Конспект урока литературы в 5-м классе по книге И.Краевой "Баба Яга пишет..."

Разделы: Литература


Цели урока:

Предметные:

- формировать духовно развитую личность;
- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации;
- продолжать учить читать и анализировать художественное произведение, опираясь на связь сюжета с жизнью;
- продолжать учить давать оценку и суждения по поводу прочитанного.

Метапредметные:
- учить умению понимать проблему текста;
- подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
- формулировать выводы.

Межпредметные:
- учить саморегуляции во время письма на уровне орфографии;
- пополнять лексикон.

Воспитательные:
- показать на примере художественного произведения ценности общения между людьми разные поколений;
- помочь в осознании ценностей своей семьи.

Методы диагностики предметных и метапредметных результатов:
- метод рефлексии;
- метод самоанализа.

Оборудование: интерактивная доска SMART BOARD

Дидактический материал:

  • «записная книжка», которая заполняется учащимися по мере работы на уроке (приложение №3)
  • фрагменты писем с обращениями героев друг к другу (приложение №4)
  • распечатки писем из повести (приложение №5)
  • памятка для выполнения задания в группах (приложение №6)
  • примеры рецептов (приложение №7)

Ребята разделены на 5 групп.

Слова учителя

Что делают учащиеся

Пояснения к слайдам на интерактивной доске, сделанным
 в программе SMART NOTEBOOK.

Использование интерактивной доски

- Здравствуйте, мои дорогие! Сегодня наш класс увеличился на нескольких участников. Это такие «ученики», только взрослые. Они будут работать так же, как и вы. (Обращаясь к гостям). Если у вас будет желание высказаться, поднимайте руку.

- Перед вами необычные часы. Что в них необычного? А для чего нужны такие часы?

Высказывают предположения: «Таких часов нет в природе. Они идут в обратную сторону. А бывают нужны, когда хочешь повернуть время назад, что-то исправить,  что-то сказать, если не сказал, успеть, если что-то не успел. Может быть, если хочешь вспомнить какие-то важные моменты жизни».

1 слайд – анимационная картинка  (gif) с часами, которые идут в обратную сторону

 

- У меня в руках замечательная книга детской писательницы Ирины Ивановны Краевой, названная по первой повести «Баба Яга пишет». Узнаете ли вы эти строки:

«Бабуля, где ты теперь живёшь – на небе или в избушке на курьих ножках? Может быть, ты сможешь прилететь к нам в ступе? Ты всегда будешь моей бабушкой. Баба Яга не может умереть насовсем… Я не отправлю это письмо в Москву. Чтобы оно было всегда у меня. Я положил его под икону Иоанна Златоуста. Мой святой тоже тебе помогает….Я люблю тебя всей душой, мой гадкий утёнок, моя Баба Яга, моя Бабуля.Твой Аджей! Планета Земля»

Отвечают, что это последнее письмо главного  героя повести – мальчика Аджея, который живет в Америке, в Колорадо, своей бабушке, которая «улетела на небо», то есть умерла.

 

 

- Как связаны наши необычные часы и сюжет рассказа?

У героев остались воспоминания, общие интересы, они не потратили время зря, они смогли сказать самое важное друг другу, несмотря на то, что жили на разных континентах. Бабушки уже нет, но остались воспоминания, письма, мысли; осталось счастье от того, ЧТО БЫЛО в их жизни

 

 

- В рассказе есть много прекрасных мыслей, но я хочу поделиться с вами одной: «Это и было самое счастливое счастье…».
На какие вопросы мы дадим сегодня ответ?

Ребята отвечают, что на уроке мы попробуем дать ответы на вопросы: что такое счастье для героев? Счастливы ли они? А что скрывается под словом «Это»? Чем наполняет Ирина Краева это слово? В чем состоит счастье для героев рассказа?

2 слайд.
На интерактивной доске - тема урока

 

Запишите тему урока (золотые слова урока). А чтобы умные мысли не растерять, будем записывать в записную книжку (см.приложение №3)
Для начала подпишите ее. Например, «Никита Оленев пишет…».
Подписывают «записную книжку»  

1-е задание: ответьте на вопрос: «Когда человек бывает счастлив?». В «записной книжке» на 3 стр. заполните кластер.

