Данный конспект основан на экологической сказке, написанной ученицей 11-го класса Рахматуллиной Ильнарой (теперь уже выпускницей ГБОУ ЦО №1486). Учитель может использовать эту сказку, может написать собственную или предложить такой вид работы сильному ученику 5-го класса (контролируя и направляя его деятельность). Также представленный урок может быть использован как тематический классный час, но уже без домашнего задания (начиная с четвертого класса).
Цель: Формировать экоцентрическое мировоззрение посредством фольклорного жанра.
Задачи:
Образовательные.
- Дать представление об экологических проблемах больших городов
- Учить классификации материала на основе представленных экологических проблем.
- Познакомить с путями решения экологических проблем.
- Познакомить с основными признаками жанра сказки.
Воспитательные.
- Продолжить воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать внимательное отношение к экологическим проблемам родного города.
- Воспитывать активную жизненную позицию в решении экологических проблем.
- Воспитывать уважение к чужому мнению при работе в группе
- Воспитывать интерес к сказке как фольклорному жанру.
Развивающие
- Развитие аналитических способ при классификации экологических проблем и анализе сказки.
- Развитие внимания при работе с текстом.
- Развитие творческих способностей при выполнении домашнего задания и работе в группе
Оборудование
- Текст сказки (у каждого ученика) (Приложение 1)
- Шаблон схемы для заполнения (Приложение 2)
- Презентация (Приложение 3)
- Материалы для аппликационного плаката (по количеству групп) (Приложение 4)
Предварительное домашнее задание (за 1-2 недели до урока): прочитать текст сказки и ответить на вопрос: от чего спасали города Вольт и Энергия?
Сильному ученику предлагается определить лексическое значение непонятных слов, а перед уроком выписать их на доске. Если класс сильный, он может составить кроссворд из этих слов и распечатать по количеству учеников в классе.
Ход урока
Этап «включения»
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о... Посмотрите на слайды. (Приложение 3)
- Что изображено на них?
- Что такое город?
- Какие «плюсы» и «минусы» города вы можете назвать?
На доске учитель выписывает названное в две соответствующие колонки. (Естественно, что дети назовут в той или иной форме экологические проблемы).
- Совершенно верно, вы правильно понимаете, что такое город и его особенности. И сегодня мы подробнее остановимся на таком серьезном «минусе», как экологические проблемы городов. Ведь нам здесь жить и нам решать, каким будет город завтра. А для того, чтобы разговор получился интересным, вы дома прочитали сказку «Как Вольт и Энергия город спасали». Но чтобы работа была продуктивной, посмотрим, все ли слова вам понятны. На доске выписаны слова из текста сказки, отобранные …..... .
- Знаете ли вы значение каких-либо из этих слов? (Если определение значения слов затруднено, учитель объясняет сам, если подготовленный ученик составил кроссворд, класс коллективно его разгадывает).
(Слова, которые могут вызвать затруднения: вольт, архитектура, бытовые отходы, инфекция, фильтр, кислотный цвет, цистерна, нефтепродукты, плакаты).
Первичное восприятие
- Кто главные герои сказки?
- Почему город, где жили Вольт и Энергия назывался Чистопрудным? Докажите текстом.
- По каким городам путешествовали герои?
- Как назывались эти города? Чем отличается название этих городов от названия родного города героев?
- От чего Вольт и Энергия город спасали? (Требовать монологическое высказывание, т.к. это домашнее задание).
Основная часть. Работа со схемами
- А теперь давайте подробнее остановимся на экологических проблемах, поднятых в этой сказке. Перед вами на партах схемы.
Рассмотрите внимательно экологические проблемы Соринска и Грязнилькина, представленные на рисунках. Какие это проблемы? (загрязнение воды, загрязнение воздуха, мусор)
Дети заполняют соответствующие колонки под рисунками.
- С какими из этих проблем вы сталкивались в нашем городе?
- Каковы последствия такого воздействия на природу? (проблемы со здоровьем, гибнут растения и животные, неприятные запахи и неэстетический вид)
- Почему «Как Вольт и Энергия город спасали» автор определил по жанру как сказку? (учащиеся называют признаки сказок: добро побеждает зло, четкое деление героев на положительных и отрицательных, статичность характеров, наличие фантастического).
- Вольт и Энергия - положительные или отрицательные герои?
- Почему вы считаете, что они положительные? (Совершали добрые дела, решая экологические проблемы)
- Как герои решали эти проблемы? Ответьте, опираясь на текст, и впишите в схему под соответствующей проблемой.
Творческая работа в группах
(3 группы)
- Итак, прочитав сказку «Как Вольт и Энергия город спасали» увидели, что экологические проблемы сказочного города и нашего города совпадают. Скажите, а как мы с вами, обычные городские жители, может участвовать в решении экологических проблем? (среди ответов будет и указание на агитационную работу).
- Я предлагаю вам сегодня изготовить плакаты, призывающие к охране окружающей среды. Вы разделены на 3 группы. Каждая группа получает свою тему: загрязнение воды, загрязнение воздуха, мусор. Также каждая группа получает одинаковый набор материала для аппликационного плаката, на котором вы можете сделать маркерами и фломастерами призывные надписи. Из набора вы выбираете только те картинки, которые соответствуют вашей теме. Свой плакат группа должна защитить. Работы мы с вами развесим на стендах нашего города.
Защита плакатов
Домашнее задание
Вариативно (ребенок сам выбирает понравившуюся форму):
- Сочинение сказки на экологическую тему
- Подбор фотографий «Экологические проблемы моего города»
- Составление брошюры «Экологические службы нашего города»
- Письменный ответ на вопрос: Почему нужно беречь окружающую среду.