Интегрированный урок (литература + музыка) по теме "А.Н.Островский: биография и творческий путь драматурга"

Разделы: Литература, Музыка


"Художественная книга требует и художественного подхода.
Понять и объяснить её можно лишь теми средствами,
какими она создавалась. Отсюда строить урок по законам искусства –
вовсе не субъективная позиция отдельных артистических натур
и даже не особенность нашего экранного времени,
а потребность самой жизни"
Е.Н. Ильин.

Традиционно в школьном курсе литературы знакомство с биографией писателей и поэтов предшествует изучению их творчества. Педагог может предложить учащимся для ознакомления презентацию, отражающую эволюцию творческого пути, или выслушать подготовленный учеником доклад, фиксирующий основные этапы жизни классика. Однако большинством учащихся перечисление дат и событий, связанных с жизнью русских классиков, воспринимается как скучный и неинтересный материал. Жизнь классиков как будто навсегда дистанцируется от них непроходимыми веками.

“Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания”,- утверждал Ф.И.Буслаев, поэтому в качестве альтернативного варианта изучения биографии на уроке литературы предлагаем технологию, основанную на использовании игровой деятельности и успешно применяемую в нашей практике преподавания литературы.

Интегрированный урок, который мы подготовили с коллегой, преподавателем музыки, в полной мере отражает требования к результатам освоения учебного материала и в то же время дает возможность заинтересовать учащихся предметом, позволяет им наполнить получаемые сведения личностным смыслом, раскрыть как индивидуальный творческий потенциал, так и навыки групповой работы и презентации полученного результата.

Приведённый ниже урок литературы посвящён биографии А.Н.Островского, пьесу которого по программе изучают в 10 классе. Думаю, Вы согласитесь со мной в мысли о том, что биографию великого драматурга, следуя логике учебного материала, лучше всего разыграть, то есть задействовать игровые ресурсы личности. Кроме того, интеграция литературного материала с музыкальной составляющей развивает общую культуру учащихся, ориентирует их в пространстве будущей профессии (для средних профессиональных заведений педагогической направленности).

Цель урока: проследить этапы биографии и творческого пути русского писателя и выдающегося драматурга А.Н.Островского и познакомить учащихся с оперой Римского-Корсакова "Снегурочка", написанной по мотивам пьесы драматурга.

ХОД УРОКА

На доске эпиграф:

"...Только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:
"У нас есть свой русский, национальный театр".
Он, по справедливости, должен называться "театр Островского"
И.А.Гончаров

I. Постановка учебной задачи.

– Прочитайте тему, записанную на доске. Попробуйте определить ключевые слова в формулировке темы урока. Александр Николаевич Островский - это имя золотыми буквами вписано в историю русской литературы и национального театра. Сегодня биография великого отечественного драматурга А.Н.Островского предстанет перед нами не в виде дат, как обычно, а оживет благодаря вашему мастерству перевоплощения. Итак, наша учебная задача - познакомиться с биографией драматурга, и для ее реализации сегодняшний урок объявляется актёрской мастерской.

II. Получение задания. Обсуждение деталей выполнения.

Учащиеся делятся на подгруппы по 4-5 человек (это количество оптимально для создания комфортной рабочей атмосферы внутри мини-группы). Если коллектив сформирован, педагог может предоставить право деления самим учащимся, иногда целесообразнее это сделать самому педагогу, внеся элемент случайности, а значит и объективности, в формирование мини-групп. Каждая подгруппа получает отрывок текста, содержащий информацию об одном из этапов биографии драматурга. В конце отрывка приведен список действующих лиц - ключевых персон, фигурирующих на данном этапе жизни. Задача группы - разыграть содержание приведённого отрывка, отобразив наиболее важные его элементы. Педагог, таким образом, предоставляет учащимся право выбрать, что именно станет предметом постановки, а также способа подачи предложенного материала.

Выбор материала для мини-постановки в рамках урока литературы - ответственная задача для преподавателя, так как требуется подыскать отрывки, отражающие, с одной стороны, наиболее важные события, повлиявшие на формирование литературного таланта писателя, а с другой - знакомящие с писателем как человеком, имевшим определённые привычки и особенности. При работе с подготовленным классом можно использовать приём нарушения последовательности событий, тогда учащимся придется кроме постановки, применить аналитические умения для того, чтобы восстановить происходящие события в хронологической последовательности.

III. Представление результатов работы в мини-группах.

Начало постановки открывается сценой из жизни Замоскворечья - района, давшего начало столичной купеческой размеренности и прочным традициям. Оживают на сцене благостные картины достатка и благополучия, в котором жила семья Островских благодаря положению отца Николая Федоровича. На стуле маленький Александр за чтением книг в большой библиотеке отца, где вслух над книгой он клянется себе стать писателем. Его размышления прерывает ласковый голос мачехи, шведской баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин, зовущей детей к ужину. Учащиеся эмоционально передают заботу, которой она окружила детей, занимаясь их обучением и развитием. Постановка данного эпизода помогает учащимся проанализировать, какое важное значение имеют впечатления, полученные человеком в раннем детстве. При желании они могут включить в мини-постановку, помимо семейного вечера за чтением книг, неторопливую беседу за самоваром.

