Цель урока: понять черты мировоззрения А.П.Чехова на основе анализа языка его произведений, продолжить обучать анализу художественного текста.
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
- развивать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся чувство коллективизма, сплочённости;
- воспитание интереса к литературе.
Предметные:
- способствовать полноценному восприятию художественного произведения;
- проверить знание рассказа;
- формировать систему читательских умений.
Метапредметные:
- развитие речи и творческого мышления обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Тип урока: комбинированный с элементами интеграции
Методы урока: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: групповая, коллективная.
Используемые образовательные технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, групповая.
Предварительная подготовка:
- знакомство с биографией А.П.Чехова;
- чтение рассказов «О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник» (летнее чтение);
- предварительное задание для групп (работа со словарём, биографией писателя, историей создания рассказа).
Оборудование:
- mp3 - запись «Сладкие грёзы» П.И.Чайковского;
- использование сетевых ресурсов - посещение виртуального музея «Мелихово»;
- компьютер;
- медиапроектор.
УМК:
- Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч /В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
- Поурочное разработки по литературе. 8 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 8 кл.» / И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. - М.: «ВАКО», 2004.
- Человек творящий. В 2 ч.: Православные традиции в русской литературе XX века: метод. пособие/ И.П.Карпов. - М.: Дрофа, 2007
Организационная структура урока
I. Вхождение в тему урока
Вступительное слово учителя (обращение к сетевому ресурсу).
- Знакомо ли вам место, которое вы видите на экране? (Музей «Мелихово»)
- Кому принадлежит этот дом?
- Что вы знаете об А.П.Чехове? (сообщения учащихся)
- Какие рассказы А.П.Чехова вам уже знакомы?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «О любви».
Если для художника важны кисти и краски, для композитора - звуки, а что же важно для писателя? (Слово).
Через слово мы постигаем внутренний мир писателя, его мироощущение.
- Мы попытаемся понять, как Чехов работал со словом, как использовал средства выразительности для выражения своего отношения к героям рассказа.
II. Активизация познавательной деятельности учащихся
Вопросы классу:
- Что вспомнили о биографии писателя, что было уже знакомо из курса 6-7 классов?
(Ответы учащихся по домашнему заданию)
- Что дома вы узнали об истории создания рассказа?
(Ответы учащихся)
- Что объединяет эти рассказы в трилогию?
(Герой, рассказчик - слушатель - действующее лицо; рассказ в рассказе; общий образ человека в «футляре». В центре произведения - один случай, который даёт возможность проследить историю жизни человека, за жизненной историей создаётся представление о характере современной жизни).
«Человек в футляре» |
«Крыжовник» |
«О любви» |
Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности. |
Футляр - усадьба - идеал покоя, бездумного существования, крыжовник - символ плотского, физиологического счастья. |
Футляр для чувства, для любви. Этот футляр до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности. |
III. Анализ художественного произведения
Слово учителя. Любовь для героев Чехова - всегда переломный момент. Полюбив, человек неизбежно прерывает привычное течение жизни, останавливается. Это время переосмысления, самосознания… полюбив, чеховский герой перестаёт быть человеком без лица, одним из толпы. Он внезапно обнаруживает свою индивидуальность, уникальную и неповторимую. Это человек очнувшийся, вступивший в духовную реальность. «Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть», - писал А.П.Чехов.
Но герой может устрашиться этой открывшейся ему бездны собственной души, испугаться внезапного превращения знакомого и уютного мира в мир сложный и непознаваемый. И тогда он отречётся от любви и самого себя.
Само течение жизни в чеховском мире противостоит любви: эта жизнь не предполагает чувства, противится ему. Драматически заканчивается этот конфликт в рассказе «О любви».
Этот рассказ мы будем анализировать.
Работа в группах.
- Вам сегодня предлагается снова поработать в группах. Это группы «ЛИНГВИСТОВ», «ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ», «БИОГРАФОВ».
- Рассказ назван «О любви». Что значит слово любовь? Группа «ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» дома работала со словарём и может дать определение.
Группа «ИССЛЕДОВАТЕЛИ» даёт несколько определений слова «любовь» из « Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова.
- Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
- Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
(Запись в тетради)
- В каком значении употребляет Антон Павлович Чехов это слово? (Сердечная привязанность двух героев рассказа (Алёхина и А.А.Луганович).
- Слово - это единство лексического и грамматического значения, мы с вами выяснили лексическое значение, назовите грамматическое. Вопрос группе «ЛИНГВИСТОВ».
«ЛИНГВИСТЫ» отвечают (Это существительное ж.р., 3 скл., Им.п.).
- В какой форме употреблено это существительное в заглавии? Как вы думаете, могло ли оно стоять в Им. падеже?
- Если оно стоит в Р.п., какие эпитеты вы могли бы добавить к этой форме о любви какой? (нежной, искренней, несчастной, запретной, скрытой)
- Мы с вами знаем, что в образе А.А.Луганович узнала себя писательница Л.А.Авилова, которую когда-то связывало нежное чувство любви с А.П.Чеховым. Подчёркивая автобиографизм рассказа «О любви», И.Бунин писал о Чехове и Лидии Алексеевне Авиловой: «Да, одиночество его было велико. Он знал всё о своей болезни, любил Авилову, боялся за неё; любя, оберегая её, не хотел разрушать семью, зная, какая она мать». Так серьёзно, благородно и несчастно было в жизни. Так же и в рассказе.
Группа «БИОГРАФОВ» подготовила сообщение об истории создания рассказа.