Учащиеся отвечают, учитель записывает ответы на интерактивной доске: «Когда человека любят; когда рядом есть близкие люди; когда человек понимает, что ему хотели сказать; когда человек понимает, что все будет хорошо, что жизнь не зашла в тупик; когда человек творит; когда есть друзья».
Такой же кластер заполняют взрослые. Их ответы: «Человек счастлив, когда его места исполняется; когда он помирился; когда человек живет в гармонии с собой и со своими близкими; когда он любит и его любят».

3 слайд.
На доске – в центре вопрос: «Когда человек бывает счастлив?». Учитель записывает ответы детей и взрослых на разных слайдах

 

- Перед вами два кластера: взрослых и детей. Похожи ответы? Очень похожи. А если вспомнить рассказ Ирины Краевой – что из этих ответов можно отнести к героям рассказа «Баба Яга пишет»?

Отвечают: Аджей и бабушка – близкие люди, которые живут далеко друг от друга, поэтому посылают друг другу письма. Они скучают друг по другу, и эта разлука усиливается расстоянием: Аджей живет в Америке, штате Колорадо, а бабушке в Москве.
Про бабушку и внука можно еще сказать, что они любят друг друга. Потому что их письма буквально пропитаны этой любовью.

На интерактивной доске выбирается режим «две страницы на листе, чтобы сравнить ответы детей и взрослых.

 

- Это действительно так. Письма пропитаны любовью друг к другу. А когда мы открываем письмо, как мы это понимаем?

Отвечают: мы это понимаем по тому, что это ПИСЬМО, а не смс-ка.
А еще - по обращениям бабушки к внуку и внука к бабушке.

 

 

- 2-е задание. У вас на столах фрагменты писем с обращениям героев друг к другу (см. приложение №4) Прочитайте их и выпишите слова, которыми называют герои друг друга. Заполните 4 -ю страницу в записной книжке «Сердечный язык обращений». Что необычного в этих обращениях?

Выписывают в записную книжку обращения: «Мой розовый попкорн, мой гадкий утенок, мой могучий внук, Аджеюшка, Аджушенька, Баба Яга, дорогая бабушка, оранжевый мальчик и др.». учитель записывает их на доску.
Отвечают: необычность обращений в том, что бабушка использует уменьшительно-ласкательные суффиксы для иностранного имени Аджей. В качестве обращений используются «особые» слова, то есть герои говорят на своем, особом, понятном только им двоим языке. Это передает теплоту, нежность и любовь бабушки к внуку.

4 слайд. На интерактивной доске слова:
Бабушка …
Внук

- А почему Аджей называет бабушку Бабой Ягой? Можно любить Бабу Ягу Отвечают: это часть игры, часть придуманного ими мира, своего особого мира…  

- Это язык слов, удивительных, нежных, родных слов… Язык добрых, волшебных, «своих» слов-обращений – очень важен для ощущения счастья.

 

 

 

 А помните, как-то на уроке литературы Саша произнес такую фразу: «У нас в семье есть такая особенная фраза: «Я слышу, как ты думаешь». А можно слышать, как думает человек? Когда это возможно? Отвечают: «Это возможно, когда это твой близкий человек, и для того, чтобы его понять не нужны слова»    
- Значит для общения, для того, чтобы оно было счастливым, иногда не нужны слова.
А на каком еще языке говорит счастье?

Ответы групп:

1-е письмо

Название письма – «День рождения».
Слово-ось – «Мой дорогой Аджеюшка»
Фраза – «Мы все были вместе тогда…»
«Язык» - язык любви, язык души

Слайд 5. На нем записан вопрос: на каком языке говорит счастье, и по мере того, как отвечают представители групп, учитель резюмирует ответы на доске

3-е задание. У каждой группы на столе лежит одно письмо (см. приложение №5). Ваша задача: вспомнить основные события, о которых идет речь в письме, и, используя памятку (см. приложение №6), заполнить 5 страницу записной книжки: озаглавить письмо, выписать самую главную фразу, выписать слово-ось, на котором держится письмо и (самое трудное) – назвать «язык», которым или на котором написано это письмо. Один человек от группы представит ответ.