Также заслуживающим внимания эпизодом в биографии Островского можно считать первую публикацию комедии “Свои люди — сочтёмся!” (первоначальное название — “Несостоятельный должник”), которая принесла начинающему драматургу литературную известность. Отрывок, посвящённый литературному дебюту драматурга, выглядит так:

"Литературную известность Островскому принесла комедия “Свои люди — сочтёмся!” (первоначальное название — “Несостоятельный должник”), опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина “Москвитянин”. Под текстом значилось: “А. О.” и “Д. Г.”, то есть Дмитрий Горев-Тарасенков, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество. Это сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником больших неприятностей, поскольку дало его недоброжелателям повод обвинить его в плагиате. Однако пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И.А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось “начальству”; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.

Действующие лица: Александр Островский, Дмитрий Горев-Тарасенков, московские купцы, Николай I".

На импровизированной сцене предстают Дмитрий Горев-Тарасенков, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество, и сам Александр Николаевич, друзья радостно обнимаются при известии о том, что их комедию опубликовали в столичном журнале "Москвитянин". Спустя миг врывается "влиятельное московское купечество", обиженное за своё сословие и выступающее с громкими жалобами на плагиат и требованиями наказать нерадивого автора. Заканчивается сценка словами ученика, предстающего в роли императора Александра II (его мы узнаем по бумажной короне на голове), широким жестом и личным указом допускающего пьесу к постановке.

В этом эпизоде ребятам убедительно удаётся передать проживание молодым автором ситуации первой неудачи. Вместе мы делаем вывод, что начало литературного пути часто омрачается неприятными событиями, однако не стоит отчаиваться, потому что в конечном итоге истинный талант и упорный труд всегда бывают вознаграждёны по заслугам (воспитательный момент урока).

IV. Интеграция учебного материала.

Центральным становится эпизод, повествующий о расцвете творчества Островского. Кроме оживших героев пьес, любимых режиссерами на протяжении не одного столетия, на сцене проходит заседание Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным руководителем которого Островский был до самой смерти.

В этом эпизоде настает момент интеграции, вступает преподаватель музыки, рассказывающий ребятам об одной из самых популярных пьес драматурга, положенной на музыку Н. А. Римского-Корсакова - "Снегурочка". Звучат отрывки оперы, преподаватель спрашивает, какое впечатление она вызывает у ребят. Одним из заданий становится словесное описание прослушанного отрывка (эпизод рождения Снегурочки) с использованием изученных средств художественной выразительности (тропов), развивающее навыки связной речи учащихся. Учащиеся делают вывод о том, что сюжет гениального произведения порождает не менее гениальную музыку.

V. Подведение итогов урока.

Разыграв, таким образом, ключевые моменты биографии Островского и сделав основные записи в тетрадях, учащиеся вместе с учителем подводят итог уроку, что талант великого русского драматурга зародился еще в детстве, он начался с интереса к русской литературе. В дальнейшем этот интерес трансформировался в воплощении купеческих характеров в пьесах. Воссоздавая яркие образы купеческого замоскворечья, Островский навсегда запечатлел целый пласт русской национальной культуры, его традиций и устоев.

VI. Домашнее задание.

По выбору преподавателя учащимся дается задание прослушать отрывок оперы и словесно его описать (например, эпизод гибели Снегурочки), отметив при этом, какие средства художественной выразительности могли бы передать в словах драматизм музыки, созданной композитором.

Таким образом, опыт применения игровых технологий на уроках литературы и интеграция учебного материала с другими дисциплинами существенно повышают потенциал усвоения учащимися на уроке литературы биографического материала. Это достигается за счёт соблюдения следующих принципов:

С одной стороны, наличие минимума правил, отражающих содержание игры, логическую временную последовательность ее развития, с другой - свобода в выборе формы подачи материала для одноклассников.

  • Наполнение учебного материала личностным смыслом.
  • Развитие коммуникативных навыков при работе в мини-группах.
  • Творческий, в значительной мере импровизированный, характер учебной деятельности.
  • Эмоциональная приподнятость дух здорового соперничества.
  • Развитие аналитических навыков по отбору необходимого для постановки материала.

Использовать описанный подход в качестве дополнения к традиционному изучению биографии на уроках литературы значит разнообразить свой методический арсенал альтернативными технологиями и повышать качество педагогического процесса.

Литература

  1. Гончаров И.А. Собр. соч., т. VIII, Гослитиздат, М. 1955, стр. 491.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М. Народное образование, 1998 г. 256 с.
  3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для 
    учителя. – М: Вита-Пресс, 2006 – 112 с.