Литература
-
Кейс-технология с применением интеграции литературы, русского языка и математики 2017
К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, - горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.
-
Тема сиротства в повести Айгиза Баймухаметова «Не оставляй меня, мама!» 2017
Проблема сиротства является не только социальной, но и педагогической. Дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей. Также эта проблема отражается и в литературе. В башкирской литературе немало произведений, посвященных теме сиротства. Но в последние годы все рекорды побила книга молодого прозаика Айгиза Баймухаметова «Не оставляй, мама!»
-
Творчество чувашского драматурга Николая Терентьева 2017
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством писателя-драматурга Н.Терентьева; дать представление о богатом драматургическом опыте Н.Терентьева; познакомить с персонажами и деталями трагикомедии «Пожарная лошадь».
-
Уроки литературы "Обзорное изучение романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»" 2017
Цель урока: познакомить учащихся с романом Чернышевского, продолжить формирование общего представления о русской литературе XIX века как едином процессе.
-
Пути исследования «спорных» произведений школьной программы (на примере романа И.А. Гончарова «Обломов») 2017
Всегда ли в художественном произведении чётко выражена авторская идея? «Положителен» или «отрицателен» персонаж? Как изучать творчество «объективных» писателей? Статья М.В.Осмоловского посвящена проблеме исследования художественных произведений, вызывающих дискуссии. Как выстроить в ходе уроков анализ «спорного» текста, показано на примере романа И.А.Гончарова «Обломов», изучаемого в 10-м классе.
-
Юрий Яковлев «Сердце земли» (опыт анализа эпического произведения) 2017
Предложенные тексты способствуют духовно-нравственному воспитанию младших подростков и старшеклассников, решают задачу социальной адаптации учащихся, стимулируют интерес к изучению классической, краеведческой литературы через современную проблематику, поиск ответов на личностно-значимые для учащихся вопросы-проблемы.
-
Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы 2017
В статье помещены материалы выступления на областной научно-практической конференции по теме «Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы». Одним из ведущих методов исследовательской деятельности является проектная технология. Цель проектного обучения – овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания.
-
Интегрированный урок по теме «Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек…» (по произведениям А.Платонова). 2017
Сегодня мы задумываемся о том, как сделать уроки литературы более эффективными, на какие произведения опираться, ведь только творческое сознательное чтение превращает анализ текста в естественную и непрерывную потребность. Не будем жалеть времени на глубокий анализ произведений писателей-гуманистов. И один из таких писателей – Андрей Платонович Платонов.
-
Урок литературы "А.Платонов «Неизвестный цветок»". 5-й класс 2017
На изучение творчества Платонова в 5-м классе отводится 2 урока «Неизвестный цветок» и «Цветок жизни». Поэтому посчитала, что должна прослеживаться логика перехода от одного произведения к другому. В первый урок должен быть включён и небольшой фрагмент биографии писателя, в котором бы отражалась и основная мысль произведения.
-
Литературная викторина "Умники и умницы" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 2017
Урок-игра «Умники и умницы» можно провести после изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в качестве проверочной работы для учащихся 8-го класса. Ребятам будет интересно вспомнить полюбившиеся страницы повести, подумать над нравственными вопросами, поставленными писателем. Возможно использование материалов данной разработки для проведения внеклассного мероприятия по литературе.
-
Обучение школьников созданию произведений в жанре сказки 2017
Формирование речевой культуры - одна из главных задач литературного образования. Программа 5-го класса требует совершенствовать навыки учащихся в работах повествовательного характера с использованием описания. Заканчивая тему «Сказки», мы проводим урок по обучению составлять собственные сказки. Речевые уроки включают в себя речеведческие и литературоведческие сведения, необходимые для формирования понятия о жанре речевого высказывания, коммуникативно-речевые задачи, игровые приемы.
