Пояснительная записка
«Умение работать с текстом является необходимым условием для успешного обучения самым разным предметам школьной программы. Важно отметить, что под текстом в широком смысле понимается текст художественного произведения, скульптура, живопись, различные видеотексты, схемы, таблицы, знаки и т.д. Необходимо развивать у учащихся умения работать с каждым из этих видов текста. Кроме того, современному человеку важно уметь ориентироваться в мире информации, которая представлена в разных формах и видах, и критически к ней относиться. Эти метапредметные умения входят в группу умений, объединённых под заголовком «Смысловое чтение».
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок, видеофильм и другие.
Цель: Создание благоприятных условий для развития различных умений смыслового чтения, критического мышления, повышения интереса к чтению.
Задачи:
- Учить сравнивать произведения и героев, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев, находить нужные книги в библиотеке.
- Формировать положительное отношение к чтению.
- Развивать коммуникативные умения: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную позицию, получать нужную информацию, задавая вопросы, сопоставлять полученные ответы, работать в паре.
- Воспитывать внимательное отношение к собственным переживаниям, поступкам, действиям других людей,
Форма проведения: групповые занятия продолжительностью 40-45 минут, количество участников 10-15 человек, возраст участников 11-14 лет.
Формы работы:
- Развивающие игры и упражнения;
- Чтение текстов определенной тематики;
- Групповые обсуждения;
- Групповые и индивидуальные творческие задания;
- Деловая игра;
- Проект;
- Библиотечное занятие.
Оборудование: Тексты произведений и задания, видеофрагменты, бумага разного размера для рисунков и записей, ноутбук, проектор, экран, таблички-ступеньки с названиями тем занятий.
Учебно-тематический план
Название темы |
Количество часов |
Исследовательский вопрос |
1 |
Языки текстов |
1 |
Видеотекст |
1 |
Мотив и поступок героя видеотекста |
1 |
Сплошной текст: рассказ, притча |
1 |
Диспут «Мнения» |
1 |
Музыкальный клип |
1 |
Деловая игра «Музыкальный вернисаж» |
1 |
Всего: |
8 |
Содержание программы
1 занятие «Исследовательский вопрос»
- Приветствие, установление правил работы в группе.
- Упражнение-разминка «Исследовательский вопрос и ответ».
- Анализ заданий и критериев (см. приложение 1).
Просмотр и обсуждение в группах видеотекста «Гагарин».
- Игра «Вопрос-ответ».
- Рефлексия занятия: «Открытый микрофон». Ответы на вопросы: Что понравилось или не понравилось, что новое и полезное узнали для себя?
2 занятие «Языки текстов»
- Приветствие.
- Упражнение-разминка «Вопрос-ответ» по языкам видеотекста «Гагарин».
- Просмотр и обсуждение в группах видеотекста «Орми».
- Деловая игра «Снимаем мультфильм».
- Рефлексия занятия.
3 занятие «Видеотекст»
- Приветствие, сообщение темы занятия и небольшая беседа по вопросам темы.
- Деловая игра «Детективное агентство» (см. приложение 1).
- Рефлексия занятия.
4 занятие «Мотив и поступок героя видеотекста»
- Приветствие.
- Анализ заданий и критериев (см.приложение).
Просмотр и обсуждение в группах видеотекста «Гагарин».
- Игра «Мотив и поступок» (интерпретация действий персонажа)
- Рефлексия занятия.
5 занятие «Сплошной текст: рассказ, притча»
- Приветствие, сообщение темы занятия с обсуждением по вопросам.
- Упражнение – разминка «Продолжи предложение».
- Чтение и обсуждение сказок (см. приложение 2).
- Игра «Шляпа правды».
- Рефлексия занятия.
6 занятие «Диспут «Мнения»
- Приветствие.
- Чтение притчи.
- Диспут «Мнения» (интерпретация действий персонажа).
- Рефлексия занятия.
7 занятие «Музыкальный клип»
- Приветствие, сообщение темы занятия с обсуждением по вопросам.
- Упражнение-разминка: «Пантомима - Эмоции».
- Просмотр и обсуждение в группах музыкального клипа.
- Игра «Вопрос-ответ».
- Рефлексия занятия.
8 занятие «Музыкальный вернисаж»
- Приветствие, сообщение темы занятия с обсуждением по вопросам.
- Просмотр и обсуждение в группах музыкального клипа.
- Творческое групповое задание по интерпретации клипа.
- Рефлексия занятия.