Цель: продолжить работу по формированию навыков анализа лирических произведений, научив видеть скрытый смысл стихотворения, выявляя значение слов в контексте стихотворения.
Задачи:
- формировать умения обучающихся определять средства художественной выразительности текста, размер стиха, рифму, ритм; слышать звуковое многообразие поэтической речи;
- подготовить к написанию рецензии на лирическое произведение;
- воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование к уроку:
- Компьютер, экран, мультимедийный проектор
- На доске фотографии юного и зрелого поэта и эпиграф к уроку
На рабочих столах учащихся экземпляры текста, памятки для написания эссе на лирическое произведение- Компьютерная презентация, в которой представлены необходимые теоретические сведения и задания по тексту.
Эпиграф урока:
«Есть поэты, чьё творчество входит в наши сердца как бесценный дар,
с которым мы никогда не разлучаемся. Среди них – Александр Блок…»
М. Рыльский
Ход урока
1. Огрмомент – 1 минута
2. Вступительное слово учителя с целеполаганием – 2 минуты
Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания очередного шедевра. И нужно согласиться с Макси́мом Фадде́евичем Ры́льским, украинским поэтом, классиком украинской поэзии XX века, который сказал: «Есть поэты, чьё творчество входит в наши сердца как бесценный дар, с которым мы никогда не разлучаемся. Среди них – Александр Блок…». Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, и я надеюсь, оно останется у вас в памяти, написано юным Блоком, когда ему было всего 19 лет. Считая, что стихотворение не было столь идеально, поэт не печатал его и опубликовал лишь через 19 лет, за 2 года до смерти. Значит, совершенство этого произведения всё-таки было оценено уже зрелым поэтом. В чём же оно, это совершенство? На этот вопрос мы попытаемся ответить с помощью анализа, который поможет нам в написании эссе. (Запись в тетрадях темы урока)
3. Комплексный анализ стихотворения – 30 минут
У каждого из вас на столе находится текст стихотворения. Вы можете делать записи на заготовке, фиксировать что-либо из сказанного.
1. А теперь послушайте стихотворение Блока. Обратите внимание, каким настроением и чувством проникнуто стихотворение?
Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником.
Ночь теплая одела острова.
Взошла луна. Весна вернулась.
Печаль светла. Душа моя жива.
И вечная холодная Нева
У ног сурово колыхнулась.
Ты, счастие! Ты, радость прежних лет!
Весна моей мечты далекой!
За годом год... Всё резче темный след,
И там, где мне сиял когда-то свет,
Всё гуще мрак... Во мраке - одиноко -
Иду - иду - душа опять жива,
Опять весна одела острова.
2. Каким настроением и чувством проникнуто стихотворение?
Ответы: Вначале ощущается неясное предчувствие тревоги, печали, но настроение героя поднимается от воспоминаний о прошлом, когда было всё по-другому.
3. Как бы вы назвали это стихотворение? Какова его тема?
Ответы: Душа моя жива. Весна моей мечты. Воспоминание)
4. Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка?
Ответы: Темные, приглушенные тона, немного желтого, серебристого для изображения лунного света, его бликов на воде Невы.
А затем как будто свет солнечных лучей пронизывает всю картину, и, используя акварельные краски, можно нарисовать прозрачный воздух и воду вокруг зеленеющих островов. Такое ощущение появляется в конце стихотворения, что лирический герой вздохнул полной грудью весеннего тепла, вспомнил прошлое и шагнул в новую жизнь…
5. Значит, отсюда вытекает и основная мысль произведения. Какова она?
Ответы: Автор хотел показать оживление природы и вместе с ней и оживление воспоминаний, которые дали новые силы для продолжения жизни.
6. Работа с текстом
Молодцы! Вы настолько хорошо почувствовали состояние лирического героя и самого поэта, что максимально приблизились к разгадке произведение Блока.
А теперь пробуем проследить за сюжетом этого стихотворения. Обратим внимание на детали (В какой лирический ряд они включены?) и на синтаксический (Какой эффект достигается своеобразием синтаксических конструкций?).
7. Придумайте ассоциации к конкретным существительным I строфы, записывая их в тетрадь:
Ночь - темнота, тьма, бездна, пустота, тревога, одиночество
Острова - суша, одиночество, пустота, тревога
Луна - одиночество, полнота, тусклый свет, вечность
Весна - время года, ожидание, радость
Нева - река, холод, вечность, одиночество, пустота, тревога
- Что вы заметили? Какие ассоциации повторяются и почему?
Ответ: Одиночество, пустота, тревога. Только слово «весна» несёт другую смысловую нагрузку, противоположную. С её приходом даже «печаль светла» и «душа жива». В каждом ряду слышится предчувствие тревоги от необычности соединения двух поэтических образцов, весны и ночи, но это предчувствие имеет затушеванный контраст от прихода этого времени года.