2-е письмо
Название письма – «Тайна нашего рода».
Слово-ось – «Тайна семьи»
Фраза – «В нашем роду женятся или выходят замуж только по любви»
«Язык» - язык любви

3-е письмо
Название письма – «Воспоминания».
Слово-ось – «Как-то мы с тобою…»
Фраза – «А еще, мой дорогой, помнишь…»
«Язык» - язык воспоминаний

4-е письмо
Название письма – «Блокадный Ленинград».
Слово-ось – «День Победы»
Фраза – «День Победы – для меня это самый радостный праздник»
«Язык» -язык душ

5-е письмо
Название письма – «Ты всегда будешь моей бабушкой».
Слово-ось – «Люблю тебя…»
Фраза – «Твой Аджей…Планета Земля»
«Язык» - язык душ

 

 

- Давайте обобщим: в чем же оно, «самое счастливое счастье» для Аджея и для его бабушки?

Отвечают: «Счастье для всех – это быть вместе, даже если ты живешь в другой стране. Есть такое выражение – «далекие близкие». Если твоя бабушка или твой дедушка живут далеко, ото этого они не становятся менее близкими и родными. Счастье – это взаимопонимание, это безграничная любовь, это возможность сказать близкому человеку самое главное»

 

 

- Это наше понимание рассказа. А хотите узнать, что думает сама писательница об этом? Дело в том, что Ирина Ивановна (по секрету скажу, что это мой бывший педагог по педагогическому институту) тоже прислала нам письмо, только звуковое (см. приложение №2)

 

На интерактивной доске демонстрируется видеописьмо от Ирины Краевой

 

- Однажды был проведен социологический опрос: «С чем у вас ассоциируется слово «бабушка». 87% участвующих в опросе ответили: «Пироги, ватрушки, блины, оладушки». В рассказе бабушка вспоминает кулебяку. У каждой бабушки есть свой рецепт пирога или кулебяки. А мы сейчас тоже придумаем рецепт, но не пирога, а рецепт счастья от бабушки. Что, по мнению бабушки или внука, нужно для счастья?
Каждый рецепт приготовления блюда включает ингредиенты (составная часть какого-то сложного соединения). Просмотрите свои записи, что будет являться ингредиентами счастья? Кому вы адресуете свой рецепт? (дается шаблон. См.приложение №7)
Придумайте свой рецепт счастья.

Отвечают: в качестве ингредиентов возьмем «любовь, радость, долголетие, терпение, забота, теплота, воспоминание, взаимопонимание…»

Примеры детских рецептов:
Полина: «Рецепт счастья для всех. Возьмите любви, добавьте долголетия, бросьте воспоминания, взбейте. Разотрите терпения, посыпьте теплотой и поставьте в духовку. Подавать горячим.»
Андрей: «Возьмите любовь, добавьте радость, добавьте конфет, бросьте игрушек, плесните долголетия, посыпьте заботой, взбейте с теплотой, смажьте воспоминаниями, выдерживайте десять минут, скатайте в трубочку, присыпьте мармеладом, запеките. Готово!»

Слайд 6. Он может быть закрыт «шторкой», пока ребята дают варианты ответа на вопрос: с чем ассоциируется слово «бабушка»?

 

- Мне кажется, что многие из вас уже воспользовались этим рецептом. Посмотрите на экран. (см.приложение №1)

За несколько уроков до этого в теме «Краткая биография А.С.Пушкина» ребята получили задание написать небольшое сочинение на тему «Знакомьтесь: моя бабушка» или «Однажды мы с бабушкой…» (см. учебник литературы под редакцией Меркина). Их сочинения были представлены в презентации «Я тебя люблю всей душой, моя бабуля…» (это строчки из книги «Баба Яга пишет») вместе с фотографиями их бабушек. Сопровождается презентация чудесной песней о бабушке «Золотое сердце»

На интерактивной доске демонстрируется презентация с анимацией («перелистывающаяся страница»)

 

- В завершение урока – опять часы. Что изменилось? Рефлексия: я должен успеть, я могу успеть, я хочу успеть…. Выберите одну из фраз и закончите предложение.

Отвечают: эти часы отмеряют свой ход, время бежит очень быстро. Надо успеть сказать слова любви и признательности своим близким, своей бабушке…

Слайд 7. На интерактивной доске анимационная картинка (gif) – часы, на которых стрелка с огромной скоростью отмеряет время. А сами часы – на фоне быстро бегущих облаков