Литература
-
Внеклассное мероприятие "Великий мастер слова", посвященное творчеству И.С.Тургенева 2016
Цели урока: развитие интереса к чтению; дальнейшее познание подростками творчества писателя как представителя значимой части отечественной литературы, способствующей духовно-нравственному становлению личности.
-
Интерактивная игра "Что? Где? Когда?", посвященная 220-летию со дня рождения А.С.Грибоедова 2016
Форма проведения игры - вопросы от современников писателя - способствует созданию особой атмосферы мероприятия, помогает увидеть неординарную личность А.С.Грибоедова, вызывает интерес учащихся к предмету. Игра может быть использована в качестве внеклассного мероприятия в 9–11-х классах или итогового урока в 9-м классе после изучения комедии «Горе от ума» писателя.
-
Сценарий внеклассного мероприятия «Вечер романса. Позвольте вас любить…» 2016
Вечер проникнут нежностью, грустью. Ведущие вечера ненавязчиво проведут зрителя по страницам эпистолярных романов великих людей великой эпохи. Зритель и слушатель познакомятся с неизвестными романами поэтов и писателей: Тютчева, Пушкина и Тургенева. Их прелестными избранницами были: Амалия фон Лерхенфельд, Татьяна Александровна Бакунина и Анна Керн. Сценарий может стать прекрасным подспорьем учителю в проведении уроков музыки, литературного чтения и исторического раздела по культуре.
-
Урок-память "Не дать поблекнуть старым, боевым медалям!" по рассказу В.П.Астафьева "Тоска по вальсу" 2016
Урок-память по рассказу В.П.Астафьева «Тоска по вальсу» с использованием ИКТ позволяет выявить ключевые проблемы текста и прокомментировать; показывает их актуальность. В основе урока лежит технология РКМЧП, благодаря которой происходит развитие аналитического, критического, ассоциативного мышления; формирование культуры чтения; стимулирование поисковой творческой деятельности учащихся.
-
Олимпийские игры (игра-зачет по теме "Легенды и мифы Древней Греции") 2016
Зачет в форме игры по теме «Легенды и мифы Древней Греции» не только проверяет знания учащихся, полученные на уроках. Готовясь к нему, ребята учатся работать с различными источниками информации, отбирать необходимое и представлять своим одноклассникам. Рассказы о богах, пересказ самых интересных легенд, подбор иллюстративного материала, работа с фразеологизмами – все это, несомненно, служит всестороннему развитию учащихся.
-
Урок литературы "Человек создан для счастья…". Нравственный урок по повести А.Лиханова "Солнечное затмение". 10-й класс 2016
Урок литературы в 10-м классе по повести А.Лиханова «Солнечное затмение», на котором созданы условия для осмысления учащимися нравственного содержания повести средствами технологии проблемного обучения. Цель урока: развивать у учащихся умение формулировать и высказывать собственное мнение по волнующим проблемам, аргументировать его, сравнивать с мнением одноклассников, принимать или отвергать чужую позицию.
-
Урок литературного чтения "К.Паустовский «Стальное колечко». Рассказ или сказка?". 3-й класс 2016
Урок посвящен знакомству с произведением К.Паустовского «Стальное колечко». Цель: знакомство с произведением К.Паустовского «Стальное колечко», определение жанровой принадлежности текста; формирование гражданского сознания школьников.
-
Родная природа в стихотворениях А.А. Блока и С.А. Есенина. Урок в 6-м классе 2016
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Блока и С.А.Есенина. Воспитывать любовь к природе. Развивать умение анализировать поэтический текст. Урок построен с опорой на презентацию. Прослушивание музыкальных композиций способствует погружению в творчество поэтов и наилучшему восприятия поэтического текста.
