Цели урока:
- Обучающие
- познакомить обучающихся с картинами жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
- помочь им увидеть за судьбами людей образ преступного города, преступного мира, в котором человеку «некуда идти»;
- подготовить учащихся к осмыслению главного конфликта произведения – между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
- Развивающие
- формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
- формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
- развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
- Воспитательные
- воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в группе.
Ход урока
I. Оргмомент.
Наш урок об уникальном городе, построенном в начале XVIII века по замыслу Петра I.
- Какие названия этого города вам известны?
II. Актуализация опорных знаний.
- Кто из вас бывал в Санкт-Петербурге? Какое впечатление сложилось у вас после встречи с этим городом?
- Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира. (Обращение к фотовыставке)
- Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, вновь Санкт-Петербург… В этих названиях одного города - его история.
Северная Венеция, Северная столица - эти названия, безусловно, говорят о его значимости и красоте.
В 1703 году Пётр I заложил в устье Невы город Санкт-Петербург. Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади, набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В городе много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.
Конечно, красотой города нельзя не восхищаться.
Петербург не раз становился действующим лицом произведений русских авторов.
Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Давайте вспомним, каким представлен этот город в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова.
III. Создание учебно-проблемной ситуации и формулирование основной учебной задачи.
2. – А каким же был этот город в 19 веке?
Но таким ли мы видим Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
- Строили много, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф.М. Достоевского.
Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже проникают в жизнь человека.
Перенесемся на страницы романа, пройдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролёты и квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.
Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?
“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу...”
– Какие чувства у вас вызывает этот город? Какие чувства он вызвал у главного героя?
“Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека”.
С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты – “лохматники”, женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.
Для чего использует Достоевский столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?
Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение, а какое – мы узнаем, выполнив следующее задание.
Вспомним средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.
Чтобы полностью восстановить образ города, нам придется разделиться на три группы (по количеству рядов), и каждая из групп получит возможность увидеть Петербург Достоевского со своей стороны.
|
Характеристики |
Пейзаж |
Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”. |
Сены уличной жизни |
Ребенок, распевающий “Хуторок”; |
Интерьер |
Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои. |
6. Выводы по теме урока.
– Какой же Петербург Достоевского?
Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург Достоевского – это город одиночества.
Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.
– Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?
Петербург – своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: люди продают себя и своих близких, как в случае с Соней Мармеладовой; покупают себе жену из бедных, чтобы потом над нею поиздеваться, как об этом мечтает Лужин; издеваются над детьми, как Свидригайлов – только в таком городе могла родиться теория Раскольникова.
Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры “углов”– создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает впечатление безысходности, толкает на скандалы и преступления.
– Для чего мы, читатели XXI века, изучаем это произведение сегодня?
Да, Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте. Ф.М.Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города - люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей.
Да, преступных (преступивших) героев в романе большинство. Но если есть в городе люди, способные сохранить среди грязи, духоты и равнодушия чистоту и богатство своих душ, мало того, поделиться ими с другими, то и город становится добрее. А именно это и происходит в романе. Соня, Дуня, Разумихин. Их доброта, доброта их душ растворилась в городе. А значит, не так уж преступен Город, всё-таки соединивший Соню и Раскольникова.