Внеклассное мероприятие «Святочные гадания» (для учеников начальной школы)

Разделы: История и обществознание, Литература, Начальная школа, Классное руководство, МХК и ИЗО, Патриотическое воспитание, Мастер-класс, Конкурс «Национальные праздники и игры народов России»

Классы: 1, 2, 3, 4


Единица содержания - получить опыт участия в традиционных народных гуляниях.

Цель:

Обучающий аспект:

  • познакомить учащихся с традициями святочных гуляний на Руси.
  • научиться изготовлять маску для народного гуляния.

Развивающий аспект:

  • развивать навыки выражать в творческой форме свои представления о характере персонажа народных гуляний;
  • развивать образное мышление во взаимодействии с другими участниками гуляния;

Воспитывающий аспект:

  • воспитывать интерес к русской народной культуре и ее традициям;
  • воспитывать чувство общности и единства, умение взаимодействовать в коллективе.

Тип мероприятия: подготовительный мастер-класс и праздник в формате народного гуляния.

Сценарий мастер-класса по созданию традиционных русских масок для святочного гуляния

В ходе мастер-класса обучающиеся получают первичные представления о Святках как народном празднике и создают индивидуальные маски для дальнейшего использования их во время самого гуляния.

Часть 1. Вступление

Презентация

Ведущий 1 (Слайд 1): Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Чтобы определить тему, давайте посмотрим видео…

(Включает видео по ссылке. Во время его просмотра ребятам предлагается отгадать тему урока. Затем на доске выводится название презентации к уроку: "Русский праздник Святки"

Ведущий 1: Кто из вас знает, что такое Святки?

Ответы учащихся.

Молодцы! (Слайд 2) Это праздник, который отмечают в период от Рождества до Крещения, т. е. с 8 по 18 января. Немного интересных фактов из истории этого праздника. (Слайд 3) Маски были призваны символизировать души ушедших, которые в честь праздника посетили землю. Потому ряженых угощали как следует, ведь от них, по старинным поверьям, зависел урожай, благополучие и так далее. Люди в масках вели себя достаточно вольно. Порой совершали такие поступки, которые в иных обстоятельствах никогда бы не позволили себе!

(Слайд 4): Ребята, вы знаете, кто такие ряженые?

Ответы учащихся.

Правильно! Ряженые - одетые в маскарадные костюмы люди, переходившие от дома к дому в соответствии со старинным святочным обрядом.

Часть 2. Раскрашивание маски к святочному гулянию

Ведущий 2 (Слайды 5-6): А сейчас вы сами сможете сделать себе настоящую маску для святок! Потом, она вам кое-где пригодится. Подходите, берите бумажку с номером и называйте его.

Берет карточки с номерами и корзину с масками. Ребята вытягивают и называют номера, определяющие их маски. Варианты шаблонов масок:

(Слайд 4): Ребята, вы знаете, кто такие ряженые?

Ведущий 2 (Слайды7-11): А вы знаете, что ваши маски - непростые. Они обладают волшебными свойствами. Маска медведя приносит богатство; маска козы - плодородие; коровы - долгую жизнь; старика/старухи - большой жизненный опыт; волка - силу; лисы - хитрость; оленя - грациозность; совы - мудрость; мышки - ловкость; зайчика - радость, барсука - трудолюбие.

Оба ведущих (либо вместе, либо по очереди) (Слайд 12): Ребята, перед вами лежат краски, кисточки и т.д. Предлагаем вам раскрасить ваши выбранные маски. Проявите всю свою фантазию и наслаждайтесь всем процессом!

Ребята раскрашивают свои маски до конца урока. Ведущие подсказывают и помогают им, если нужна помощь.

Алгоритм раскрашивания маски:

  1. Выбирается основной цвет фона маски. Он зависит от персонажа, передает его реалистичность.
  2. Пока сохнет основной фон, выбираются дополнительные, декоративные цвета, которым придаются значения и смыслы по желанию автора маски (они могут отражать настроение или характер маски. Например, красный платочек у старух - символ ее доброты и веселости).
  3. Продумываются декоративные элементы в образе маски (реснички, украшения в виде бантиков, прорисовка эмоций, например, улыбка - символ радости).

