Конспект урока литературы в 6-м классе в контексте изучения творчества И.С.Тургенева. Тема урока: «Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Разделы: Литература


Тип урока: урок-размышление над проблемой текста литературного произведения.

Цели урока.

Образовательные

  • Прочитать рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг». Совершенствовать навыки учащихся по анализу текста, учить приёмам работы с текстом.
  • Закрепить знания учащихся по данной теме.

Развивающие

  • Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.
  • Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
  • Продолжить работу со словарём.
  • Учить давать характеристику литературному герою.
  • Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.

Воспитательные

Воспитать нравственные качества, умение оценивать свои поступки и поступки других, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.
Планируемые результаты

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения.

Виды учебной деятельности: беседа, работа в группах, интегрирование.

Методы:

  • словесные (работа с текстом, цитаты, художественные приёмы);
  • наглядные (стенд, оформление доски, иллюстрации);
  • практические (групповая работа);
  • индуктивные (синтез) (умение обобщать, связать с современностью);
  • дедуктивные (анализ текста);
  • самооценка (работа с таблицей);
  • самостоятельная работа (работа в группах).

Главный этап: анализ текста в группах (вопросы получены на уроке), текст прочитан заранее.

Наглядные пособия: портрет И.С. Тургенева, сборник «Рассказы охотника, словарь урока, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

Контроль усвоения ЗУН: беседа, групповая работа, рисование.

Здоровьесберегающий элементы: атмосфера на уроке, благоприятный эмоциональный фон, смена видов деятельности.

Структура урока

1) Организационный момент.
2) Целеполагание и мотивация, подготовка учащихся к работе с текстом (предкоммуникативная фаза).
3) Чтение и анализ текста в единстве формы и содержания (коммуникативная фаза).
4) Подведение итогов урока. Рефлексия (посткоммуникативная фаза).
5) Объявление и комментарий оценок.
6) Домашнее задание.

Оформление доски:

План.

  1. Внешний вид мальчика. Детали (их роль).
  2. Рассказ и речь героя.
  3. Отношение автора.

Словарь урока:  россказни, предания, поверья, былички.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие детей, проверка  готовности к уроку.

2. Целеполагание и мотивация, подготовка учащихся к работе с текстом.

3. Чтение, пересказ и анализ текста в единстве формы и содержания (коммуникативная фаза). Работа в группах.

Представление героев рассказа по плану:

  • внешний вид мальчика, детали, их роль;
  • рассказ и речь героя;
  • отношение автора к герою.

Первая группа: Федя.

Вторая группа: Павлуша.

Третья группа: Ильюша.

Четвертая группа: Костя.

Пятая группа: Ваня.

Истории, рассказанные мальчиками.

- Какие истории вам запомнились?

- А сколько их звучит в рассказе?

- Давайте обратимся к таблицам и вспомним, о чем рассказы ребят.

Таблица «Истории, рассказанные мальчиками»

Что случилось?

Кто рассказал

С кем случилось?

Когда?

1. Рассказ о домовом

Илюша

С ним и его товарищами на рольне

2. Рассказ о русалке

Костя

Со слободским плотником Гаврилой

3. Рассказ про оборотня (барашек)

Илюша

С псарем Ермилой

«Намеднись» на Варнавицах

4. Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче

Илюша

С дедушкой Трофимовичем

5. Рассказ о гаданье в родительскую субботу

Илюша

С бабкой Ульяной

В прошлом году в родительскую субботу

6. Рассказ о небесном предвиденье

Павлуша

С крестьянами деревни Шаламово

7. Рассказ о Тришке (антихристе)

Илюша

8. Рассказ о Тришке

Павлуша

С бочаром Василой и крестьянами Шаламова

9. Рассказ о голосе из бучила

Костя

С ним самим

Вчера вечером

10. Рассказ о мужике и лешем

Илюша

С мужиком из его деревни

«На днях»

11. Рассказ о водяном

Илюша

С дурочкой Акулиной

12. Рассказ о мальчике Васе

Костя

С мальчиком из его деревни

13. Рассказ о голосе Васи из речки Снежедь

Павлуша

С ним самим

Только что

4. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какой же мир детства в рассказе Тургенева?

- Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства.

На доску прикрепляются таблички с определениями:

доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность.

- Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. Давайте еще раз обратимся к нашей презентации (последние слайды).

- А теперь я хотела бы услышать, как вы оцениваете свою работу на уроке, в группе и свою личную? (Рефлексия).

(Каждый ученик получает лист с тестом «Моя самооценка и оценка работы группы» и заполняет его.)    

«Моя самооценка и оценка работы группы».

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

 

 

Мои ответы были оригинальными?

 

 

Я внёс свой вклад в работу группы?

 

 

Я чувствовал поддержку своей группы?

 

 

В моей группе было интересно и познавательно работать?

 

 

- Что вам понравилось на уроке?

5. Объявление и комментарий оценок.

6. Домашнее задание: выполнить иллюстрации к рассказу «Бежин луг».