Серебряный век – период в истории русской культуры с 1890-х по начало 1920-х г.
Первым употребил выражение «серебряный век» поэт и литературный критик Н.A. Оцуп. Литература Cеребряного века - это символизм и течения, возникшие в диалоге и борьбе с символизмом: акмеизм и футуризм.
СИМВОЛИЗМ
Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России.
«Старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.
В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения: А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.
«Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
АКМЕИЗМ
Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями.
ФУТУРИЗМ
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.
Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего».
Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением.
Русская поэзия “серебряного века” явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.