Литература
-
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в колледже "Зачем нам жизнь дана?" (на основе знакомства с творчеством поэта-балашихинца Владимира Сергеевича Бороздинова) 2016
В статье рассматриваются современные жизненные постулаты, подчиняющиеся принципу «Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей» и ключевые установки стихотворений поэта-балашихинца, священника В.С.Бороздинова (1937–2013). Результат урока - сочинение, в котором осмысливаются вопросы: Ради чего мы живем? Чего хотим от жизни и как это воплощаем? Какими жизненными позициями и критериями руководствуемся?
-
Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы 2016
Разработка урока дифференцированного обучения в 8-м классе, в основу которого положена внутренняя дифференциация на основе учета предпочтений и интересов обучающихся.
-
Урок литературы в 6-м классе «И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха» 2016
Жанр басни изучается в 6-м классе в 1-м полугодии, после изучения фольклорных произведений. К изучению предложены басни И.И.Дмитриева, затем басни И.А.Крылова. Изучение творчества двух авторов имеет свои особенности. Во-первых, басню как жанр «вывел в свет» И.И.Дмитриев, а продолжил её развитие - И.А.Крылов. Во-вторых, два автора творили примерно в одно время, но их творчество имело некоторые отличия, поэтому неплохо сравнить их басни с точки зрения художественных особенностей.
-
Трехсложные размеры стиха 2016
Урок знакомства с новым материалом в технологии деятельностного метода повышает уровень общей культуры через формирование знаний о стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте. Цель урока: помочь осознать значимость умения слышать ритм и представлять поэтические образы; воспитывать любовь к родному языку, чувство гордости за его богатство и многообразие.
-
Мастерская на уроке литературы. Тема-ассоциация: "Снег". 11-й класс 2016
Стихотворение Пастернака «Снег идет» было создано в 1957 году, в сложный период жизни поэта. Стихотворение содержит философские размышления о скоротечности жизни. Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.
-
Урок литературы "Самые уязвимые… Как защитить?" (по фрагменту книги В.Конецкого "Кто смотрит на облака"). 7-й класс 2016
Урок литературы в 7-м классе разработан на основе пособия «Вокруг тебя – Мир…», подготовленного Международным Комитетом Красного Креста. Это пособие дополняет учебники основного курса литературы и помогает решать задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Урок по фрагменту книги В.Конецкого «Кто смотрит на облака» дает возможность помочь обучающимся осознать проблему страданий мирного населения во время вооруженного конфликта.
-
Урок "Музыка – сила, творящая чудеса" (по этюду В.Г.Короленко "Слепой музыкант") 2016
Данный тип урока направлен на выявление сходства музыки с литературой. Как композитор создаёт образы с помощью музыки, так и писатель передаёт звуки с помощью слов. На уроке рассматривается этюд В.Г.Короленко «Слепой музыкант», на примере которого демонстрируется мастерство автора в передаче звукового восприятия слепого мальчика с помощью описания происходящего. Звуки природы, которые слышит главный герой, пробуждают в нём талант создавать музыку, творящую чудеса и приносящую людям радость.
-
«Мечты сбываются?!.. Что нужно человеку для счастья?» (по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы») 2016
Цель урока: провести идейно-художественный анализ рассказа американского писателя Рея Брэдбери «Каникулы», используя технологию РКМЧТП. Урок направлен на развитие творческих способностей учащихся, способствует расширению кругозора, обогащению духовного мира учащихся, развивает умение высказывать свое точку зрения.
-
«Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» урок литературы в 10-м классе 2016
Цель урока – воспитание серьезного, вдумчивого читателя. Показано значение семьи в воспитании человека, роль нравственных опор. Урок может быть полезен при подготовке к итоговому сочинению.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Своя игра". 7-й класс 2016
«Своя игра» проводится в 7-м классе по окончании изучения курса литературы совместно с родителями (участники – семейные команды). Цель мероприятия – способствовать возрождению традиций семейного чтения через организацию совместной деятельности детей и родителей. Игра предназначена формировать у обучающихся читательский интерес, развивать творческие способности у детей в практической деятельности, приобщать родителей и детей к совместной деятельности через чтение литературы.
