Литература
-
Проект "Башни Кремля" 2016
Современная Москва - большой, красивый, многолюдный город. Когда-то она была маленьким посёлком. И хотя впервые в летописи поселение Москва упоминается в 1147 г., и связано это упоминание с именем суздальского князя Юрием, прозванного Долгоруким, сыном Владимира Мономаха. Археологические раскопки показали, что уже XI в., лет за сто до рождения Юрия Долгорукого, в месте впадения реки Неглинной в Москву-реку стояло селение с небольшим укреплением. Теперь его назвали бы Кремлём.
-
Урок литературного чтения "С.А.Есенин «Поет зима – аукает…»". 3-й класс 2016
Зима – суровое время года. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.
-
Программа элективного курса «Литература эмиграции. Литературный портрет Е.Ю.Кузьминой-Караваевой (матери Марии)» 2016
В условиях введения ФГОС учитель-словесник имеет уникальные возможности корректно, целенаправленно и ощутимо влиять на духовно-нравственное развитие и воспитание ученика при работе с художественным текстом на уроках литературы, выявляя нравственные смыслы, которые присутствуют в художественном произведении.
-
Урок словесности "Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…". 11-й класс 2016
Урок словесности в 11-м классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…» нацелен на возрождение интереса современных школьников к эпистолярному жанру на примере произведений художественной литературы и развитие потребности в написании писем друг другу. Урок проводится в мыследеятельностной технологии. В течение урока выпускники имеют возможность познакомиться с образцами мировой классической литературы и определиться с читательским выбором.
-
Урок-экскурсия? Экскурсия-урок! 2016
Экскурсия в учебном заведении – это особый фактор учебного и воспитательного процесса, активный метод обучения. Музей занимает здесь особое место. Главное в этом процессе – общение через музейный экспонат – подлинник. Квест – такой вид интеллектуальной игры, который не только тренирует коллективную деятельность, но и позволяет свободно выразить индивидуальность каждого. Вывод: для достижения результата необходимо широко использовать разные формы интеллектуального воспитания.
-
Разные формы работы с книгой на уроках литературы (тематические задания) 2016
В статье предложены некоторые задания по литературе, иллюстрированные работами учащихся. Наглядно показано, как традиционные задания можно творчески видоизменить, смоделировать для особой мотивации обучающихся.
-
Урок-игра по пьесам А.Н.Островского "Расскажи о себе" 2016
Итоговый урок в 10-м классе по теме «Жизнь и творчество А.Н.Островского» создан в форме игры «Умники и Умницы». Цель такого урока - обобщить и закрепить сведения о жизни и творчестве А.Н.Островского; развивать познавательный интерес к творчеству драматурга.
-
Урок-КВН по пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор". 8-й класс 2016
Урок-КВН по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8-м классе обобщает и систематизирует наблюдения над текстом пьесы, формирует умение самостоятельно исследовать художественное произведение, развивает умение работать в группах, способствует развитию речи учащихся.
-
Игра-викторина "Любимые сказки". 5–6-е классы 2016
Игра-викторина разработана для учащихся 5–6-х классов. Это внеклассное мероприятие по литературе можно использовать как повторение по теме «Сказки».
-
Урок, посвященный анализу цикла рассказов А.И.Солженицына "Крохотки" 2016
На уроке, посвященном анализу цикла рассказов «Крохотки» А.И.Солженицына, учащимся предлагается понять внутренний мир лирического героя произведений А.И.Солженицына. В ходе групповой деятельности учащиеся анализируют рассказы писателя, определяя тематику, проблемы.
-
Занятие-реквием, посвященное памяти жертв политических репрессий, "Этапом шли навстречу злой судьбе…" 2016
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл.
-
Сценарий литературного салона по творчеству А.С.Пушкина "Каков я прежде был, таков и ныне я: беспечный влюбчивый…" 2016
«Каков я прежде был, таков и ныне я: беспечный, влюбчивый…», под таким названием предлагается литературный салон, посвященный первому великому русскому поэту – А.С. Пушкину. На непродолжительное время сценарий увлечет в мир XIX века - эпоху быта и культуры дворянства. Литературный салон предлагает сцены жизни и любви «солнца русской поэзии», строки из писем переписки, стихотворения-признания в любви предметам увлечения; романсы, танцы…
-
Литературная игра "Счастливый случай" по роману И.А.Гончарова "Обломов" 2016
Роман «Обломов» вызвал множество критических статей, причем точка зрения критиков настолько различается, словно они пишут о разных произведениях. Сегодня мы попробуем высказать свою точку зрения о героях романа, об отношении к ним.
-
Интегрированный урок (литература + музыка) по теме "А.Н.Островский: биография и творческий путь драматурга" 2016
Урок литературы посвящён биографии А.Н.Островского, пьесу которого по программе изучают в 10-м классе. Биографию великого драматурга, следуя логике учебного материала, лучше всего разыграть, то есть задействовать игровые ресурсы личности. Кроме того, интеграция литературного материала с музыкальной составляющей развивает общую культуру учащихся, ориентирует их в пространстве будущей профессии (для средних профессиональных заведений педагогической направленности).
-
Изучение драмы А.Н.Островского "Гроза". 10-й класс 2016
Урок представлен в форме семинара. Такой вид работы предполагает предварительное знакомство учащихся с планом, по которому предстоит изучение художественного произведения (произведение должно быть прочитано заранее). План семинара может быть рассчитан как на один урок, так и на несколько (в зависимости от изучаемой темы).
-
Урок литературы по теме "Смысл финала романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Свет и покой в романе". 11-й класс 2016
Цель урока: обучающиеся поймут, почему Мастер заслужил покой, а не свет, почему Маргарите также дарован покой; сформируют отношение к прощению, милосердию как высшей христианской ценности.
