Литература
-
Успешные педагогические практики проведения внеурочных занятий в 5–11-х классах. Формирование функциональной грамотности: лучшие педагогические практики 2024
Внеурочное занятие проводится в рамках программы по внеурочной деятельности, направление «Проектно-исследовательская деятельность», является вводной частью системы занятий по изучению нового материала в разделе «Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике». Целью занятия является развитие читательской грамотности, которая рассматривается как составляющая развития функциональной грамотности. Занятие строится на основе использования технологии проектной деятельности, которая позволяет каждого ученика вовлечь в активную самостоятельную и коммуникативную деятельность. Создание буктрейлера – проектная работа, которая осуществляется в условиях школьного музея и предполагает использование музейного экспоната. Создание буктрейлера рассматривается как методический инструмент и дидактический прием повышения интереса школьников к чтению, а использование ресурсов школьного музея позволяет успешно интегрировать учебную и воспитательную работу.
-
Мастер-класс: "Методы и приемы инновационных технологий на уроках литературы в 5–6-х классах" 2024
Использование инновационных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.
-
Урок-пролог по литературе в 11-м классе (технология критического мышления) на тему «Маяковский! Такая боль! Маяковский!..» 2024
Цели урока: высветить личность поэта как трагическую фигуру в поэзии ХХ века, века социальных перемен, открытий; В.Маяковский как феномен нашей литературы (рождением своего времени он не мог не стать выразителем этого времени, в этом и есть трагизм поэта).
-
Система вопросов к рассказу "Свой человек в прошлом" из цикла К.Булычева "Девочка, с которой ничего не случится" 2024
Представлены вопросы к рассказу "Свой человек в прошлом" из цикла К.Булычева "Девочка, с которой ничего не случится".
-
Использование современных игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности преподавателя русского языка и литературы (5–8 классы) 2024
Опыт многолетней практики показывает, что квест – это уникальная форма работы на уроках и во внеурочной деятельности, которая может быть использована на любом предмете. Именно он является актуальной формой на настоящее время, так как современный школьник отличается особым восприятием информации и работы с ней. Квест предполагает поиск информации, решение поставленной задачи, формирует необходимые навыки: умение работать в команде, скорость принятия единого решения, умение работать с шифровкой, дешифровкой текстов любого типа.
-
Литературная игра в 11-м классе "Своя игра". Итоговый урок 2024
Разработка представляет собой урок, который проводится в конце учебного года в 11-м классе (учебник «Литература. 11 класс» под редакцией В.П.Журавлева). В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция игроков. Роль учителя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.
-
Художественный текст как основа формирования коммуникативной компетенции, читательской грамотности обучающихся 2024
Цель: способность формированию читательской грамотности, коммуникативной компетенции школьника через развитие его языковых способностей, творческого мышления, исследовательских умений, овладение культурой речевого общения.
-
Автономное обучение как средство мотивации к самостоятельному поиску знаний 2024
Цель работы: развивать личность в процессе усвоения образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Для достижения цели учитель должен осуществить правильный выбор процессов, методов, средств побуждения учащихся, привлекающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования; предусмотреть комфортную среду для ученика; осуществить подбор дидактического материала, позволяющего, кроме достижения учебных задач, развивать творческие способности ученика. Задачи это непростые, их реализация требует высокого уровня подготовки, мотивации самого учителя, но результат оправдает затраченные усилия, т.к. все, что обучаемый делает с интересом, осознавая значимость своих действий, приводит к лучшим результатам, например лучше запоминает материал, т.к. самостоятельно определяет то, как он это сделает наилучшим образом для себя.
-
Тест М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Глава Бэла 2024
Представлены два варианта теста по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Глава «Бэла».
-
Методическая разработка урока литературы для студентов 1 курса СПО направления 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» по теме "Я тоже была..." (о личности и судьбе Марины Цветаевой) 2024
Цели урока: определить основные этапы жизни и творчества поэта, выяснить, что привело к трагическому концу; систематизировать лекционный материал, развивать литературоведческий навык художественного чтения поэтического произведения, умение сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал; воспитывать интерес учащихся к личности и творчеству М.И.Цветаевой, формировать эстетический вкус обучающихся, реализовав межпредметные связи – литературу и музыку.
-
Литературное образование и литературное развитие младших школьников 2024
Значимость уроков чтения и литературы в школе состоит в том, что на них в комплексе решаются познавательные и воспитательные задачи, расширяются знания детей об окружающей действительности, формируется мировоззрение, положительные моральные качества, происходит умственное и эстетическое развитие ребенка, овладение основами самостоятельного приобретения знаний из книг и т.п. На уроках решаются и развивающие задачи: развитие речи (обогащение и активизация словарного запаса, выработка умения воспринимать чужую речь в устной и письменной форме, умения выражать свои мысли), мышления (воссоздающее, творческое, логическое) младших школьников.
-
Звуки [г], [г’], буквы Гг 2024
Цель урока: систематизировать знания о букве "Гг" и звуке "г", совершенствовать навыки чтения.
-
4-й класс. Литературное чтение. Урок внеклассного чтения. В.Астафьев "Васюткино озеро". Тест 2024
Представлен тест по литературе в 5-м классе по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро".
-
«Горжусь местом, в котором живу!» (ко Дню станицы Новомарьевской) 2024
Цель мероприятия: познакомить ребят с историей станицы Новомарьевской. Задачи: расширение кругозора учащихся, привитие любви к малой Родине, воспитание патриотизма.
