А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Разделы: Литература, Конкурс «Классическая литература в современной школе»

Ключевые слова: А.С.Пушкин, А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»


Цели деятельности учителя: рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, об отношении его к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок; продолжить обучение выразительному чтению.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

  • знать о лицейских и детских годах жизни писателя, поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и Людмила»;
  • уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» и понимать идею произведения.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

  • Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
  • Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
  • Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
  • Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Вступительная беседа

Вопросы:

1. Какие народные и литературные сказки вы читали?

2. Чем отличается народная сказка от литературной?

Многие писатели в своем творчестве обращались к фольклору и создали на его основе чудесные литературные варианты произведений. Они смогли показать неумирающую ценность и красоту народного творчества, пробудили интерес читателей и желание вновь и вновь обращаться к народным литературным творениям. Вот имена этих людей и названия некоторых их произведений: В.А.Жуковский («Кот в сапогах»), А.С.Пушкин («Сказка о царе Салтане»), А.А.Погорельский («Черная курица»), М.Ю.Лермонтов («Ашик-Кериб»), С.Т.Аксаков («Аленький цветочек»), В.И.Даль («Про мышь зубастую да про воробья богатого»), В.Ф.Одоевский («Городок в табакерке»), М.Л.Михайлов («Два Мороза»), Н.А.Некрасов («Генерал Топтыгин»), К.Д.Ушинский («Плутишка кот»), М.Е.Салтыков Щедрин («Самоотверженный заяц»), Л.Н.Толстой («Как мужик гусей делил»), В.М.Гаршин («Сказка о жабе и розе»), Н.Г.Гарин-Михайловский («Попугай»), Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»), А.Н.Толстой («Царица-лягушка»), Н.Д.Телешов («Крупеничка»), М.Горький («Воробьишко») и другие.

II. Рассказ о жизни и творчестве Пушкина

Сердце России - Москва была родиной величайшего русского поэта. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. Со стороны отца - Сергея Львовича - он принадлежал к старинному, но захудалому дворянскому роду. Его мать - Надежда Осиповна - была внучкой Ибрагима, «арапа Петра Великого». Отец поэта живо интересовался литературой. У него была прекрасная библиотека, в которой были полно подобраны и русские писатели ХVIII века, и западноевропейские классики ХVII века и ХVIII века. В доме отца будущий великий поэт в детском возрасте видел и слушал многих известных русских писателей: Карамзина, Жуковского, Батюшкова. Умный и наблюдательный, мальчик много схватывал из бесед старших, тянулся к книге, рано заинтересовался литературой.

Сергей Львович, отец Пушкина, говорил про сына: «В самом младенчестве он показал большое уважение к писателям».

Воспитание детей в доме Пушкиных было поручено, как это было принято в то время в дворянских семьях, иностранцам гувернерам. Благотворного влияния на воспитание мальчика эти французы-гувернеры не имели. У Пушкина остались только «неприятные воспоминания о них».

На формирование характера и на умственное развитие ребенка большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал, с 1801 года жившая в доме Пушкиных, и няня Арина Родионовна Яковлева, которая, по рассказам сестры поэта, была «настоящей представительницей русских нянь, мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками». Эти две русские женщины своими рассказами и сказками учили мальчика русскому языку, вводили его в мир старины, народного быта и народной поэзии.

Богатые и разнообразные впечатления получал Пушкин и от прогулок по Москве, на которые он отправлялся со своим дядькой Никитой Козловым. Рано пристрастился Пушкин к книгам. Он жадно читал произведения, которые были собраны в библиотеке его отца, и, обладая замечательной памятью, многое усваивал наизусть. Русские писатели от Ломоносова до Жуковского, европейские классики, были прочитаны Пушкиным еще до поступления в лицей, куда он попал в двенадцать лет.

Чтение художественной литературы рано пробудило творческий дар будущего поэта. Он пробовал свои силы в разных жанрах: писал басни, стихотворения, написал поэму и комедию. Эти первые опыты Пушкина, к сожалению, не сохранились.

А.С.Пушкин - родоначальник русского литературного языка. Жизнь этого человека была недолгой, но, несмотря на все сложности, наполненной и плодотворной. 225 лет прошло с момента рождения великого поэта, а его стихи, поэмы, романы, повести, сказки продолжают радовать нас.

Свободолюбивая лирика становится одной из направляющих в творчестве поэта, приносит уважение читателей и недовольство властей. Его ссылают на юг, а затем в родовое имение Михайловское. Но это не сломило талантливого поэта, он продолжает работать. С детства слышавший народную речь и воспитанный на ее мудрости, ярком колорите и выразительности, Пушкин, как и раньше, заслушивается сказками няни. В одном из писем к брату в 1824 г. А.С.Пушкин писал: «...вечером слушаю сказки... Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

В одной из тетрадей поэта есть запись, сделанная со слов няни Арины Родионовны: «Что за чудо, - говорит мачеха, - вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот, вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб».

А теперь вслушайтесь в строки великого Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит...

III. Чтение статьи о писателе (учебник, с. 91-92).

Вопросы и задания учебника 1, 2 - «Размышляем о прочитанном».

IV. Чтение пролога поэмы «Руслан и Людмила» учителем (учебник, с. 93-94)

V. Беседа по вопросам (с целью выяснения художественных особенностей текста).

Вопросы и задания:

1. Какие произведения устного народного творчества вы вспоминаете, слушая пролог поэмы? («Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и другие.)

2. Словарная работа.

лукоморье

чредой

неведомые (дорожки)

мимоходом

невиданные (звери)

пленяет

…и дол видений полны...

темница

прихлынут

над златом чахнет

брег песчаный

…и мед я пил

витязь

поведать

3. Пролог разделен автором на две части. Первая составляет всего шесть строк.

1) Что изобразил поэт в этой части? (Описал, где и когда происходят события сказочного мира - время и место.)

2) Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? (Поэт любуется этой картиной, уверенный, что и читателю тоже нравится это описание.)

4. Вторая часть более объемна, герои сказочного мира описаны конкретно:

1) Как можно понять строки:

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя...

2) Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину.

3) Какая должна быть интонация при чтении?

4) С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие из употребления слова? (Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.)

5) Каким же должно быть чтение этих строк? (Чтение должно быть напевным, плавным, но вместе с тем должны присутствовать и интонации торжественности, таинственности.)

Чтение отдельных отрывков пролога, нахождение нужной интонации.

Апофеозом всей картины пролога становится строчка:

Там русский дух... там Русью пахнет!

Учащиеся чувствуют серьезность сказанного автором, все перечисленные чудеса, возможно, страшат их, но шутник Пушкин торопится всех успокоить. Мягкая шутливая концовка дает возможность улыбнуться над прочитанным. Итак, черта подведена: пролог заканчивается так же, как и народная сказка. Учащимся предлагается найти нужную интонацию для прочтения концовки.

VI. Выразительное чтение пролога поэмы учащимися

VII. Работа по вопросам учебника «Размышляем о прочитанном» (с. 94)

Рассматривание репродукции картины «А.С.Пушкин. У лукоморья дуб зелёный…» художников Б.Парилова и В.Дудорова. (См. форзац учебника.)

Домашнее задание:

  • пролог выучить наизусть;
  • прочитать «Сказку о мертвой царевне...».