-
Урок литературы по теме "Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»" 2016
Урок в 6-м классе призван ознакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю. Лермонтова; продолжить обучение чтению с вдохновением и анализу стихотворного текста; углублять работу над понятием “антитеза”, способом определения стихотворных размеров; подготовить к выполнению контрольной работы; воспитывать эмоциональную сферу учащихся, стремление к дружескому общению.
-
Урок внеклассного чтения как одна из форм работы с учащимися на уроке литературы 2016
Смысл изучения литературы во внеклассной работе – сделать глубже видение мира, расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностную причастность ко всему, научить, как включать произведение, образ, деталь в широкий контекст литературы, культуры, истории и делать это с помощью диалога. Нетрадиционные формы работы открывают для ребят возможность распознать в себе талант, услышать и понять самого себя, ощутить мощную познавательную энергию культуры.
-
Урок литературы на тему "Яркие созвездия поэзии Серебряного века". 11-й класс 2016
Данный конспект урока представляет собой обзорную лекцию по поэзии Серебряного века. В лекции дается определение таким понятиям, как Серебряный век, символизм, акмеизм, футуризм. Для удобства часть материала содержится в презентации (рубрики: факты из биографии поэтов; творчество (сборники); поэтический мир; несколько интересных фактов; несколько слов о поэте). Лекция «разбавляется» выразительным чтением стихотворений поэтов и небольшим анализом.
-
Борьба добра и зла в душах человеческих по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 10-й класс 2016
Цели урока: дать понять учащимся, как, по Достоевскому, неоднозначна психология человека, что «подлинно доброе и благородное в человеке не исключает в нём стремление к злу и низменных помыслов»; показать, какими художественными средствами достигает этого автор: «двойники» и антиподы в романе, авторские ремарки, портреты героев; помочь учащимся выработать свой вариант поведения при встрече со злом.
-
Сценарий урока творческой мастерской на тему "Твори добро" (по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"). 6-й класс 2016
Сценарий урока разработан в соответствии с технологией педагогической мастерской. Это заключительный урок в системе уроков по творчеству Л.Н.Толстого в 6-м классе. Главная обучающая цель - подготовить учащихся к написанию сочинения-воспоминания «Добрые дела». Использование технологии педагогических мастерских позволяет учащимся самостоятельно добывать знания, закреплять полученные знания, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при подготовке к написанию сочинения.
-
Урок "Всегда возвращаются к первой любви…" (по роману Диаса Валеева "Астральная любовь") 2016
Урок знакомит с творчеством известного татарского писателя Диаса Назиховича Валеева – автора рассказов, пьес, романов, эссе, философских заметок. Роман «Астральная любовь» (1997) о чистой любви, которая протянулась с 1958 по 1997 годы и протекала не только на земле, но и на космическом уровне.
-
Тернистый путь Н.А.Некрасова к осуществлению заветной мечты 2016
Цели урока: учить школьников анализировать поэтическое произведение; учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций; формировать представление об истинных ценностях жизни; учить рассуждать, обогащать словарный запас учащихся.
-
Урок литературы "В пределах допустимого…" (по новелле О.Генри "Обращение Джимми Валентайна"). 8-й класс 2016
Данный урок разработан на основе пособия «Вокруг тебя – Мир…», подготовленного Международным Комитетом Красного Креста. Это пособие дополняет учебники основного курса литературы и помогает решать задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Урок по новелле О.Генри «Обращение Джимми Валентайна» способствует формированию отношения к человеку как высшей жизненной ценности, формированию нравственных качеств личности учащихся.
-
«Повесть временных лет» как исторический, так и литературный памятник 2016
«Повесть временных лет» – одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. Цель урока: определить значение «Повести временных лет». Задачи, решаемые на уроке: дать учащимся представление о древнерусских летописях; отрабатывать умение пересказывать текст; обучить выразительному чтению; развитие умений сопоставления текстов; развитие критической мысли учащихся; развитие творческих способностей; на примере летописей показать патриотизм русского народа.
-
Рабочая программа по литературе по программе под редакцией Г.С.Меркина. 7-й класс 2016
Рабочая программа по литературе для 7-х классов по программе под ред. Г.С. Меркина построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения.
-
Разработка урока литературы по теме "Русская литература XVIII века. Н.М.Карамзин. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»". 8-й класс 2016
Основные цели урока: кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина; рассмотреть историческую основу повести «Наталья, боярская дочь»; дать понятие о сентиментализме как литературном направлении; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; воспитывать интерес к творчеству писателя-сентименталиста Н.М.Карамзина.
-
Урок литературы "Есть ли Митрофанушки среди нас?" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"). 8-й класс 2016
Цель урока: формировать навыки аналитического чтения драматического произведения; развивать творческие способности учащихся; воспитывать культуру общения, уважения к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися.
-
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству М.Ю.Лермонтова, "Нет, он не Пушкин, он другой…" 2016
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству М.Ю.Лермонтова, проводилось в 8-х классах. Его цели: совершенствовать знания учащихся о жизни и творчестве Лермонтова; расширить кругозор учащихся; воспитывать чувства любви к поэзии М.Ю.Лермонтова.
-
Сценарий музыкально-театральной композиции "Три века русской литературы" 2016
Цели и задачи: формирование социально-значимых патриотических ценностей, воспитание чувства личной причастности и ответственности за сохранение исторических традиций защиты нашей Родины средствами театрального искусства; развитие эстетического вкуса, творческих способностей детей и подростков; воспитание общечеловеческих ценностей, приобщение к лучшим литературным произведениям; пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной культуры личности.