-
Урок по роману М.Ю.Лермнотова "Герой нашего времени". Анализ эпизода "В погоне за Верой" 2017
Проблема прочтения текста является одной из центральных в филологическом образовании. Она становится все более актуальной, поскольку в обществе заметно снижается уровень культуры. Анализ эпизода требует от читателя большой творческой работы. Он должен воссоздать в своем воображении картины действительности, которую рисует автор с помощью поэтического слова, но при этом чувствовать присутствие автора, понимать его отношение к изображаемому, его мысли, чувства. На это и направлен урок литературы.
-
Урок литературы в 7-м классе "Н.А. Некрасов "Русские женщины. Историческая основа поэмы" 2017
Урок литературы по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» призван познакомить с исторической основой поэмы «Русские женщины», раскрыть величие, красоту души героинь поэмы – Трубецкой и Волконской, показать широту проблематики поэмы, способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Турнир знатоков «К барьеру!»" 2017
Внеклассное мероприятие по литературе для 9–11-х классов, посвященное жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова, разработано по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Цели: повысить интерес к изучаемому предмету; вызвать интерес к личности М.Ю.Лермонтова и его творчеству; выявить уровень свободного владения материалом; формировать у учащихся умение работать в творческой группе в поисковом режиме.
-
Урок внеклассного чтения "Я хочу в школу!" по книге А.Жвалевского и Е.Пастернак. 6-й класс 2017
Тип урока: урок-исследование. Цель урока: знать и анализировать содержание книги А.Жвалевского, Е.Пастернак, определять тему, идею, проблематику произведения, характеризовать образы главных героев, составлять глоссарий повести.
-
Лирика А.А.Фета и импрессионизм 2017
Цели урока: каждому десятикласснику совершить «открытие» - по-новому прочитать стихи А.А. Фета; подтвердить или опровергнуть мнение: «В лирике А.А. Фета присутствуют черты импрессионизма»; формировать умение работы в группе, применяя методику сотрудничества.
-
Диалог культур. Английские народные песенки в переводе С.Маршака (к 130-летию поэта, переводчика) 2017
Внеклассное мероприятие, посвященное 130-летию С.Я.Маршака, детскому английскому фольклору, мотивирует обучающихся к изучению литературы, английского языка, художественного чтения, издательского дела, что способствует формированию социокультурной компетенции учащихся 5–6-х классов. Обучающиеся знакомятся с творчеством С.Я.Маршака - мастера литературного перевода.
-
Великие художники и скульпторы эпохи Возрождения 2017
Цели урока: извлечение дополнительной информации из различных ресурсов; владеть всеми основными приёмами информационной переработки печатного текста; создавать высказывание по опорным словам; построение устного высказывания.
-
Викторина по стихам Аполлона Майкова 2017
Игра по творчеству А.Майкова построена по принципу викторины и предназначена для учеников 6–7-х классов. Для того чтобы ответить на вопросы викторины, учащиеся должны быть знакомы с творчеством поэта, хорошо знать содержание указанных стихотворений, обладать определёнными познаниями в области стихосложения и теории литературы (знать стихотворные размеры, способы рифмовки, изобразительно-выразительные средства).
-
Воображение как продукт творческой деятельности человека 2017
Развитие творческих способностей обучающихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от творческих способностей ученика в процессе мышления. Значительна роль воображения в творческом процессе. В настоящей работе сделана попытка осмысления проблемы воображения как продукты творческой деятельности человека.
-
Интегрированный урок (литература + биология) "Кто ты – подлец или герой? Злодей иль гений в жизни?" (по роману В.Дудинцева "Белые одежды") 2017
А если жизнь послала тебе такие испытания и ты оказался в этой железной трубе, где есть только два выхода – вперёд или назад, то что лежит в основе этих испытаний? Что делает человек, чтобы идти вперёд или назад? ВЫБОР. Что же является мерилом этого нравственного выбора? СОВЕСТЬ. Именно этому посвящён интегрированный урок по литературе и биологии.