-
Внеклассное мероприятие "Великий мастер слова", посвященное творчеству И.С.Тургенева 2016
Цели урока: развитие интереса к чтению; дальнейшее познание подростками творчества писателя как представителя значимой части отечественной литературы, способствующей духовно-нравственному становлению личности.
-
Интерактивная игра "Что? Где? Когда?", посвященная 220-летию со дня рождения А.С.Грибоедова 2016
Форма проведения игры - вопросы от современников писателя - способствует созданию особой атмосферы мероприятия, помогает увидеть неординарную личность А.С.Грибоедова, вызывает интерес учащихся к предмету. Игра может быть использована в качестве внеклассного мероприятия в 9–11-х классах или итогового урока в 9-м классе после изучения комедии «Горе от ума» писателя.
-
Сценарий внеклассного мероприятия «Вечер романса. Позвольте вас любить…» 2016
Вечер проникнут нежностью, грустью. Ведущие вечера ненавязчиво проведут зрителя по страницам эпистолярных романов великих людей великой эпохи. Зритель и слушатель познакомятся с неизвестными романами поэтов и писателей: Тютчева, Пушкина и Тургенева. Их прелестными избранницами были: Амалия фон Лерхенфельд, Татьяна Александровна Бакунина и Анна Керн. Сценарий может стать прекрасным подспорьем учителю в проведении уроков музыки, литературного чтения и исторического раздела по культуре.
-
Урок-память "Не дать поблекнуть старым, боевым медалям!" по рассказу В.П.Астафьева "Тоска по вальсу" 2016
Урок-память по рассказу В.П.Астафьева «Тоска по вальсу» с использованием ИКТ позволяет выявить ключевые проблемы текста и прокомментировать; показывает их актуальность. В основе урока лежит технология РКМЧП, благодаря которой происходит развитие аналитического, критического, ассоциативного мышления; формирование культуры чтения; стимулирование поисковой творческой деятельности учащихся.
-
Олимпийские игры (игра-зачет по теме "Легенды и мифы Древней Греции") 2016
Зачет в форме игры по теме «Легенды и мифы Древней Греции» не только проверяет знания учащихся, полученные на уроках. Готовясь к нему, ребята учатся работать с различными источниками информации, отбирать необходимое и представлять своим одноклассникам. Рассказы о богах, пересказ самых интересных легенд, подбор иллюстративного материала, работа с фразеологизмами – все это, несомненно, служит всестороннему развитию учащихся.
-
Урок литературы "Человек создан для счастья…". Нравственный урок по повести А.Лиханова "Солнечное затмение". 10-й класс 2016
Урок литературы в 10-м классе по повести А.Лиханова «Солнечное затмение», на котором созданы условия для осмысления учащимися нравственного содержания повести средствами технологии проблемного обучения. Цель урока: развивать у учащихся умение формулировать и высказывать собственное мнение по волнующим проблемам, аргументировать его, сравнивать с мнением одноклассников, принимать или отвергать чужую позицию.
-
Урок литературного чтения "К.Паустовский «Стальное колечко». Рассказ или сказка?". 3-й класс 2016
Урок посвящен знакомству с произведением К.Паустовского «Стальное колечко». Цель: знакомство с произведением К.Паустовского «Стальное колечко», определение жанровой принадлежности текста; формирование гражданского сознания школьников.
-
Родная природа в стихотворениях А.А. Блока и С.А. Есенина. Урок в 6-м классе 2016
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Блока и С.А.Есенина. Воспитывать любовь к природе. Развивать умение анализировать поэтический текст. Урок построен с опорой на презентацию. Прослушивание музыкальных композиций способствует погружению в творчество поэтов и наилучшему восприятия поэтического текста.
-
Встань и иди, или На пути к истине (урок аналитического чтения повести Ю.М. Нагибина «Встань и иди») 2016
Повесть Ю.Нагибина выбрана не случайно. Во-первых, она представляет сопряжение нескольких важных тем: политической, нравственной, что позволяет говорить о взаимосвязи, взаимопроникновении разных сфер жизни человека и государства. Во-вторых, небольшой объем произведения дает возможность мобильно работать в рамках художественного поля. В-третьих, сюжет и система персонажей легко «прочитываются» восьмиклассниками, что высвобождает время для исследования идейно-художественного содержания.