-
Встань и иди, или На пути к истине (урок аналитического чтения повести Ю.М. Нагибина «Встань и иди») 2016
Повесть Ю.Нагибина выбрана не случайно. Во-первых, она представляет сопряжение нескольких важных тем: политической, нравственной, что позволяет говорить о взаимосвязи, взаимопроникновении разных сфер жизни человека и государства. Во-вторых, небольшой объем произведения дает возможность мобильно работать в рамках художественного поля. В-третьих, сюжет и система персонажей легко «прочитываются» восьмиклассниками, что высвобождает время для исследования идейно-художественного содержания.
-
Литературный фестиваль, посвященный творчеству С.В. Михалкова «Дело было вечером, делать было нечего…» 2016
Методическая разработка представляет собой сценарий интегрированного мероприятия о жизни и творчестве С.В.Михалкова, рассчитанного на учащихся 1–11-х классов. Формы межпредметной учебной интеграции, применяемые на уроках литературы, и библиотечные инновации помогают изучить тему увлекательно и доступно, развивают творческие способности учащихся, готовят к дальнейшему восприятию произведений С.В.Михалкова.
-
«Мораль сей басни такова…» 2016
Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, целью которого является обобщение знаний о творчестве баснописца И.А.Крылова, полученных на уроках литературы и внеурочных занятиях с педагогом-библиотекарем. Мероприятие проводилось для учащихся 1–11-х классов. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности.
-
Славянская мифология. Домовой – славянское божество. 5-й класс 2016
Цель урока: дать представление о славянских божествах, показать образность, поэтичность славянской мифологии.
-
Мустай Карим «Радость нашего дома». Уроки жизни. 5-й класс 2016
Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством башкирского писателя Мустаем Каримовым, проанализировать отдельные главы повести, развивать речь и способность анализировать прочитанное.
-
Литературный вечер "Живая душа России" 2016
Литературный вечер подготовлен и проведен с учащимися 7-го класса к 120-летию со дня рождения великого поэта России С.Есенина, чьи произведения помнят и любят представители разных поколений.
-
Литературная игра-соревнование "Слабое звено" 2016
Воспитать интерес у учащихся к урокам литературы можно через внеклассные мероприятия. Предлагается литературная игра-викторина «Слабое звено» в рамках Недели русского языка и литературы в 9–10-х классах, в ходе подготовки к которой учащиеся повторяют биографические сведения о русских писателях и поэтах, вспоминают изученные произведения. Мероприятие способствует более осмысленному изучению материала, повышает интерес к предмету, развивает логическое мышление.
-
Философская лирика М.Ю.Лермонтова как противоречивый мотив вечной молодости и старости 2016
Урок литературы в 9-м классе построен в соответствии с требованиями ФГОС и включает в себя получение новых знаний, закрепление изученного материала в развитии навыков в практической работе с текстом. Цель урока: пробудить интерес учащихся к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова; познакомить школьников с мироощущением, идеалами поэта, его нравственным и творческим выбором; представить своеобразие философской лирики М.Ю.Лермонтова как противоречивый мотив вечной молодости и старости.
-
Образ камня в русской литературе, фольклоре и живописи 2016
Урок литературы проводится в 11-м классе при изучении лирики О.Э. Мандельштама. В основе урока - сопоставительный анализ стихотворений О.Э.Мандельштама и Ф.И.Тютчева. В процессе урока дети знакомятся с использованием образа камня в фольклоре, Библии, в скульптурном убранстве Санкт-Петербурга. Учащиеся анализируют картину В.М.Васнецова «Витязь на распутье». Результатом работы должна стать письменная работа.
-
Средь бела дня, или по Средневековой Москве с фразеологическим словарем 2016
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века.
-
Любовь на все времена 2016
Цель урока: формирование представления о гармонии любви между мужчиной и женщиной на основе интеграции знаний по химии, биологии, литературы, искусства в ракурсе психологии межличностных отношений.
-
Изучение истории и культуры малой родины на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2016
На самом севере липецкого края среди трёх районов находится посёлок Лев Толстой, бывшая станция Астапово, известная всему миру после 20 ноября 1910 года. На нашей станции провёл последние дни своей жизни великий русский писатель - Лев Николаевич Толстой. Поэтому я уделяю большое внимание изучению истории своего посёлка. В этом мне помогает краеведческая работа, обогащающая представления школьников о литературе и расширяющая их понятия о творческой деятельности писателей.