Группа «БИОГРАФОВ» зачитывает выразительно на фоне музыки Чайковского отрывок из текста («Мы подолгу говорили, молчали, но мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали её робко, ревниво. Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим. Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвёт счастливое течение жизни её мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда я мог увести её? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если б я, например, боролся за освобождение родины или был знаменитым учёным, артистом, художником, а то ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь её в другую такую же или ещё более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто если бы мы разлюбили друг друга?») Рассказывают об истории писем Авиловой и Чехова.
- А теперь мы обратимся к тексту самого рассказа, и каждая группа получит задание для лингвистического эксперимента, ведь мы с вами сегодня - в творческой мастерской писателя.
- Задание для группы «ЛИНГВИСТОВ»: Найдите в рассказе Алёхина о жизни в деревне «Я живу в Софьине и занимаюсь хозяйством уже давно…» слова из разных пластов лексики (просторечные слова, пословицы, книжные слова). Ответьте на вопрос: «Как характеризует Алёхина его речь?»
- Задание для группы «ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»: определить, какие предложения повторяются в этом отрывке (рассказ Алёхина о своих чувствах к Анне Алексеевне «Я был несчастлив…») и с какой целью писатель так часто использует этот приём. (Записать 2-3 предложения, подчеркнув однородные члены предложения). Найдите повторяющиеся союзы, попробуйте прочитать предложения без них. Что изменилось в тексте?
- Задание для группы «БИОГРАФОВ»: найдите и выпишите цитаты, подтверждающие, что Алёхин и Анна Алексеевна были глубоко несчастны (по 2 примера); ответить на вопрос: «Какими вопросами задаются герои рассказа?»
Отчёты групп о проделанном задании с записями в тетрадях.
- «ЛИНГВИСТЫ»: «Речь Алёхина богата, выразительна, правильна. Писатель в его речи использует просторечные слова: «спаньё», «бабы», «в один присест»; пословицу: «Не было у бабы хлопот, так купила порося». Всё же в речи героя больше книжных слов: «трактовать», «поэтизировать», «индивидуализировать». Из этого можно сделать вывод: перед нами образованный, культурный человек, но жизнь в деревне меняет не только его «культурные привычки», но и речь».
- «ИССЛЕДОВАТЕЛИ»: «В отрывке много предложений с однородными членами предложения, что придаёт особый ритм повествованию. В предложении: «И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней…» повторяется сочинительный союз «и» и если его опустить меняется эмоциональная окраска в предложении. Ведь писатель подчёркивает неотвратимость мысли о любви к Анне Алексеевне».
- «БИОГРАФЫ»: «О том, что Алёхин был несчастлив, он прямо говорит в своём рассказе «Я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней…», «…о, как мы были с ней несчастны!». О чувствах героини мы узнаем лишь со слов Алёхина-рассказчика: «В последние годы Анна Алексеевна стала чаще уезжать то к матери, то к сестре; у неё уже бывало дурное настроение, являлось сознание неудовлетворённой, испорченной жизни, когда не хотелось видеть ни мужа, ни детей. Она уже лечилась от расстройства нервов».
Внутреннее благородство присуще Алёхину и Анне Алексеевне, они не способны переступить через семейные ценности. Чехов создаёт образы смиряющихся, страдающих людей. В случае высказанности любовных отношений, основанных на супружеской неверности, они всё равно были бы несчастны. Это уже сюжет и содержание рассказа «Дама с собачкой».
IV. Подведение итогов урока
- Как вы думаете, как сам А.П.Чехов относится к своим героям?
(Писатель симпатизирует главному герою, так как в произведении Алёхин изображен культурным, трудолюбивым, благородным человеком, ему жаль крестьянку Пелагею; он обязался выплатить долг отца за имение).
- Какое значение имеют картины природы в рассказе?
(Для понимания глубокого подтекста рассказа большое значение имеют картины природы. Эти картины оставляют впечатление величия, широты простора, гармонии, разнообразия в противоположность той жизни, которую ведут герои (Залитое лунным светом тянущееся на пять вёрст село; бесконечное поле, луга, холмы и река в далёкой перспективе… Это описание, как и в других чеховских пейзажах, приобретает субъективную окраску, так как проведено через сознание героя, на душевное состояние, настроение которого природа оказывает своё воздействие, заставляет его то почувствовать свою слабость, растерянность, скованность, то, раскрывая лучшие стороны его души, вызывает у него наслаждение красоты, чувство восторга, гордости родиной).
- Основной и неразрешимый вопрос в рассказе для героев: «Честна ли их любовь?»
В начале рассказа Алёхин пытается понять, как зарождается любовь: «До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть», всё же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешёнными».
Но существо вопроса - не только в тайне, а в своеобразии русского характера: «Мы, русские, порядочные люди, питаем пристрастие к этим вопросам, остающимся без разрешения ... когда любим, то не перестаём задавать себе вопросы: честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведёт эта любовь и так далее. Хорошо это или нет…» В данном суждении и его художественном решении Чехов наиболее последователен в верности своему принципу «объективности» - изображению того, что есть. Действительно, «честно или нечестно, умно или глупо» - это нравственные и религиозные вопросы о верности и измене, семье и жертве ради семьи.
- Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?
(В конце рассказа слышен душевный надрыв героя, горестный итог его размышлений: «…Я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предаёт себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс).
- Что помогло нам сегодня понять идею рассказа «О любви»? (Слово, которым мастерски владел Антон Павлович Чехов («Умею кратко говорить о длинных вещах»).
Мы с вами попытались заглянуть в творческую мастерскую писателя и понять, какие приёмы работы со словом использовал А.П.Чехов.
- Продолжите в тетради кратко предложение: «Сегодня на уроке я узнал(а) …»
V. Дифференцированное домашнее задание
- Напишите мини-сочинение «О чём заставил задуматься меня рассказ А.П.Чехова «О любви»?
- Найдите определение «психологизм» в литературоведческом словаре, запишите в тетрадь.