«Береги честь смолоду». Урок внеклассного чтения по роману В.А.Каверина «Два капитана»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Форма проведения: интегрированный урок.

Задачи урока:

  • Обучающие: учить правильно определять проблемы, поднятые в художественном произведении, анализировать поступки героев, формировать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал для ответа на вопрос.
  • Развивающие: способствовать развитию речи и образного мышления учащихся, их творческой активности.
  • Воспитательные: воспитывать лучшие человеческие качества: верность своему слову, честность в любви и дружбе, мужество в трудных жизненных ситуациях.

Оборудование к уроку:

  • Портрет В.А.Каверина.
  • Роман В.А.Каверина «Два капитана».
  • Презентация по теме урока.
  • Фрагменты видеофильма «Два капитана».
  • Географическая карта России.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

«Береги честь смолоду». Эту пословицу А.С.Пушкин взял в качестве эпиграфа к повести «Капитанская дочка». Сегодня эта народная мудрость является темой нашего урока, посвящённого изучению романа В. Каверина «Два капитана».

Не только вернуть этим словам их подлинный смысл, но и научить нас, людей 21 века, честности, порядочности, патриотизму и призван роман В.А.Каверина «Два капитана». Я с гордостью и волнением держу в руках эту книгу. С гордостью, потому что это один из моих  любимых романов, и я очень хочу, чтобы и вы тоже  полюбили его. С волнением, потому что это не просто роман, а  будущий юбиляр. В 2014 году ему исполнится 70 лет. Представляете, ребята, вот уже много  лет шагает себе и шагает по земле роман, а вместе с ним его главные герои, так полюбившиеся нам: Саня Григорьев, Катя Татаринова, Петька Сковородников, Валька Жуков. Не одно поколение молодых людей мечтало быть похожими на них, так же, как и они, отыскать свою неповторимую дорогу в жизни, встретиться с романтическими приключениями и любовью, отыскать свою Атлантиду.

3. Работа с тестом.

А сейчас давайте проверим, насколько внимательно прочитан роман. Для этого ответьте на вопросы теста ( по группам).

1. Как называлось судно, на котором Татаринов отправился в экспедицию?

А.  Шхуна «Святая Мария».
Б.   «Святая Екатерина».   
В.  «Святая Анна».

2. Как назвали остров, который открыл капитан Татаринов?

А.  Северная Земля.
Б.   Новая Земля.
В.   Большая Земля.

3. Как называлась болезнь Сани Григорьева?

А.   Глухота.
Б.    Немота.
В.   Слепота.

4. Как назывался город, в котором Саня Григорьев провел свое детство?

А.    Пинск.
Б.     Энск.
В.     Псков.

5. Каков девиз жизни капитана Татаринова и капитана Григорьева?

А.    Бороться и искать, найти и не сдаваться.
Б.    Тяжело в учении – легко в бою.
В.     Тише едешь – дальше будешь.

6. Какова профессия Сани Григорьева?

А.   Военный моряк.
Б.   Полярный летчик.
В.   Путешественник.

7. Кто научил Саню разговаривать?

А.   Тетя Даша.
Б.   Доктор Иван Иванович.
В.   Гаер Кулий.

8. Какой предмет оставил доктор на память Сане?

А.   Бинокль.
Б.    Пистолет.
В.   Стетоскоп.

9. Какие первые три слова произнес Саня?

А.   Ухо, мама, плита.
Б.    Рука, папа, дом.
В     Мир, дружба, солнце.

10. Какие клички были у Ромашова?

А.   Ромашка, Сова.
Б.    Фиалка, Филин.
В.    Рим, Ястреб.

11. Куда убежали из Энска Санька и Петька?

А.    Китай.
Б.    Иран.
В.    Туркестан.

12. Какой предмет познакомил Саню с Катей Татариновой?

А.   Термометр.
Б.   Лактометр.
В.   Газометр.

13. Чему учил Саньку Гаер Кулий?

А.   Читать.
Б.    Считать.
В.    Писать «попиндикулярные» палочки.

Молодцы, я вижу, что вы внимательно прочитали роман, ничего не упустили из виду.

А теперь вернёмся к теме урока.

4. Работа со словарями.

«Мы все реже задумываемся о чести, честности, человеческой порядочности… Очевидно, этим словам нужно вернуть их подлинный смысл», - сказал поэт Булат Окуджава.

Поработайте, пожалуйста, с толковым словарём С.Ожегова и В.Даля, дайте толкование этого слова. Запишите его а тетрадь.

1 группа

2 группа

3 группа

С.Ожегов

В.Даль

Ушаков

-) Обратите внимание на написание  слова  честолюбие (честь), а не чистолюбие (чистый).

5. Рассказ о главных  героях.

-) К какому герою романа в первую очередь относится эта пословица? (К Сане Григорьеву).

-) Почему для него так важно понятие «честь»?

(Рассказ о Сане и поисках экспедиции капитана Татаринова, начать с чтения письма из сумки утонувшего почтальона.

