Единица содержания - получить опыт участия в традиционных народных гуляниях.
Цель:
Обучающий аспект:
- познакомить учащихся с традициями святочных гуляний на Руси.
- научиться изготовлять маску для народного гуляния.
Развивающий аспект:
- развивать навыки выражать в творческой форме свои представления о характере персонажа народных гуляний;
- развивать образное мышление во взаимодействии с другими участниками гуляния;
Воспитывающий аспект:
- воспитывать интерес к русской народной культуре и ее традициям;
- воспитывать чувство общности и единства, умение взаимодействовать в коллективе.
Тип мероприятия: подготовительный мастер-класс и праздник в формате народного гуляния.
Сценарий мастер-класса по созданию традиционных русских масок для святочного гуляния
В ходе мастер-класса обучающиеся получают первичные представления о Святках как народном празднике и создают индивидуальные маски для дальнейшего использования их во время самого гуляния.
Часть 1. Вступление
Ведущий 1 (Слайд 1): Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Чтобы определить тему, давайте посмотрим видео…
(Включает видео по ссылке. Во время его просмотра ребятам предлагается отгадать тему урока. Затем на доске выводится название презентации к уроку: "Русский праздник Святки"
Ведущий 1: Кто из вас знает, что такое Святки?
Ответы учащихся.
Молодцы! (Слайд 2) Это праздник, который отмечают в период от Рождества до Крещения, т. е. с 8 по 18 января. Немного интересных фактов из истории этого праздника. (Слайд 3) Маски были призваны символизировать души ушедших, которые в честь праздника посетили землю. Потому ряженых угощали как следует, ведь от них, по старинным поверьям, зависел урожай, благополучие и так далее. Люди в масках вели себя достаточно вольно. Порой совершали такие поступки, которые в иных обстоятельствах никогда бы не позволили себе!
(Слайд 4): Ребята, вы знаете, кто такие ряженые?
Ответы учащихся.
Правильно! Ряженые - одетые в маскарадные костюмы люди, переходившие от дома к дому в соответствии со старинным святочным обрядом.
Часть 2. Раскрашивание маски к святочному гулянию
Ведущий 2 (Слайды 5-6): А сейчас вы сами сможете сделать себе настоящую маску для святок! Потом, она вам кое-где пригодится. Подходите, берите бумажку с номером и называйте его.
Берет карточки с номерами и корзину с масками. Ребята вытягивают и называют номера, определяющие их маски. Варианты шаблонов масок:
(Слайд 4): Ребята, вы знаете, кто такие ряженые?
Ведущий 2 (Слайды7-11): А вы знаете, что ваши маски - непростые. Они обладают волшебными свойствами. Маска медведя приносит богатство; маска козы - плодородие; коровы - долгую жизнь; старика/старухи - большой жизненный опыт; волка - силу; лисы - хитрость; оленя - грациозность; совы - мудрость; мышки - ловкость; зайчика - радость, барсука - трудолюбие.
Оба ведущих (либо вместе, либо по очереди) (Слайд 12): Ребята, перед вами лежат краски, кисточки и т.д. Предлагаем вам раскрасить ваши выбранные маски. Проявите всю свою фантазию и наслаждайтесь всем процессом!
Ребята раскрашивают свои маски до конца урока. Ведущие подсказывают и помогают им, если нужна помощь.
Алгоритм раскрашивания маски:
- Выбирается основной цвет фона маски. Он зависит от персонажа, передает его реалистичность.
- Пока сохнет основной фон, выбираются дополнительные, декоративные цвета, которым придаются значения и смыслы по желанию автора маски (они могут отражать настроение или характер маски. Например, красный платочек у старух - символ ее доброты и веселости).
- Продумываются декоративные элементы в образе маски (реснички, украшения в виде бантиков, прорисовка эмоций, например, улыбка - символ радости).
Часть 3. Итог работы (рефлексия)
Ведущие предлагают участникам мастер-класса показать получившуюся маску и рассказать о том, какая она по характеру и настроению, объясняя использованные цвета и детали образа.
