Технология оценивания образовательных достижений обучающихся 6-го класса на уроках литературы

Разделы: Литература

Класс: 6


Преподавание литературы в школе - процесс не только образовательный, но и глубоко эмоциональный, воспитывающий. В связи с этим особое значение имеет процесс оценивания учителем ребенка. Общеизвестной формой оценки являются показатели освоения школьной программы, выраженные в баллах по 5-балльной шкале. Такая отметка носит малую информативность, не позволяет фиксировать незначительные продвижения, иногда лишает шанса на успешное обучение. Определенные критерии выставления отметки на уроках литературы выработаны, но часто оценивание зависит от личности учителя, его индивидуальных требований. Оценка за устный ответ всегда индивидуальна. Выработаны критерии оценивания сочинений. Наиболее точна и, очевидно, эффективна отметка за тест, но не все знания литературного образования можно оценить при помощи тестовой технологии. Главная проблема сегодня - найти технологически приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся.

Современная методическая литература говорит об актуальности данной проблемы. Так, А.Б.Воронцов в книге «Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности» пишет: «Весьма существенно располагать такими критериями эффективности обучения, с помощью которых удается не только сравнивать ученика с другими, но, прежде всего, фиксировать динамику его индивидуального развития, т.е. сравнивать его с самим собой в разные периоды обучения, и тем самым оценивать его развитие как личности».

Результатом формирования УУД является способность и готовность школьников к самообразованию и саморазвитию. Среди регулятивных учебных действий находим:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозировние
  • Коррекция
  • Контроль и
  • Оценка - это выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технологии 1) продуктивного чтения и 2) оценивание образовательных достижений - учебных успехов.

Итак, цель технологии оценивания учебных успехов - развитие контрольно-оценочной самостоятельности.

Оценка и самооценка в учебной деятельности должны осуществлять, во-первых, информативную и регулируемую обратную связь, чтобы давать информацию о достижении поставленных целей, во-вторых, использоваться как форма стимулирования учения. Важно сосредоточиться на том, что ученики знают, отмечать даже незначительные успехи учащихся.

В системе школьного оценивания основным является выделение ребенку его достижений. В системе оценивания функции текущих и итоговых оценок различны. При текущих оценках относительные показатели дают информацию об успешности ребенка по сравнению с самим собой. Итоговые оценки - абсолютные показатели, информирующие об успешности в ряду других детей. При новом подходе важно идти по пути сближения текущих и итоговых оценок.

Таким образом, функции оценки следующие: 1) способ осуществления обратной связи, 2) подкрепление (поощрение). Эффективность научения без них невозможна.

Какие технологии оценивания подготовки шестиклассников использую я?

  1. Первое важное правило, применяемое на уроках, - различия оценки и отметки. Оценка - это словесная характеристика результатов действия. Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы (цифровой балл). Учащиеся понимают, что оценить можно любые действия, предположения, догадки, но отметкой фиксируется только демонстрация умений по применению знаний. (Так, при изучении пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица» предлагается вопрос для обсуждения в группе: как могло случиться, что родители не заметили отсутствия детей в течение целого года? Почему в пьесе 12 картин? Чем удивительна ночь, в которую случились события?).
  2. По возможности учитель и ученик вместе в диалоге определяют оценку. Самооценка. Дети оценивают свои действия по алгоритму самооценки

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

  • 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
  • 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
  • 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
  • 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Например, при изучении баллады В.А.Жуковского «Светлана» предлагается исследовательская работа: сопоставление данной баллады с текстом Г.Бюргера «Ленора»

1. На уроке оценивается каждое задание в отдельности, а не урок в целом.( Например, при изучении баллады В.А.Жуковского «Светлана» предлагается проследить, как в эпическое повествование вплетается лирическое начало. Учащиеся продолжают примеры того, как голос автора включается в изображение Светланы:

Моя Светлана, молчалива и грустна, красавица,в ней душа как ясный день, милая Светлана, Ах, Светлана, что с тобой? Что же твой, Светлана, сон, прорицатель муки? Улыбнись, - моя краса и др. Данный вид задания позволяет использовать прием взаимопроверки ( в парах) и взаимооценивания с последующим комментарием по желанию, необходимыми исправлениями.