Часть 3. Итог работы (рефлексия)

Ведущие предлагают участникам мастер-класса показать получившуюся маску и рассказать о том, какая она по характеру и настроению, объясняя использованные цвета и детали образа.

Сценарий «Святочного гуляния» для учеников начальной школы

Учащиеся входят в класс, их встречают ведущие - скоморохи.

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Ведущий 1:

Собирайся, народ,
В наш весёлый хоровод.

Ведущий 2:

Будем здесь играть, гадать
И гостинцы получать!

Ребята рассаживаются по группам, ведущие дают задание.

Ведущий 1:

Проверим ваши знания
И воспоминания…

Ведущий 2:

Чтобы встать в хоровод,
Отвечай нам, народ!

Задание: каждой команде нужно ответить на 3 вопроса, выбрав ОДИН правильный ответ.Представитель от группы даёт развёрнуты ответ.

ГРУППА 1

Вопросы:

1. Что такое "святки"?

а) праздник;
б) крещение кого-то;
в) название конфет из прошлого

2. Когда отмечаются "святки"?

а) это же конфеты!!!
б) 8-17 января;
в) весь январь

3. Почему ряженых угощают?

а) некуда деть запасы еды;
б) просто так;
в) от этого зависел урожай, благополучие и т.д.

ГРУППА 2

1. Что такое Рождество?

а) рождение Иисуса Христа;
б) что за бесполезные вопросы;
в) не относится к теме.

2. Когда отмечается Рождество?

а) 6-18 января;
б) 6-7 января;
в) в Новый год

3. Что делают ряженые?

а) ТОЛЬКО едят;
б) переходят от дома к дому, в соответствии с обычаями;

в) на чиле на расслабоне все праздничные дни.

ПЕРЕОДЕВАНИЕ: после ответов на вопросы ребята надевают костюмы и маски.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ребята становятся в круг

Песня для хоровода

Святки празднует народ!
Дружно встали в хоровод
(все останавливаются, поворачиваются, идут в другую сторону)
Мы по кругу идём,
Ряженых всех узнаём.
(все останавливаются)
Чудо чудится, - поднимаем руки
Клады светятся, - крутим кистями рук
Пусть всё крутится,- крутимся
Пусть всё вертится!

Ведущий 1 выходит в центр круга:

Ребята предлагаю отгадать загадки.

Ведущий читает ТОЛЬКО первую загадку, далее ребята, выходящие в центр круга, читают следующие загадки.

Ребёнок в маске говорит, кто он и что обозначает данная маска (характер)

Ведущие каждый раз повторяют качества масок, названные рабетями:

Запомним, что у нас лиса «весёлая»… Какой медведь, я не услышала…

В центре хоровода крутится маска с ведущим.

Все ребята в хороводе поют песню:

Мы по кругу идём,
Ряженых всех узнаём (ух…)

Загадки к маскам

КОЗЁЛ (КОЗА)


Он лохматый, бородатый,
Съел капусту всю, рогатый.
В хороводе здесь шагает,
Плодородье воплощает.

МЕДВЕДЬ

Он огромный, косолапый,
У него берлога есть.
Вместе с нами он поёт
И богатство в дом несёт

СТАРИК и СТАРУХА

Эти маски нам любимы,
Многому нас научили.
Как оладушки испечь.
И дрова подбросить в печь.

ЛИСА

Хитро улыбается
Рыжая красавица.
С нами вместе веселиться,
Все зовут её ____________

БАРАН

Зверь рогатый и упрямый,
С шерстью мягкой и кудрявой.
Он не будет отступать,
Даже может забодать!

СОВА

Очень умная она,
Ходит кругом голова,
Ей ума не занимать,
Будем вместе с ней играть

ЗАЯЦ

Ушки длинные у маски,
Бусинками у трусишки глазки,
Он, конечно, не герой,
Добрый и весёлый он.