Сценарий «Святочного гуляния» для учеников начальной школы
Учащиеся входят в класс, их встречают ведущие - скоморохи.
1. ВСТУПЛЕНИЕ
Ведущий 1:
Собирайся, народ,
В наш весёлый хоровод.
Ведущий 2:
Будем здесь играть, гадать
И гостинцы получать!
Ребята рассаживаются по группам, ведущие дают задание.
Ведущий 1:
Проверим ваши знания
И воспоминания…
Ведущий 2:
Чтобы встать в хоровод,
Отвечай нам, народ!
Задание: каждой команде нужно ответить на 3 вопроса, выбрав ОДИН правильный ответ.Представитель от группы даёт развёрнуты ответ.
ГРУППА 1
Вопросы:
1. Что такое "святки"?
а) праздник;
б) крещение кого-то;
в) название конфет из прошлого
2. Когда отмечаются "святки"?
а) это же конфеты!!!
б) 8-17 января;
в) весь январь
3. Почему ряженых угощают?
а) некуда деть запасы еды;
б) просто так;
в) от этого зависел урожай, благополучие и т.д.
ГРУППА 2
1. Что такое Рождество?
а) рождение Иисуса Христа;
б) что за бесполезные вопросы;
в) не относится к теме.
2. Когда отмечается Рождество?
а) 6-18 января;
б) 6-7 января;
в) в Новый год
3. Что делают ряженые?
а) ТОЛЬКО едят;
б) переходят от дома к дому, в соответствии с обычаями;
в) на чиле на расслабоне все праздничные дни.
ПЕРЕОДЕВАНИЕ: после ответов на вопросы ребята надевают костюмы и маски.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ребята становятся в круг
Песня для хоровода
Святки празднует народ!
Дружно встали в хоровод
(все останавливаются, поворачиваются, идут в другую сторону)
Мы по кругу идём,
Ряженых всех узнаём.
(все останавливаются)
Чудо чудится, - поднимаем руки
Клады светятся, - крутим кистями рук
Пусть всё крутится,- крутимся
Пусть всё вертится!
Ведущий 1 выходит в центр круга:
Ребята предлагаю отгадать загадки.
Ведущий читает ТОЛЬКО первую загадку, далее ребята, выходящие в центр круга, читают следующие загадки.
Ребёнок в маске говорит, кто он и что обозначает данная маска (характер)
Ведущие каждый раз повторяют качества масок, названные рабетями:
Запомним, что у нас лиса «весёлая»… Какой медведь, я не услышала…
В центре хоровода крутится маска с ведущим.
Все ребята в хороводе поют песню:
Мы по кругу идём,
Ряженых всех узнаём (ух…)
Загадки к маскам
КОЗЁЛ (КОЗА)
Он лохматый, бородатый,
Съел капусту всю, рогатый.
В хороводе здесь шагает,
Плодородье воплощает.
МЕДВЕДЬ
Он огромный, косолапый,
У него берлога есть.
Вместе с нами он поёт
И богатство в дом несёт
СТАРИК и СТАРУХА
Эти маски нам любимы,
Многому нас научили.
Как оладушки испечь.
И дрова подбросить в печь.
ЛИСА
Хитро улыбается
Рыжая красавица.
С нами вместе веселиться,
Все зовут её ____________
БАРАН
Зверь рогатый и упрямый,
С шерстью мягкой и кудрявой.
Он не будет отступать,
Даже может забодать!
СОВА
Очень умная она,
Ходит кругом голова,
Ей ума не занимать,
Будем вместе с ней играть
ЗАЯЦ
Ушки длинные у маски,
Бусинками у трусишки глазки,
Он, конечно, не герой,
Добрый и весёлый он.
МЫШКА
Этот маленький зверёк
Серенький и юркий,
Шуструю малышку
Называют ______________
ВОЛК
Он зубастый, злобно воет,
Серый.. И глаза горят…
В русских сказках знает толк,
Это сильный - сильный ___
ОЛЕНЬ
Как ветви у него рога!