-
Бинарный урок (литература + музыка) на тему "Былина о Садко. Берег цветущей земли". 5-й класс 2017
Данный урок основан на материале новгородской былины «Садко» и музыкальных фрагментах одноименной оперы Римского-Корсакова. В уроке используется «былинное стихотворение» А.К.Толстого «Садко». Данный урок помогает учащимся сформировать представление о новгородских былинах и об основном герое новгородских былин – Садко. Расширить читательский и музыкальный кругозоры.
-
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС 2017
В статье представлено сравнение традиционного урока и урока в соответствии с ФГОС. Кроме методических изменений рассмотрены те перемены, которые должны произойти в сознании учителя. Статью необходимо рассматривать в комплексе с презентацией, т.к. она иллюстрирует представленный материал и облегчает его понимание.
-
Литературная гостиная "Осень – чудная пора" 2017
Литературная гостиная - это приобщение к творчеству и миру великих поэтов, воспитание искусством, нравственное воспитание, воспитание культуры поведения. Такая форма развивает у детей желание читать книги, пробуждает интерес к родному слову. Темы, связанные с поэзией, становятся детям ближе и интереснее.
-
Литературная игра "Человек есть тайна" (итоговый урок по изучению творчества Ф.М.Достоевского). 10-й класс 2017
Цели урока: провести урок в форме литературной игры для подведения итога изучения творчества Ф.М.Достоевского в 10-м классе; формирование у учащихся целостного восприятия проблематики романа на основе сопоставления различных точек зрения; развитие умения сопоставлять, анализировать, аргументировать ответ; развитие творческих способностей и самостоятельности мнения; содействовать воспитанию и формированию гуманистических идеалов.
-
Семинар по творчеству И.С.Тургенева. 10-й класс 2017
Урок представлен в форме семинара. Такой вид работы предполагает предварительное знакомство учащихся с планом, по которому предстоит изучение художественного произведения (произведение должно быть прочитано заранее). План семинара может быть рассчитан как на один урок, так и на несколько (в зависимости от изучаемой темы).
-
Интегрированный урок (английский язык + немецкий язык + литература) "Праздник Пасхи в разных культурах". 6-й класс 2017
Цели урока: правильно произносить лексические единицы по теме и целесообразно использовать их в заданной речевой ситуации; совершенствование навыков техники чтения и аудирования, а также понимания прочитанной и услышанной информации; уметь анализировать художественный текст.
-
Образность как основа поэтической памяти народа (анализ языкового материала "Слова о полку Игореве…" 2017
Анализ языкового материала позволяет не только приблизиться к времени создания шедевра, но и дает возможность сопоставить летописный материал и произведение. Подробное изучение стилистических особенностей «Слова…» систематизирует знания учащихся в области теории литературы, жанровых характеристик, образной структуры, способствует развитию творческих способностей учеников при сопоставлении фраз на древнерусском и современном языках.
-
Бинарный урок (музыка + литература) на тему "Ф.Шопен. Гармонии задумчивый поэт". 5-й класс 2017
Учащиеся получают возможность глубже осознать взаимосвязь музыки и литературы, расширить представления о творчестве Ф.Шопена. Блочная структура урока соответствует требованиям ФГОС. Дети вместе с учителем определяют проблему и формулируют тему урока, выполняют задания различного уровня сложности, пользуются рекомендованными учителем электронными ресурсами.
-
Внеклассное мероприятие по литературному чтению по теме "Устное народное творчество". 2-й класс 2017
Для формирования читательской компетентности у младших школьников на уроках литературного чтения традиционно провожу театрализованные постановки. Как обобщение раздела «Устное народное творчество» предлагаю мини-спектакль «Делу – время, а потехе – час». Мы живём в многонациональной республике Башкортостан, поэтому при составлении использовала и материал учебника, и краеведческий материал, и материал собранный детьми в рамках проектной деятельности.