-
Литературный фестиваль, посвященный творчеству С.В. Михалкова «Дело было вечером, делать было нечего…» 2016
Методическая разработка представляет собой сценарий интегрированного мероприятия о жизни и творчестве С.В.Михалкова, рассчитанного на учащихся 1–11-х классов. Формы межпредметной учебной интеграции, применяемые на уроках литературы, и библиотечные инновации помогают изучить тему увлекательно и доступно, развивают творческие способности учащихся, готовят к дальнейшему восприятию произведений С.В.Михалкова.
-
«Мораль сей басни такова…» 2016
Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, целью которого является обобщение знаний о творчестве баснописца И.А.Крылова, полученных на уроках литературы и внеурочных занятиях с педагогом-библиотекарем. Мероприятие проводилось для учащихся 1–11-х классов. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности.
-
Славянская мифология. Домовой – славянское божество. 5-й класс 2016
Цель урока: дать представление о славянских божествах, показать образность, поэтичность славянской мифологии.
-
Мустай Карим «Радость нашего дома». Уроки жизни. 5-й класс 2016
Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством башкирского писателя Мустаем Каримовым, проанализировать отдельные главы повести, развивать речь и способность анализировать прочитанное.
-
Литературный вечер "Живая душа России" 2016
Литературный вечер подготовлен и проведен с учащимися 7-го класса к 120-летию со дня рождения великого поэта России С.Есенина, чьи произведения помнят и любят представители разных поколений.
-
Литературная игра-соревнование "Слабое звено" 2016
Воспитать интерес у учащихся к урокам литературы можно через внеклассные мероприятия. Предлагается литературная игра-викторина «Слабое звено» в рамках Недели русского языка и литературы в 9–10-х классах, в ходе подготовки к которой учащиеся повторяют биографические сведения о русских писателях и поэтах, вспоминают изученные произведения. Мероприятие способствует более осмысленному изучению материала, повышает интерес к предмету, развивает логическое мышление.
-
Философская лирика М.Ю.Лермонтова как противоречивый мотив вечной молодости и старости 2016
Урок литературы в 9-м классе построен в соответствии с требованиями ФГОС и включает в себя получение новых знаний, закрепление изученного материала в развитии навыков в практической работе с текстом. Цель урока: пробудить интерес учащихся к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова; познакомить школьников с мироощущением, идеалами поэта, его нравственным и творческим выбором; представить своеобразие философской лирики М.Ю.Лермонтова как противоречивый мотив вечной молодости и старости.
-
Образ камня в русской литературе, фольклоре и живописи 2016
Урок литературы проводится в 11-м классе при изучении лирики О.Э. Мандельштама. В основе урока - сопоставительный анализ стихотворений О.Э.Мандельштама и Ф.И.Тютчева. В процессе урока дети знакомятся с использованием образа камня в фольклоре, Библии, в скульптурном убранстве Санкт-Петербурга. Учащиеся анализируют картину В.М.Васнецова «Витязь на распутье». Результатом работы должна стать письменная работа.
-
Средь бела дня, или по Средневековой Москве с фразеологическим словарем 2016
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века.
-
Любовь на все времена 2016
Цель урока: формирование представления о гармонии любви между мужчиной и женщиной на основе интеграции знаний по химии, биологии, литературы, искусства в ракурсе психологии межличностных отношений.
-
Изучение истории и культуры малой родины на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2016
На самом севере липецкого края среди трёх районов находится посёлок Лев Толстой, бывшая станция Астапово, известная всему миру после 20 ноября 1910 года. На нашей станции провёл последние дни своей жизни великий русский писатель - Лев Николаевич Толстой. Поэтому я уделяю большое внимание изучению истории своего посёлка. В этом мне помогает краеведческая работа, обогащающая представления школьников о литературе и расширяющая их понятия о творческой деятельности писателей.