Литература
-
Поэтика романов Э.М.Ремарка о первой мировой войне 2018
Первая половина XX века – одно из самых драматических периодов в истории развития европейской цивилизации. Две мировые войны, кризис и падение монархических династий, революционные движения, экономические кризисы и депрессии, фашистский террор, антифашистская борьба потрясли все классы и слои общества. Всё это нашло отражение в произведениях большинства западноевропейских и американских писателей того периода.
-
Урок литературы по теме "Золотой век русской литературы. 9-й класс 2018
Презентация знакомит учащихся с одним из литературных направлений в литературе – романтизмом.
-
Урок литературы "Страдания ребёнка и мировое зло" 2018
Данный урок является вторым из шести запланированных. Его небезосновательно можно считать основным в цепочке уроков по роману «Братья Карамазовы», так как именно на этом уроке в ходе анализа глав «Надрыв в избе», «У Илюшиной постельки», «Бунт», «Похороны Илюшечки. Речь у камня» формируются основные положения, заложенные Ф.М.Достоевским в самом романе.
-
Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева 2018
Цель урока: определить место Тютчева в истории русской поэзии, показать своеобразие его лирики; развивать у обучающихся навыки интерпретации лирического произведения.
-
Сценарий мастер-класса «Развитие навыков смыслового чтения через опорный инструментарий» 2018
Цель мастер-класса: формирование навыков смыслового чтения и исследовательских умений на основе анализа лирического произведения и использование опорного инструментария: ключевых слов, схемы, рисунка.
-
Политический и лирический центр «Слова о полку Игореве». Вопрос об авторстве. 8-й класс 2018
На уроке анализируется «Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава» – идейный центр «Слова о полку Игореве», сопоставляются образы Ярославны у разных художников, обсуждается проблема авторства «Слова…» и образ автора; развиваются навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения; воспитывается интерес к истории страны, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.
-
Электронный журнал «Шолоховский вопрос»: споры об авторстве романа «Тихий Дон» 2018
Михаил Шолохов в 23 года написал один из величайших русских романов XX века, шедевр русской словесности — роман о судьбах казачества во время гражданской войны «Тихий Дон». Ещё при жизни он стал легендой. Но была и другая легенда… Это легенда о плагиате «Тихого дона» — тоже своего рода шедевр: одна из самых абсурдных, одна из величайших — по масштабности распространения сравнима с эпидемией — и одна из самых живучих мистификаций литературной жизни XX века.
-
Роман Мастера о Понтии Пилате. Конспект урока по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» 2018
Урок литературы в 11-м классе позволит учащимся совершенствовать имеющиеся навыки анализа эпизода в контексте произведения, а также читательские навыки. Он позволит закрепить полученные в ходе изучения курса литературы основные теоретические понятия. На уроке также закрепляется умение грамотно и аргументированно отвечать на поставленный проблемный вопрос, давать характеристику литературным героям, формулировать проблемы, поставленные автором, находить пути раскрытия авторской идеи.
-
Наедине с природой. Анализ рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь» 2018
Урок литературы проводится в 11-м классе при изучении творчества И.С.Тургенева. На уроке используется комплексный анализ текста, проходит групповая работа, анализируются репродукции картин известных русских художников. Учитель применяет видеоматериалы. Итогом урока является эссе.
-
"Эхо прошедшей войны" (урок по рассказу Б.Васильева "Экспонат №") 2018
Цели урока: создание учебной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, позволяющий каждому выразить свою точку зрения; организация работы по развитию умения анализировать литературное произведение, видеть авторскую позицию, составлять собственное мнение о нём; воспитание патриотизма, гуманизма, сострадания, формирование чуткого отношения к людям; развитие способностей учащихся к самостоятельной аналитической, оценочной работе.
-
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для учащихся 8–9-х классов по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина» 2018
Цель игры: активизация познавательной деятельности учащихся. Задачи: формирование у учащихся чувства партнерства; развивать дружеские отношения в детском и взрослом коллективе, связанные общим делом; применять полученные ранее знания в нестандартных условиях; расширение кругозора школьников; стяжать любовь к русской классической литературе.
-
Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы и истории по теме "Русь и Золотая Орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь" в 6-м классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2018
Цели урока: сформировать общее представление о взаимоотношениях Руси с ханами Золотой Орды; раскрыть последствия ордынского ига и его влияние на политическое, экономическое и культурное развитие Руси; сформировать представления учащихся о важных исторических событиях древней Руси, о подлинности описываемых в летописях и исторических источниках событий, содействовать развитию интереса к истории своего Отечества, к истории развития русского языка, литературы, культуры в целом.
-
Тематическое планирование уроков по изучению творчества Александра Блока в 11-м классе: профильный уровень 2018
Проблема изучения творчества Александра Блока в профильном классе связана прежде всего с многообразием поэтического наследия поэта Серебряного века. Погружение в мир образов невозможно без анализа поэтической «Я-концепции» любого автора. У А.Блока особенно ярко выражена индивидуальность лирического героя. Предлагаемая система уроков позволит учителю подчеркнуть широту восприятия мира блоковского героя через сравнение с концепциями других поэтов.
-
Повесть Н.В. Гоголя «Нос». Композиция, сюжет, герои, идейный замысел. Приемы комического в повести 2018
Урок расширяет понимание учащимися нравственных ценностей. В начале урока формулируются проблемные вопросы. Анализ повести строится по главам с постоянным обращением к тексту. Завершается урок творческой работой в группах. К уроку учащиеся должны были подготовить выразительное чтение отрывков, которые на уроке предложены для инсценирования, а также выписать из текста цитаты, характеризующие майора Ковалева и его отдельно существующий нос.
