Тип урока в системно-деятельностной парадигме: урок постановки и решения учебной задачи.
Цель – осмысление своеобразия характера шукшинского героя.
Задачи
- Создать условия для самоанализа и самокоррекции устной и письменной речи;
- Способствовать осознанию роли наречий в речи, развитию умения правильно употреблять их;
- Воспитание уважительного отношения к языку, внимательного отношения к природе родного края.
Планируемый результат: знать приёмы создания художественного образа, уметь выявлять своеобразие характера художественного образа, особенности стиля писателя на основе многоаспектного анализа художественного произведения.
Метапредметный результат: уметь систематизировать и структурировать материал, высказывать и аргументировать свою точку зрения, находить цитаты; уметь работать в группе: организовывать деятельность, оценивать результат.
Способ деятельности: постановка и решение учебной задачи путём многоаспектного анализа художественного текста и составления кластера.
Оборудование и дидактический материал: таблица «Способы создания характера литературного героя», высказывание В.М.Шукшина, кластер.
Задача достижения цели | Задания для учащихся |
Промежуточный результат |
Обсудить и сформулировать тему и проблему урока. Актуализировать знания учащихся о способах создания характера литературного героя. |
Предложить для осмысления темы и проблемы урока высказывание литературоведа И.Дедкова: «Житейские истории Шукшина, этот честный рассказ об испытаниях обыкновенной человеческой души, никогда не притязал более, чем «штрихи к портрету», но такие штрихи для нас дороже иных законченных портретов». |
Учащиеся сформулировали тему и проблему урока, вспомнили способы создания характера литературного героя, создали и предложили варианты кластера. |
Учебная задача: Определить своеобразие характера шукшинского героя через отдельные приёмы групповой работы. Запланировать механизм групповой работы: разделить класс на группы (можно по количеству способов создания характера), определить критерии оценивания групповой работы (умение определить характер героя, его своеобразие, использование цитирования при определении характера героя, связность ответа, творческое представление результата, слаженность работы группы). |
Задание группам: обсудите способ, договоритесь, кто и что будет выполнять, как лучше представить результат, дополните пробелы в кластере, представьте результат своей работы, продумайте, каким индивидуальным способом пользуется В.М.Шукшин, таким, какой мы не встречали у других писателей и почему не встречали. |
Учащиеся обсуждали способ действия, договаривались об объёме работы, распределяли задания в группе, выписывали ключевые слова, заполняли кластер, определяли своеобразие характера героя, особенности стиля писателя, выдвигали гипотезу об индивидуальности творческой манеры писателя. |
Сформулировать домашнее задание на урок внеклассного чтения |
Выяснить, что породило героя-чудика, какие исторические процессы в русском обществе эпохи 60-х годов 20 века; прочитать 1-2 рассказа В.М.Шукшина (по выбору) дополнительно, пользуясь кластером, созданным на уроке, определить своеобразие характера другого литературного героя, что роднит его с Чудиком. |
Учащиеся демонстрируют умение работать с дополнительными источниками информации, уровень умения анализировать художественное произведение, определять (при сопоставлении) своеобразие шукшинских героев, умение систематизировать и структурировать материал |
На уроке внеклассного чтения учащиеся называют исторические процессы эпохи, определяют, представляют свои работы: кратко пересказывают прочитанный рассказ, анализируют, представляют индивидуальную работу (кластер), оценивают, что получилось, что не получилось. Итогом может быть творческая работа, в которой можно предложить учащимся индивидуально, в парах, в минигруппах попробовать продолжить мысль В.М.Шукшина о своих героях: «Есть люди в городе или селе, которые окружающим кажутся ……..(странными). Их зовут …..(чудаками). А они не ……….(странные) и не ……..(чудаки). От обычных людей их отличает разве только то, что они ……..(талантливы) и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Они ……(что-то делают с жизнью?), ибо с их появлением, где бы ни были, изгоняется скука. При всей простоте и непритязательности их жизни на поверку они оказываются …….., ……… и ….., чем те, кто любит посмеяться над их «странностями» и «чудачествами»». |