-
Интегрированный урок-полилог «От художественной детали к художественному образу» 2016
Цель урока: формирование способности к истолкованию художественной детали в разных видах искусства и типах текста. В основе урока-полилога «От художественной детали к художественному образу» лежит технология «Диалог культур». Используемая технология, необычная форма урока дают не только целостную картину развития искусства слова на основе «диалога культур», но системное представление о формировании в языке и культуре таких важнейших концептов, как «память» и «красота».
-
Х.К.Андерсен "Соловей". Внешняя и внутренняя красота 2016
Цель урока – выявление художественной идеи сказки; утверждение величия подлинного искусства, служащего людям; формирование навыков выразительного чтения, чтения по ролям, лексической работы, исследовательской работы с текстом, работы с таблицей; выявления значения подлинного искусства в жизни человека.
-
Урок внеклассного чтения по современной русской литературе на тему "Без хороших отцов нет хорошего воспитания" 2016
Урок внеклассного чтения по современной русской литературе по произведениям С.В. Лукьяненко «Мой папа - антибиотик», Ю.Яковлева «Он убил мою собаку». Цель урока: показать развитие традиций русской классической литературы в изображении проблемы взаимоотношения «отцов» и «детей» в современной русской литературе; научить выделять круг проблем, поднятых писателями в рассказах; воспитать у учащихся уважительные отношения в семье, интерес к жизни, выбору профессии.
-
Литературная гостиная "И с каждой осенью я расцветаю вновь…" 2016
Литературная гостиная, предназначенная для учащихся 8–11-х классов, посвящена творчеству А.С. Пушкина. Данная форма проведения мероприятия позволяет раздвинуть рамки времен и дает возможность ребятам стать участниками далеких событий, помогает лучше узнать культуру разных времен и народов, пополнить свой словарный запас. В сценарий включены фрагменты исследовательских и проектных работ учащихся, театрализованные чтения, игры и конкурсы.
-
Конспект игры «Остановись, мгновенье…» Внеклассное занятие по литературе для учащихся 11–12 лет 2016
Внеклассное занятие по литературе для учащихся 11–12 лет. Данная разработка предназначена учителям литературы, классным руководителям. Цель: познакомить учащихся c поэзией XIX века.
-
Методическая разработка «По страницам жизни великого поэта…» 2016
Цель проекта: погрузить кадет в атмосферу художественной и творческой жизни М.Ю.Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности, который может служить примером трудолюбия, храбрости и целеустремлённости; развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений М.Ю.Лермонтова как на занятиях, так и внеурочное время; воспитывать желание понять внутренний мир поэта, пробудить творческий процесс у воспитанников «пробы пера».
-
Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии») 2016
Работа над проектом по литературному чтению «Праздник поэзии» способствовала формированию у учащихся универсальных учебных действий таких, как: умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение взаимодействовать в группе; умение самостоятельно находить недостающую информацию, создавать презентацию; навык монологической речи; формировать активную гражданскую позицию, нравственное воспитание.
-
Урок внеклассного чтения «Мы родом из детства» (по произведениям С.В.Михалкова). 5-й класс 2016
Цели урока: формирование общеучебного умения осознанного чтения басни и умения понимать авторский замысел; развитие навыков самостоятельного анализа басни и характеристики действующих лиц; воспитание внимательного читателя и человека, способного услышать чужое мнение.
-
Литературная дуэль по биографии и творчеству великого русского поэта М.Ю.Лермонтова 2016
Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов. Оно направлено на расширение и закрепление знаний биографии и творчества М.Ю.Лермонтова, поддержание интереса к чтению. Может быть использовано как библиотечный урок, итоговый урок по литературе или внеклассное мероприятие.
-
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" 2016
Урок литературы в 9-м классе готовит к написанию сочинения на тему «Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова (Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина) с целью научить оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка; научить последовательно излагать свои мысли; научить использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.