Я предлагаю пойти вслед за автором и обратить ваше внимание на языковые средства, выписывая их в два столбика. Какие художественные тропы использованы автором? (Блок использует олицетворение и эпитеты)
Ночь одела Весна вернулась Нева колыхнулась |
Ночь теплая |
(«теплая» – эпитет приносит какое-то человеческое тепло, и от этого «Печаль светла», «Душа жива» (вспомните пушкинское: «печаль моя светла, печаль моя полна тобою…»), а олицетворение «одела» очеловечивает ночь, только «холодная Нева» вносит тревогу, потому ещё, что «сурово колыхнулась», видимо чем-то недовольна, олицетворение «вернулась» одушевляет весну, ведь она не пришла, не наступила, а вернулась).
- Какие предложения используются в первой строфе?
1 и 6 предложение распространённые, поэтому читаются тяжелее и медленнее, а 2 – 4 – нераспространённые, в них идёт констатация фактов)
Вывод: Жизнь неизменна, но мир природы и внутренний мир человека слиты воедино, но в и том и другом слышится тревога.
Следующая строфа начинается другими словами, которые мы выпишем в 2 столбика, определяя их смысловую нагрузку.
счастье |
приложения (начало, весна, мечты) |
след |
слова с переносным значением |
- Меняется ли интонация? Что мы чувствуем, читая эту строфу?
Ответ: Ощущается радость от мечты, хотя далекой, от воспоминаний прежних лет, это воспоминание о времени, когда было хорошо. И здесь весна иная – весна мечты, можно сравнить с весной любви, весной жизни, т.е. с каким-то началом, расцветом.
- Когда это было?
Ответ: Мы не узнаем, сколько лет прошло. «За годом год…» и многоточие, которое несёт недосказанность.
- Где виден контраст того прошлого и настоящего?
Ответ: «И там, где мне сиял когда-то свет//Всё гуще мрак…» Слова используются в переносном значении, появляется образ памяти – памяти сердца.
Обратимся к ассоциациям.
Свет - хорошо, радость, счастье, любовь…
Мрак - плохо, печаль, одиночество, тревога...
- А какое значение у лексического повтора, ведь с него начинается следующее предложение?
Обратим внимание на тире. Какую нагрузку оно несёт?
Ответ: Употребление тире как упорство человеческих шагов, физически ощущаем, через что нужно пройти, чтоб почувствовать, что «душа опять жива».
- Для чего Блок переносит на другую строку, не заканчивая предложение?
Ответ: Проводит грань между мраком и весной.
- Прочитайте первые строки стихотворения и 2 последних, что вы заметили?
Ответ: Одинаковые слова. Кольцевая композиция: последние строки звучат эхом первых, повторяются: душа (опять) жива и весна пришла.
- Но что изменилось?
Вывод: Слово «опять» (повтор) звучит как музыкальный аппарат, сливаются и весна природы, и весна мечты далекой.
- А что между ними было?
Ответ: «За годом год...» и «Иду – иду -…» Время, которое разделяет прошлое и настоящее…
4. Самостоятельная работа - 5 минут, + 5 минут защита
А теперь обратим внимание на звукопись (группа 3) на метрику (группа 2) и, если принять во внимание, что каждое слово – это одно лексико-грамматическая единица, на графический рисунок текста (группа 1)
(Работа по группам. Затем на доске каждая группа представляет свою работу)
1. Графический рисунок
Интересно, что рисунок передает настроение лирического героя, оно неуравновешенное, поднимается от воспоминаний прошлых лет о той, которая была и радостью, и счастьем, ведь душа его жива.
2. Ритмический рисунок
3. Мелодический рисунок (звукопись)
Музыка стихотворение создается сложной звуковой композицией. В первой строке открытая –а-и плавный соч. –л-, -о-, -э- и согл. –с-. –т- лишены плавности, а заканчивается открытым, широким, поющим –а-. Опять весна
5. Подведение итогов урока, выставление оценок – 1 минута
Такой анализ этого стихотворения помогает понять, насколько совершенно в художественном отношении раннее стихотворение Александра Блока. Лирическое стихотворение, в котором глубоко продумано каждое слово, воспринимается как описание воспоминания радостных лет. Нельзя сказать, что его написал 19-летний юноша.
6. Домашнее задание – 1 минута
1. Кому стихотворение вошло в сердце как бесценный дар, то предлагаю выучить наизусть.
2. Написать эссе, а тем, кто испытывает трудности в написании, предлагаю опираться на карточку-информатор.