Он благородный.
Он пятнистый.
Обходит сочные луга,
В жару идёт же в лес тенистый.
БАРСУК
Роет землю, словно плуг
Скромный труженик ______
Провести игру, когда будет отгадана загадка о КОЗЕ.
Ведущий 1:
Ой, коза - дереза!
Где коза ходит,
Там пшеница родит
Ведущий 2:
Где коза махнёт хвостом,
Там и рожь взойдёт кустом.
Ведущий 1:
Ты, коза, не сердись!
Всем ребятам поклонись!
Ведущий 2:
А мы дружно спляшем!
Ведущий 1 берёт КОЗУ за руку, ведёт в центр круга и начинает игру «Пошла коза по лесу…». Остальные идут по кругу и поют вместе с КОЗОЙ и ведущим.
КОЗА, Ведущий выбирают из круга других участников и так до тех пор, пока все не встанут в пары.
Когда все маски представлены, ведущие организуют повторение характеров масок.
Ведущий 2:
Маски разные у нас,
Масок целый дружный класс.
(Игра «снежный ком»: лиса - какая? Должны вспомнить качества МАСОК)
ГАДАНИЕ
Ведущий 1:
В хороводе всех узнали!
Ряженых мы угадали!
Ведущий 2:
А теперь пора гадать
И судьбу всем предсказать
Ведущий 1 берёт мешочек, в котором находятся предсказания.Каждый подшефный подходит к мешочку, вытаскивает ОДНУ бумажку и читает предсказание.
ПРЕДСКАЗАНИЯ
- Никогда не теряй терпения - это последний ключ, открывающий двери. ("Маленький принц")
- Вы просто подумайте о чем-нибудь хорошем, ваши мысли сделают вас легкими, и вы взлетите. ("Питер Пен")
- Главное- верить. Если веришь, то всё обязательно будет хорошо- даже лучше, чем ты сам можешь устроить. ("Приключения Тома Сойера")
- Если все время говорить "А что если…", то всю жизнь сиднем просидишь на месте. ("Чарли и большой стеклянный подъемник")
- Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. ("Маленкий принц")
- Если ты собираешься всю жизнь наблюдать, тогда ты увидишь, как вся жизнь прошла мимо тебя. ("Горбун из Нотер-Дама")
- Будь тем, кто ты есть, и говори то, что ты чувствуешь. Потому что те, кому это не нравится, не имеют значения. А те, кому имеет значение, это нравится. ("Кот в шляпе")
- Когда отправляешься на поиски счастья, становится не до мелочей. («Ходячий замок»)
- Бывает, что все, что тебе нужно - поговорить с друзьями. ("Все о Муми-Троллях")
- Все, что ты видишь и слышишь, в какой-то степени зависит от того, каков ты сам. ("Хроники Нарнии")
- - Я думаю, - сказала она негромко, - что сильнее всего - терпение. Потому что в конце концов терпение побеждает всё. ("Мэри Поппинс")
- Обещай мне, что ты всегда будешь помнить: ты храбрее, чем ты веришь, сильнее, чем тебе кажется, и умнее, чем ты думаешь. ("Винни-пухи и все-все-все")
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ часть
ВРУЧЕНИЕ ГОСТИНЦЕВ
Ведущий 2:
Мы желаем вам добра
Золота и серебра
Ведущий 1:
Чтобы вы здоровы были,
Двести лет на свете жили.
Ведущий 1:
Что за праздник без подарка?
Что за святки без колядки
Ведущий 2:
Чтоб подарочек иметь,
Песенку вам нужно спеть.
Ребята дружно исполняют новогоднюю песню.
Ведущий 1:
Вот вам, дети, угощенье!
Ведущий 2:
Не скупитесь, поделитесь!
ВМЕСТЕ:
Щедро всем распорядитесь!
Ведущие угощают участников святочных гуляний и прощаются с ними.
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И хвостиком подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.