МЫШКА

Этот маленький зверёк
Серенький и юркий,
Шуструю малышку
Называют ______________

ВОЛК

Он зубастый, злобно воет,
Серый.. И глаза горят…
В русских сказках знает толк,
Это сильный - сильный ___

ОЛЕНЬ

Как ветви у него рога!
Он благородный.
Он пятнистый.
Обходит сочные луга,
В жару идёт же в лес тенистый.

БАРСУК

Роет землю, словно плуг
Скромный труженик ______

Провести игру, когда будет отгадана загадка о КОЗЕ.

Ведущий 1:

Ой, коза - дереза!
Где коза ходит,
Там пшеница родит

Ведущий 2:

Где коза махнёт хвостом,
Там и рожь взойдёт кустом.

Ведущий 1:

Ты, коза, не сердись!
Всем ребятам поклонись!
Ведущий 2:

А мы дружно спляшем!

Ведущий 1 берёт КОЗУ за руку, ведёт в центр круга и начинает игру «Пошла коза по лесу…». Остальные идут по кругу и поют вместе с КОЗОЙ и ведущим.

КОЗА, Ведущий выбирают из круга других участников и так до тех пор, пока все не встанут в пары.

Когда все маски представлены, ведущие организуют повторение характеров масок.

Ведущий 2:

Маски разные у нас,
Масок целый дружный класс.

(Игра «снежный ком»: лиса - какая? Должны вспомнить качества МАСОК)

ГАДАНИЕ

Ведущий 1:

В хороводе всех узнали!
Ряженых мы угадали!

Ведущий 2:

А теперь пора гадать
И судьбу всем предсказать

Ведущий 1 берёт мешочек, в котором находятся предсказания.Каждый подшефный подходит к мешочку, вытаскивает ОДНУ бумажку и читает предсказание.

ПРЕДСКАЗАНИЯ

  1. Никогда не теряй терпения - это последний ключ, открывающий двери. ("Маленький принц")
  2. Вы просто подумайте о чем-нибудь хорошем, ваши мысли сделают вас легкими, и вы взлетите. ("Питер Пен")
  3. Главное- верить. Если веришь, то всё обязательно будет хорошо- даже лучше, чем ты сам можешь устроить. ("Приключения Тома Сойера")
  4. Если все время говорить "А что если…", то всю жизнь сиднем просидишь на месте. ("Чарли и большой стеклянный подъемник")
  5. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. ("Маленкий принц")
  6. Если ты собираешься всю жизнь наблюдать, тогда ты увидишь, как вся жизнь прошла мимо тебя. ("Горбун из Нотер-Дама")
  7. Будь тем, кто ты есть, и говори то, что ты чувствуешь. Потому что те, кому это не нравится, не имеют значения. А те, кому имеет значение, это нравится. ("Кот в шляпе")
  8. Когда отправляешься на поиски счастья, становится не до мелочей. («Ходячий замок»)
  9. Бывает, что все, что тебе нужно - поговорить с друзьями. ("Все о Муми-Троллях")
  10. Все, что ты видишь и слышишь, в какой-то степени зависит от того, каков ты сам. ("Хроники Нарнии")
  11. - Я думаю, - сказала она негромко, - что сильнее всего - терпение. Потому что в конце концов терпение побеждает всё. ("Мэри Поппинс")
  12. Обещай мне, что ты всегда будешь помнить: ты храбрее, чем ты веришь, сильнее, чем тебе кажется, и умнее, чем ты думаешь. ("Винни-пухи и все-все-все")

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ часть

ВРУЧЕНИЕ ГОСТИНЦЕВ

Ведущий 2:

Мы желаем вам добра
Золота и серебра

Ведущий 1:

Чтобы вы здоровы были,
Двести лет на свете жили.

Ведущий 1:

Что за праздник без подарка?
Что за святки без колядки

Ведущий 2:

Чтоб подарочек иметь,
Песенку вам нужно спеть.

Ребята дружно исполняют новогоднюю песню.

Ведущий 1:

Вот вам, дети, угощенье!

Ведущий 2:

Не скупитесь, поделитесь!

ВМЕСТЕ:

Щедро всем распорядитесь!

Ведущие угощают участников святочных гуляний и прощаются с ними.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И хвостиком подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.