(Ч 1, гл.1 «Письмо. За голубым раком», стр.8 – 9. ч.1, гл. 10 «Тетя Даша», стр. 34)

-) Почему роман называется «Два капитана»? Можно ли считать, что только случай связал судьбы двух капитанов? (Рассказ о Татаринове)

-) Катя Татаринова

Вывод: Саня Григорьев и И.Л.Татаринов – люди ищущие, решительные, отважные. Им хорошо известны такие понятия, как долг, честь, и все поступки они совершают согласно этим качествам.

6. Выступление «юных географов». (См. презентацию)

-) Конечно, история капитана Татаринова – это художественный вымысел, но в русской истории были прототипы этого героя. О них нам расскажут «юные географы».

  • 1 группа – Брусилов,
  • 2 группа – Седов.

Вывод. Как видите, первооткрыватели Северной Земли люди мужественные, целеустремленные, жаждущие новых открытий, пренебрегающие опасностью, преданно служащие своей родине, честные и бескорыстные. Таков и герой романа капитан Татаринов.

7. «Отрицательные герои» романа.

Путь к разгадке тайны капитана Татаринова  и его пропавшей экспедиции будет нелегким, с бесчисленными препятствиями и опасностями, страданиями и разочарованиями, обидами и расставаниями.

Рано узнал наш герой, и что такое подлость. Вспомните, кто из героев романа произносит фразу: «Каждому охота схватить лакомый кусок…Но можно ли подобный кусок назвать обеспечивающим явлением – это вопрос»?

- Расскажите об этом герое.

Выступления учащихся с сообщениями:

  • 1 группа «Гаер Кулий»

-) Кого еще из героев романа можно назвать «любителями лакомых кусков», хотя они и не похожи на Гаера Кулия?

  • 2 группа  «Николай Антонович Татаринов»

Николай Антонович – заведующий 4 школой – коммуной, в которую определили Саню Григорьева. Он был неплохой заведующий, и воспитанники уважали его. Они приходили к нему с разными предложениями, и он внимательно выслушивал их. Сане Григорьеву он тоже сначала понравился. Но бывая у них дома, он замечал, что все к нему относились неважно, хотя он был ко всем весьма внимателен. Со всеми гостями, которые приходили к ним, он был любезен и весел. Саню он не любил и каждый раз, когда тот бывал у них, начинал его поучать.

Николай Антонович часто рассказывал о своем  брате, которому он оказывал  моральную и нравственную помощь, а тот оказался неблагодарным. Несмотря на приятную внешность, Николай Антонович был подлым, низким человеком. Об этом говорят его поступки. Он подговорил Ромашова подслушивать все, что о нем говорят в школе, и доносить ему. Он устроил целый заговор против Ивана Павловича Кораблева, желая выгнать его из школы, потому что ребята его любили и уважали и потому что он просил руки Марьи Васильевны, в  которую сам был сильно влюблен и на которой хотел жениться. Именно Николай Антонович повинен в гибели своего брата Татаринова: это он занимался снаряжением экспедиции и сделал все возможное, чтобы она не вернулась назад. Он всячески мешал Григорьеву вести расследование по делу пропавшей экспедиции. Более того, он воспользовался письмами, которые нашел Саня Григорьев, и защитился, стал профессором. Стремясь уйти от наказания и позора в случае разоблачения,  он подставил под удар другого человека, фон Вышимирского, когда были собраны все улики, доказывающие его вину. Эти и другие поступки говорят о нем как о человеке низком, подлом, бесчестном, завистливом. Сколько подлости он совершил в своей жизни, сколько ни в чем не повинных людей погубил, скольких людей сделал несчастными. Он достоин только презрения и осуждения.

  • 3 группа «Что за человек Ромашка».

С Ромашовым Саня познакомился в 4 школе – коммуне, куда его забрал Иван Павлович Кораблев. Их кровати стояли рядом. Мальчишки подружились. Сане не нравилось в Ромашове, что он все время говорит о деньгах, копит их, дает взаймы под проценты. Очень скоро Саня  убедился в подлости этого человека. Саня узнал, что по просьбе Николая Антоновича Ромашка подслушивал все, что говорили о заведующем в школе, записывал в отдельную книжку, а потом за определенную плату  доносил Николаю Антоновичу. Он рассказал ему и о том, что Саня слышал заговор педсовета против Кораблева и хочет обо всем рассказать своему учителю. В другой раз он грязно насплетничал Николаю Антоновичу про Катю и Саню, за что Катю отправили на каникулы в Энск, а Саню перестали пускать в дом Татариновых. Письмо, которое Катя написала Сане перед своим отъездом, также не дошло до Сани, и это тоже было делом рук Ромашки. Ромашка опустился до того, что рылся в чемодане Сани, желая найти на него какой – нибудь компромат. Чем старше становился Ромашка, тем больше становилась его подлость. Он дошел даже до того, что стал собирать документы на Николая Антоновича, своего любимого учителя и покровителя,  доказывающие его вину в гибели экспедиции  капитана Татаринова, и готов был  продать  их Сане в обмен на Катю, в которую был влюблен. Да что продать важные бумаги, он готов был хладнокровно  убить товарища детства ради исполнения своих грязных целей. Все поступки этого человека низкие, подлые, бесчестные.  Он чуть было не убивает Саню, который всю жизнь мешал ему.

