучал здесь. И вы ещё раз послушали это слово, с помощью которого автор рисует это время.

6. Чтение  рассказа «Одиночный замер»

7. Работа с тестом.

Учитель: Как бы вы определили тему этого рассказа?
Ученики: О жизни в тюрьме. Один день одного зека.
Учитель: Этот рассказ богат событиями? Почему?
Ученики: Нет. Не богат событиями. Потому что это тюрьма и день изо дня всё повторяется. Потому что нет разнообразия.
Учитель: Для понимания смысла, важно знать, кто и  как там жил?
Ученики: Наверное, нет.
Учитель: Найдите в тесте детали, рисующие лагерный мир?
Ученики: Голод, холод, бессонница. Всё время вызывали на перекличку, задавали одни и те же вопросы.
Учитель: А какие это были вопросы?
Ученики: «Имя, фамилия, статья, срок».
Учитель: А ещё какие детали?
Ученики: «Сны мучительные». Сны о еде. Злоба, недоверие, ложь.
Учитель: Окурок, барак, кубатура забоя, 16-часовой рабочий день, следователь). Когда, автор показывает эти детали, можем ли мы представить лагерь? Как эти детали помогают автору.
Ученики: Да, конечно. При помощи этих деталей автор показывает, как  тяжело было заключенным.
Учитель: Как В.Шаламовы в рассказе обозначены время и пространство? Большая территория по времени занята?
Ученики: Три дня. Которые кажутся вечность.
Учитель: Случайно ли взята цифра «три»? Какие цифры часто встречаются в фольклоре?
Ученики: Нет, не случайно. Часто встречаемые цифры – это 3,7,9. Они носят магический смысл.
Учитель: Вы правы, здесь мы видим, что за три дня человек может прожить жизнь. А пространство, какое здесь?
Ученики: Небольшое. Ограниченное.
Учитель: Почему в рассказе практически нет диалогов, ведь перед читателем проходит более суток лагерной жизни?
Ученики: А для чего было разговаривать, ведь всё уже было обговорено.
Учитель: Найдите описание рабочего дня «Дугаев возил, кайлил, сыпал». В чем синтаксические и лексические особенности этого описания.
Ученики: Повтор для усиления.
Учитель: Для чего использован автором этот прием?
Ученики:  Тупое бесконечное дело. Показать тяжесть работы. Это бесконечная монотонная работа.
Учитель: Каковы лагерные «заповеди» В. Шаламова? Нарушаются ли они?
Ученики: «Не верь, не бойся, не проси».
Учитель: Как вы думаете, нарушаются ли эти заповеди здесь?
Ученики: Не было смысла нарушать эти заповеди. Это была лагерная жизнь, где никто никому не доверял.
Учитель:  Прочитаем начало рассказа, первый абзац этого рассказа. Есть ли здесь предчувствие тревоги? В чем оно?
Ученики: «Бригадир стоявший рядом…Он взял лопату…» (читают тест).
Учитель:  Какими строчками это предчувствие подтвердилось? (в последнем абзаце). Прочитаем его.
Учитель: Какое слово связывает эти два абзаца?
Ученики: Он понял, что работал зря. Вечером.
Учитель: Для чего автор использует его?
Ученики: Чтобы показать время. Чтобы показать, что прошли сутки.
Учитель: Это кольцевая композиция. Для чего автор использует данную композицию?
Ученики: Чтобы показать промежуток времени. Как и работа была монотонная, так и время длилось бесконечно.
Учитель: В рассказе нет сцен всевластия лагерной охраны, нет насилия уголовников. Что же становится причиной смерти.
Ученики: Нет ни слова о всевластии, нет ничего о насилии уголовников. Причиной смерти стала – система.
Учитель: В одном из «Колымских рассказов» есть такие строки: «Сколько тысячелетий выдано срока лагерного и тюремного?». Почему счет сроков идет на тысячелетие.
Ученики: Наверное, потому что время в лагерях тянется очень долго. Время бесконечное, страшное.
Учитель:  И последняя мысль, которая посетила Дугаева…
Ученики: Что он зря промучился этот день.

8. Рефлексия

Учитель: Перед вами предстал пласт жизни нашей страны, отраженный в литературной и исторической хроники. После сегодняшней работы, что вы думаете об этом времени?
Ученики: За большие достижения в экономике люди расплачивались своей жизнью. Есть большая разница между сегодняшней жизнью и жизнь того времени. Сегодня произошли большие изменения.
Учитель: Согласны ли вы с высказыванием «Цель оправдывает средства»? Как вы понимаете это выражение в контексте сегодняшнего урока? Согласны ли вы с ним?
Ученики: Да, было много построено предприятий в то время в СССР. Было много построено, вышли на первые места. Но для народа, это было тяжело. Я не согласна с этим высказыванием.  Нельзя достигать своей цели за счет человеческой жизни. Нужно выбирать более гуманные выходы.
Учитель: Можно ли было сохранить себя как человека в таких условиях?
Ученики: Можно.
Учитель: Ребята,  нравственные ценности не сотрутся никаким временем.  И мы с вами на уроке к этому выводу пришли. Посмотрели, что никакие средства, ни убийства не могут оправдать человека. Поэтому нужно всегда оставаться ЧЕЛОВЕКОМ.

9. Домашнее задание

Учитель: Я вам предлагаю дома написать эссе на тему «Музыка жизни умолкнет, если оборвать струны воспоминаний». О чем будет ваше эссе?
Ученики: О прошлом. О том, что если наши воспоминания оборвутся, то всё пойдет ни так.
Учитель: То есть, человек должен помнить о своем прошлом. «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Согласны? Надо не забывать о своем прошлом. Ребята, всем спасибо за внимание. Урок окончен.

Источники:

  1. Волков О.В. Незаурядный талант.// Литература в школе. – №1. – 1994. – С.31-33.
  2. Тепер А.П. «Воскрешение из мёртвых» В.Шаламова// Литература в школе. – №1. – 1994. – С.33-39.
  3. Шаламов В.Т. Колымские рассказы. – М.: Русская книга, 1992.

Приложение 1