Тип урока: урок-размышление над проблемой текста литературного произведения.
Цели урока.
Образовательные
- Прочитать рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг». Совершенствовать навыки учащихся по анализу текста, учить приёмам работы с текстом.
- Закрепить знания учащихся по данной теме.
Развивающие
- Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.
- Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
- Продолжить работу со словарём.
- Учить давать характеристику литературному герою.
- Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.
Воспитательные
Воспитать нравственные качества, умение оценивать свои поступки и поступки других, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.
Планируемые результаты
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения.
Виды учебной деятельности: беседа, работа в группах, интегрирование.
Методы:
- словесные (работа с текстом, цитаты, художественные приёмы);
- наглядные (стенд, оформление доски, иллюстрации);
- практические (групповая работа);
- индуктивные (синтез) (умение обобщать, связать с современностью);
- дедуктивные (анализ текста);
- самооценка (работа с таблицей);
- самостоятельная работа (работа в группах).
Главный этап: анализ текста в группах (вопросы получены на уроке), текст прочитан заранее.
Наглядные пособия: портрет И.С. Тургенева, сборник «Рассказы охотника, словарь урока, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.
Контроль усвоения ЗУН: беседа, групповая работа, рисование.
Здоровьесберегающий элементы: атмосфера на уроке, благоприятный эмоциональный фон, смена видов деятельности.
Структура урока
1) Организационный момент.
2) Целеполагание и мотивация, подготовка учащихся к работе с текстом (предкоммуникативная фаза).
3) Чтение и анализ текста в единстве формы и содержания (коммуникативная фаза).
4) Подведение итогов урока. Рефлексия (посткоммуникативная фаза).
5) Объявление и комментарий оценок.
6) Домашнее задание.
Оформление доски:
План.
- Внешний вид мальчика. Детали (их роль).
- Рассказ и речь героя.
- Отношение автора.
Словарь урока: россказни, предания, поверья, былички.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие детей, проверка готовности к уроку.
2. Целеполагание и мотивация, подготовка учащихся к работе с текстом.
3. Чтение, пересказ и анализ текста в единстве формы и содержания (коммуникативная фаза). Работа в группах.
Представление героев рассказа по плану:
- внешний вид мальчика, детали, их роль;
- рассказ и речь героя;
- отношение автора к герою.
Первая группа: Федя.
Вторая группа: Павлуша.
Третья группа: Ильюша.
Четвертая группа: Костя.
Пятая группа: Ваня.
Истории, рассказанные мальчиками.
- Какие истории вам запомнились?
- А сколько их звучит в рассказе?
- Давайте обратимся к таблицам и вспомним, о чем рассказы ребят.
Таблица «Истории, рассказанные мальчиками»
Что случилось? | Кто рассказал |
С кем случилось? |
Когда? |
1. Рассказ о домовом |
Илюша |
С ним и его товарищами на рольне |
|
2. Рассказ о русалке |
Костя |
Со слободским плотником Гаврилой |
|
3. Рассказ про оборотня (барашек) |
Илюша |
С псарем Ермилой |
«Намеднись» на Варнавицах |
4. Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче |
Илюша |
С дедушкой Трофимовичем |
|
5. Рассказ о гаданье в родительскую субботу |
Илюша |
С бабкой Ульяной |
В прошлом году в родительскую субботу |
6. Рассказ о небесном предвиденье |
Павлуша |
С крестьянами деревни Шаламово |
|
7. Рассказ о Тришке (антихристе) |
Илюша |
||
8. Рассказ о Тришке |
Павлуша |
С бочаром Василой и крестьянами Шаламова |
|
9. Рассказ о голосе из бучила |
Костя |
С ним самим |
Вчера вечером |
10. Рассказ о мужике и лешем |
Илюша |
С мужиком из его деревни |
«На днях» |
11. Рассказ о водяном |
Илюша |
С дурочкой Акулиной |
|
12. Рассказ о мальчике Васе |
Костя |
С мальчиком из его деревни |
|
13. Рассказ о голосе Васи из речки Снежедь |
Павлуша |
С ним самим |
Только что |
4. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Какой же мир детства в рассказе Тургенева?
- Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства.
На доску прикрепляются таблички с определениями:
доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность.
- Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. Давайте еще раз обратимся к нашей презентации (последние слайды).
- А теперь я хотела бы услышать, как вы оцениваете свою работу на уроке, в группе и свою личную? (Рефлексия).
(Каждый ученик получает лист с тестом «Моя самооценка и оценка работы группы» и заполняет его.)
«Моя самооценка и оценка работы группы».
Вопросы ученику | Ответ «Да» |
Ответ «Нет» |
Был я активен на уроке? |
|
|
Мои ответы были оригинальными? |
|
|
Я внёс свой вклад в работу группы? |
|
|
Я чувствовал поддержку своей группы? |
|
|
В моей группе было интересно и познавательно работать? |
|
|
- Что вам понравилось на уроке?
5. Объявление и комментарий оценок.
6. Домашнее задание: выполнить иллюстрации к рассказу «Бежин луг».