Просмотр эпизода «Случай в лесу»

-)  Саня Григорьев выжил, он преодолел и это и множество других испытаний, выпавших на его долю. Благодаря каким качествам характера Сане удалось это сделать?

(Огромная сила воли, твердость характера, высокое чувство долга, упорство, настойчивость, целеустремленность, честность.)

8. Воспитание характера.

-) Расскажите, как воспитывал Саня волю и характер?

Каждая группа по очереди

(Еще в детстве он проявлял огромную силу воли и твердость характера. Для того чтобы научиться говорить, он много раз повторял слова, которые советовал ему говорить доктор Иван Иванович: кура, седло, ящик, вьюга, пьют, Абрам. И он научился  говорить. Отправляясь с Петькой Сковородниковым в Туркестан, он дает клятву: «Кто изменит этому честному слову – не получит пощады, пока не сосчитает, сколько в море песку, сколько деревьев в лесу, сколько с неба падает дождевых капель. Захочет идти вперед – посылай назад, захочет идти налево – посылай направо. Как я ударю моей шапкой о землю, так гром поразит того, кто нарушит это честное слово. Бороться и искать, найти и не сдаваться». Эта клятва много раз помогала ему в жизни преодолевать усталость и  страх, придавала силы и уверенности, стойкости и твердости духа.

Во время учебы в школе – коммуне Саня завоевал уважение старших товарищей за то, что не побоялся ударить Степу Иванова. Тот предложил начинать есть суп всем одновременно. Все были против, и только Валька Жуков и Саня Григорьев нашли в себе смелость возразить ему. За это коммунары выбрали самого маленького из них Саню председателем коммуны.  Уже тогда он развивал в себе  силу воли.

Однажды он читал «Записки охотника» И.С.Тургенева, и они показались ему скучными, но он заставил себя прочитать их до конца.
Он заключил с Ромашкой пари, что не закричит, когда тот полоснет ему по пальцам перочинным ножом, и не закричал.

Еще в детстве он столкнулся с несправедливостью, жестокостью, равнодушием, подлостью людей и понял, что нужно быть очень сильным, чтобы  противостоять злу и бороться  с ним.

Он выработал правила для развития силы воли:

  • спать как можно меньше, так как во сне отсутствует воля;
  • порядок дня определять с утра;
  • взять за правило вставать до звонка, бежать умываться, делать гимнастику перед открытым окном, умываться до пояса, читать;
  • что решено – исполни: решив стать летчиком, он занимается физической подготовкой, читает «Теорию самолетостроения»;
  • помнить цель своего существования: бороться и искать, найти и не сдаваться.

Учитель. Как видите, упорства и силы воли Сане не занимать. А какие качества Сани проявляются в случае с лактометром?

-) Чтение эпизода  «Случай с лактометром» в лицах.

(Т. 1, ч. 3, гл. 5, стр. 73 – 74)

Учитель. Какие же качества Сани проявляются в этом эпизоде?

(Умение отвечать за свои поступки, не перекладывать свою вину на другие плечи, не подставлять других,  ответственность, смелость,  любознательность. Эти качества понравились Кате Татариновой, и они подружились. Их дружба впоследствии переросла в любовь.)

Учитель. Сане Григорьеву очень повезло, что на его жизненном пути встретилось много честных, благородных людей. Расскажите о них.

  • Выступления учащихся:«Роль доктора Ивана Ивановича в судьбе Сани»
  • Иван Павлович Кораблев и его роль в судьбе Сани Григорьева

9. Обобщение.

Учитель. Давайте ещё раз обратимся к теме нашего урока: Береги честь смолоду. Как она соотносится с содержанием романа?

Слово учителя: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - это не только клятва Сани, но и девиз капитана Татаринова, который открыл Северную землю. Но открытие и гибель героя были неизвестны. А рассказал об этом людям другой капитан – полярный летчик Александр Григорьев, который считал своим долгом и честью найти останки этой экспедиции и  рассказать о ней людям.

10. Написание мини-сочинения.

Какое значение для вас имеет понятие «честь»?

  • Актуальны ли вообще слова «честь, честность, достоинство, порядочность» для нас, людей 21 века? Почему?
  • Когда, в каких жизненных ситуациях вы обращаетесь к этим понятиям?
  • «Бороться и искать, найти и не сдаваться» Этому девизу следовал Саня Григорьев. А вы в стремлениях всегда идёте до конца, не сдаётесь, не боитесь трудностей?

11. Чтение сочинений.