-
Слово о полку Игореве 2024
«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. Автор неизвестен. Написано не позднее 1 сентября 1200 года о событиях 1185 года.
-
Виды чтения в начальной школе 2024
В статье рассматриваются психолого-педагогические проблемы современного образовательного процесса в условиях модернизации общего образования, с которыми сталкиваются педагоги и обучающиеся. В процессе общения у подростков возникают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогики. Целью данной работы является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков средствами социальной педагогики.
-
Литература и медицина в жизни А.П.Чехова 2024
Представлена презентация для проведения викторины по теме "Литература и медицина в жизни А.П.Чехова".
-
Литературный вечер, посвящённый Всемирному дню поэзии. «Мы цепи таинственной звенья…» 2024
Литературный вечер – одна из форм внеурочной работы по предмету, которая повышает интерес к изучению литературы, воспитывает чувство любви и уважения к ней. Это, пожалуй, одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе, которая в большей степени развивает творческие способности учащихся (навыки выразительного чтения, театрального мастерства и т.д.). Данный литературный вечер приурочен к Международному Дню поэзии 21 марта.
-
Уроки словесности в контексте ситуативной педагогики: твори, дерзай и увлекай 2024
Классическая русская литература формирует в каждом человеке любого возраста стандарты морального поведения. Кроме того, как считает нейролингвист Т.В.Черниговская, сложная литература формирует сознание, а также вырабатывает алгоритмы сложного думания. Мозг пластичен в любом возрасте, он образовывает новые нейронные связи до конца жизни. Приобщать детей в школе к вдумчивому чтению очень важно. Работа учителя нацелена на то, чтобы ребёнок приходил на урок с желанием познать новое, полезное лично для него. Поэтому очень важно учителю самому внимательно прочитать и пережить идею анализируемого текста, языковой материал, подумать до урока над тем, как подавать знания, чтобы дети заинтересовались.
-
Сценарий проведения встречи в литературной гостиной "За сказкой сказка". Тема "Если сказка в дверь стучится..." 2024
Встреча в Литературной гостиной «За сказкой сказка» «Если сказка в дверь стучится…» предназначена для учащихся 2–4-х классов. Данный материал адресован педагогам-организаторам детского досуга, педагогам дополнительного образования детей, учителям начальной школы и призван оказать помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий по литературе. Предлагаемый сценарий носит познавательный и развивающий характер.
-
История и литература – сокровищницы наших деяний (открытый интегрированный урок по истории, русскому языку и литературе). 2024
Цели урока: углубить и расширить знания о мифологизмах; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку; повторить древнегреческие мифологизмы, исторические факты, на которых они основаны.
-
Разработка кейс-заданий по литературе: дидактические материалы 2024
Одной из инновационных педагогических технологий, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного (компетентностного), метапредметного подходов является кейс-метод. Суть технологии состоит в том, что в основе её используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного, однозначного решения. Они должны проанализировать ситуацию, выявить проблему и предложить пути ее решения. Кейс-технология мотивирует учеников на деятельностную позицию, самостоятельность мышления, самореализацию. Кейс позволяет обеспечить метапредметный подход к изучаемому образовательному объекту и выход за пределы учебного предмета.
-
Учебное занятие "Если ты слеп и душа твоя глуха" (по рассказу Н.Носова "Кукла") 2024
Цели учебного занятия: обучающиеся должны раскрыть внутренний мир героя рассказа Н.Н.Носова «Кукла», его поступки; учиться находить нужную информацию из предложенного материала; высказывать свое мнение и доказывать свою позицию, планировать, распределять роли и обязанности в составе рабочей группы, контролировать и оценивать свою деятельность.
-
Формирование читательской грамотности обучающихся через внимание к слову 2024
Цель методики: разработка педагогического инструментария, направленного на формирование читательской грамотности обучающихся через овладение ими навыка работы со словом.
-
Основы смыслового чтения и работа с текстом (из опыта работы) 2024
Рабочая программа учителя по внеурочному курсу «Смысловое чтение» для 5–7-х классов разработана на основе нормативно-методических документов, представленных в Рабочей программе по Смысловому чтению на ступень основного общего образования, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и является авторской. Программа является актуальной, так как развивает навыки работы с текстом, позволяет ребенку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и истории, физики и биологии, русского языка и литературы, формирует функциональную грамотность.
-
Презентация "Слово о Н.М.Карамзине" 2024
Творческое наследие Николая Михайловича Карамзина способствует воспитанию патриотических чувств у учащихся. Материал можно использовать не только на уроках литературы, но и на уроках истории.
-
Слово о Карамзине 2024
Творческое наследие Николая Михайловича Карамзина способствует воспитанию патриотических чувств у учащихся. Материал можно использовать не только на уроках литературы, но и на уроках истории.
-
Тематический вечер «И дети тоже победили в той войне!» 2024
Цель мероприятия: рассказать о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, о их самоотверженности, героизме; показать великую силу патриотизма в маленьких сердцах детей.
-
Литературно-музыкальная композиция "Несовместимы дети и война" 2024
Цели урока: воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ; воспитание чувства уважения к односельчанам, чье детство прошло под тяжелым бременем войны.
-
Презентация к уроку чтения "Викторина по сказкам" 2024
Представлена презентация к уроку чтения "Викторина по сказкам".