Применение современных приёмов и методов на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Сегодня очень важно понимать, что современный педагог должен не только знать различные дидактические методы, но и уметь пользоваться ими на уроке. В своей педагогической практике педагог сталкивается с некими трудностями. В чём особенность этих «трудностей»? Наверное в том, что при выборе того или иного метода обучения необходимо всё-таки, опираться на требования времени и потенциал учащихся. В недалёком прошлом зачастую можно было услышать, что использование компьютера на уроках возможно лишь на уроке информационных технологий. Но сегодня уже становится ясно, что ИТ предоставляют педагогу огромные возможности в различных отраслях педагогической деятельности, нам предлагаются современные и удобные средства для решения многих задач, в том числе и образовательных.

Сейчас, в сфере образования, идут значительные изменения как в содержании, так и в форме преподавания того или иного предмета. Почему это происходит? Наверное потому, что нынешнее общество предъявляет серьёзные требования молодому поколению. Вообще образование направленно на создание такой среды, которая способствовала бы развитию человека, вхождение его в наше современное и местами даже непростое общество. В настоящее время дополнительное или внеурочное образование в общеобразовательном учреждении активно внедряется. Одна из самых главных целей современной школы является возможность дать ребенку развиваться во всех отношениях: не только строго в рамках государственного стандарта, но и активизировать творческую составляющую личности. Каждый человек делает свой выбор, проявляет волю и своё «Я», старается раскрывать свои интересы и увлечения, занимается тем, что ему действительно интересно.

Эффективность применения ИТ для решения образовательных задач обусловлена следующими факторами:

  • разнообразие методов представления информации;
  • высокая степень наглядности и доступности усвоения материала;
  • возможность моделирования учебного процесса;
  • прекрасная возможность для организации коллективной исследовательской работы;
  • возможность дифференцированного подхода к работе учащихся в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересов и т.д.;
  • организация оперативного контроля и помощи со стороны учителя.

Вариативность обучения сейчас во многом зависит от использования ИТ на уроках и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Во время проведения уроков русского языка я использую различные методы и приёмы: Корзина идей, Диаграмма Венна, Карусель, Т-схема, Лэпбуки и многое другое.

Критическое мышление - это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.

Скорее всего актуальность данной системы обучения состоит в том, что учащиеся включаются в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Обучение, со стороны ученика, носит уже субъективный осознанный характер. Учитель, работающий в русле критического мышления, уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогу дается возможность приблизить учебный процесс к реальной жизни.

Педагогическую технологию определяют как:

  • Совокупность приёмов - область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Так давайте же разберёмся подробнее, что же эти методы и приёмы из себя представляют?

Метод - это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.

Прием - практический механизм применения образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности. Рассмотрим несколько из них.

«Корзина идей». Всем известно, что приём «Корзина идей» схожа с такими приёмами, как "Мозговая атака" и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы - и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения - без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":

  • Объявляется тема урока.
  • Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго - 2-3 минуты.
  • Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения - 3 минуты.
  • Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Необходимо постараться, чтобы ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.
  • Самое главное - это не критиковать ребёнка, а помочь ему не бояться выражать своё мнение.

«Диаграмма Венна» - это схема с пересекающимися кругами, которая показывает, как много общего имеют различные предметы или сравниваемые объекты. Для построения диаграммы Венна выбирают несколько групп объектов и размещают их в отдельных кругах, при этом в область пересечения кругов попадают объекты, совмещающие в себе свойства данных.

«Маска» - этот приём используется в основном для того, чтобы заинтересовать детей или даже заинтриговать. Таким образом все ребята концентрируют своё внимание на объекте, который скрывается под маской.

Приём «да - нет» Даны карточки с вопросами.

  • Ответьте на них (да- нет).
  • Затем сгруппируйте вопросы, касающиеся сегодняшней темы урока.

1. Орфография - это раздел науки, изучающий правильное правописание?

2. Является ли Нестор автором первого свода законов древней Руси ?

3. Т.п. отвечает на вопросы кому? чему?

4. «Отцы и дети» написал Пушкин?

5. Определение и дополнение- это главные члены предложения?

6. Основателем узбекского литературного языка является Алишер Навои?

Хотелось бы отметить, что, как известно, главный враг успешного учебного процесса - это монотонность и однообразие, рождающие скуку. И только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения, независимо от того, какой предмет вы преподаете, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность. Конечно, с течением времени, с периодом взросления некоторые из особенностей школьников в последующие годы сходят на нет, а другие чаще всего, меняют своё значение. Довольно сложно сегодня оценить значение проявляемых в детстве признаков способностей и, тем более, предвидеть их дальнейшее развитие. Часто в жизни отражается то, что яркие проявления дарований ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают дороги к верным на сто процентов, социально значимым достижениям в будущем. Но и вместе с тем не стоит оставлять без внимания ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам, ведь они могут указывать на предпосылки истинного таланта.

Я считаю, что выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И поэтому выбор педагогической технологии-сугубо индивидуальный выбор учителя.

Использованная литература

  1. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М., 1989.
  2. Лидман-Орлова Г.К., Пахнова Т.М. Новые формы организации обучения на уроках русского языка // Русский язык в школе, 1987, № 3. С. 3-9.
  3. Границкая А. С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.
  4. Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии, 1997.

Интернет-источники

  1. https://infourok.ru/
  2. https://mega-talant.com/biblioteka/primenenie-sovremennyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-88899.html
  3. https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-sovriemiennykh-tiekhnologhii-na-uro.html