При изучении новой темы за выполненные задания оценка может ставиться по желанию учащегося, дается право пересдачи. Это связано с тем, что учащийся только овладевает умениями и знаниями темы, значит, имеет право на ошибку. Так, при изучении теоретико-литературного понятия «художественная деталь» (на примете текста К.Паустовского «Старик в станционном буфете») учащиеся находят в тексте: Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори.

Колючая щетина обычно бывает на второй-третий день после последнего бритья. Это говорит о том, что старик не следит за собой.

Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.

Описание непогоды имеет прямое и подтекстовое значение, описание душевного состояния.

Старик зашёл в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.

О чём может сказать эта деталь? Вероятно, старик - рыбак. Его жена умерла - иначе бы она залатала ему куртку. Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.

Вот, скорее всего, ради кого он живёт. Из близких существ у него осталась только собака.

Ученик не может отказаться от оценки за проверочную (по итогам изучения раздела) или контрольную работу, но имеет право пересдать 1 раз. Итоговая оценка и отметка (за четверть) - показатель уровня образовательных достижений, высчитывается как среднее арифметическое.

  1. Отметки выставляются в таблицу требований - рабочий журнал учителя.
  2. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности:
      необходимого, выполнение задания, с которым работали много раз.
    • программного, решение нестандартных заданий, где потребовалось применения новых, изучаемых в данный момент знаний
    • необязательный максимальный уровень -решение никогда не изучавшейся в классе задачи. Это сверх школьных требований, демонстрирует исключительные успехи ученика.

Педагогические приемы, помогающие формировать учебные действия контроля и оценки

1. Прием «задания-ловушки» - готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия. Узнай книгу по аннотации. Восстанови текст, вставив пропущенные слова._____________.________. Роман. - Архангельск.Сев.-Зап.кн.изд-во,1987.-638 с.

Широкоизвестный рассказ замечательного английского писателя переиздается к 85-летию автора.

Главный герой, целеустремленный, честный, преодолевает сложные жизненные испытания, доказывая, что счастье завоевывается в борьбе. Его девиз - «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Одним прототипом главного героя стал военный лётчик-истребитель Самуил Клебанов, героически погибший в 1942 году.

2. Прием «составление заданий с ловушками» - определение или видение возможных ошибкоопасных мест.

Прочитай описание каморки Герасима, восстанови авторский текст: Ему отвели над кухней СВЕТЛИЦУ; он устроил ее себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из БЕРЕЗОВЫХ досок на четырех чурбанах - истинно богатырскую кровать … под кроватью находился дюжий ЧЕМОДАН, в уголку стоял ШКАФЧИК такого же крепкого свойства…

3. Прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» - умение вычленять операционный состав действия. Составление ПИРАМИДЫ - основы для написания отзыва.

О вере.
Жизненная ситуация.
Лондон, 20 век
Встреча, сделка, встреча, прощение.
Бездушный Стильтон. Трудолюбивый сирота Ив.
В начале - грусть, в середине - тревога, в конце - радость.
Вера в свои возможности позволяет преодолевать любые препятствия.

Как прекрасен человек, имеющий высокую цель: учиться и учиться!

4. Прием «составление задания, подобному данному» - направлен на вычленение существенного в представленной задаче.

5. Прием «составление задания по схеме» - умение переходить от графического языка к словесному описанию. Учащиеся, используя схему - композиция построения рассказа - составляют задание. Например, определите роль экспозиции (пейзажной зарисовки) в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»)

6. Прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» - умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации.

7. Прием «создание «помощника» для проверки работы» - умение найти или изготовить себе помощника, с помощью которого можно точно проверить выполненное задание (Куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно). Так, схема - напоминание родов и жанров литературы и фольклора поможет при затруднениях вспомнить необходимый материал.

8. Прием «умные вопросы» - умение не просто определить дефицит своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «Я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю». Почему у героя произведения Викентия Вересаева «Состязание» художника имя Дважды - Венчанный, а у его ученика - Единорог? («Дважды-Венчанный» - это дважды отмеченный людьми как художник. Его ученик, Единорог. (Единорог - символ благородства.)

9. Прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий)

Таким образом, цель технологии оценивания достижений учащихся:

  1. Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний
  2. Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки
  3. Мотивировать ученика на успех, избавить от страха перед контролем, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.