-
Урок литературы в 10-м классе по стихотворению А.А.Блока "Шаги Командора" 2018
Урок по стихотворению А.Блока проводится после изучения трагедии А.С.Пушкина «Каменный гость». При изучении трагедии Пушкина заходит разговор о вечных темах и образах в литературе. Учащиеся узнают о том, что каждый писатель, обращаясь к образу Дон Жуана, создает особый характер, показывает свое видение и понимание героя, акцентирует внимание на тех проблемах, которые интересны ему, актуальны в его эпоху. Еще одна важная цель – установление связей между двумя веками русской литературы.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник". 10-й класс 2018
Цели и задачи урока: раскрыть идейное и художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»; проследить развитие образа Петра Первого в творчестве А.С.Пушкина; развивать умение работать с информацией, обобщать ее и систематизировать; развивать творческие способности учащихся через выразительное чтение, умение анализировать поэтический текст.
-
Сказки Саши Черного 2018
Что мы знаем о Саше Черном? Что знают о нем школьники? Практически ничего не слышали, ничего не читали, ничего не знают. Тогда и появилась идея познакомиться с творчеством писателя. Так появилась мастерская "Сказки Саши Черного". В ходе работы учащиеся знакомятся с текстами сказок Саши Черного. В ходе работы учащиеся составляют высказывания, аргументируют ответ с помощью цитирования, домашнее задание – сочинение-рассуждение.
-
Урок-проект "Образ русского богатыря Добрыни Никитича. Правда и вымысел". 7-й класс 2018
В наше время популярна экранизация художественных произведений. Учащиеся сравнивают тексты былин о Добрыне Никитиче и содержание фильма «Последний богатырь» и приобретают опыт оценки таких работ. В то же время обращение к современному и популярному среди молодёжи фильму мотивирует учащихся к изучению русских былин. В процессе работы дети осваивают такие понятия, как: прообраз, аллегория, художественный вымысел.
-
Внеклассное чтение. Герой нашего времени. 9-й класс 2018
Цель учебного занятия: формирование концептуальных представлений учащихся о теме «Герой нашего времени», формирование таких личностных качеств, умение вести диалог.
-
Исследовательская работа "Тайна твоего имени" 2018
Проект был создан с целью активизации практической деятельности подрастающего поколения, а также привлечения внимания школьников к истории возникновения и значения своего имени.
-
Проект "Азбука блокадного Ленинграда". 9-й класс 2018
Цель проекта: формирование у учащихся чувства уважения к героическим страницам истории; развитие творческих способностей и навыков проектной деятельности. Задачи: изучить документы и фотографии военных лет, познакомиться с музыкальными и художественными произведениями о блокаде Ленинграда; создать альбом «Алфавит блокадного Ленинграда» на основе собранного материала.
-
Использование некоторых образовательных технологий на уроках литературы 2018
Учителю новые технологии позволяют лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности. А также это возможность для самореализации, осуществления собственных идей. Важную роль играют уроки с применением игровых технологий.
-
Технология деятельностного характера на уроке литературы. Роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» 2018
Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.
-
“Мустай Карим – наша гордость”, внеклассное мероприятие, посвящённое к 100-летию народного поэта Республики Башкортостан 2018
Внеклассное мероприятие посвящёно 100-летию народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима.
-
Ученическая конференция, посвящённая научной и творческой деятельности Н.М.Карамзина (для учащихся 9–11-х классов) 2018
Работа ученической конференции многопланова: жизнь и творчество Николая Михайловича освещены с многих сторон, уделено внимание его достижениям в области русского языка, литературы, истории, журналистики. Усилия участников мероприятия направлены на изучение и анализ вклада Н.М.Карамзина в развитие русской литературы, культуры, истории.
-
«Шагнувший через века…». М.В.Ломоносов – гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка 2018
Цель урока: познакомить учащихся с биографией М.В.Ломоносова, его ролью в реформе русского языка, вызвать интерес к его личности; дать понятие о «теории трех штилей», показать особенности каждого из них; способствовать совершенствования навыков конспектирования.
-
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение 2018
Урок построен как анализ поэмы «Лермонтова» с точки зрения романтического произведения, акцент сделан на раскрытии особенностей характера главного героя. Для этого на уроке повторяем такие понятия, как романтизм, романтический герой, рассматриваем особенности, присущие этому литературному направлению. Анализ художественных средств выразительности и отдельных эпизодов осуществляется по группам, рассматриваются понятия: свобода, воля, дружба. Заканчивается урок написание мини-сочинений.
-
Презентация книги С.Алексиевич «У войны не женское лицо». Тема: "Женщина на войне" 2018
Цели и задачи урока: познакомить с созданием книги; показать правду о героизме и мужестве женщин на войне; способствовать творческому осмыслению произведения; воспитывать человечность в человеке на примерах героинь книги С.Алексиевич «У войны не женское лицо».
-
Мастерская построения знаний и творческого письма по лирике М.Цветаевой «Одна голая душа!» 2018
На уроке мы познакомимся с лирикой Цветаевой, попытаемся проникнуть в её душу - в её поэзию. Увидим, насколько она многогранна, хотя и сказал Лермонтов: «А душу можно ль рассказать?»
-
Специфика изучения лирической поэзии в старших классах. Приёмы пробуждения переживаний, эмоциональной отзывчивости у учащихся (на примере стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"). 2018
Главная проблема изучения поэзии - подготовка ученика к полноценному восприятию поэзии. Возможность полноценного восприятия определяется: знаниями, эмоциональной отзывчивостью, художественным воображением. Одинаковых приёмов преподавания литературы нет. Нужно создать такую обстановку, чтобы у детей возникло желание узнать и понять. Знания добываются учеником. Сообщающие методы не должны заменять другие виды работы.