Программа дополнительного образования в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Читая, размышляем»

Разделы: Литература


Пояснительная записка

«Умение работать с текстом является необходимым условием для успешного обучения самым разным предметам школьной программы. Важно отметить, что под текстом в широком смысле понимается текст художественного произведения, скульптура, живопись, различные видеотексты, схемы, таблицы, знаки и т.д. Необходимо развивать у учащихся умения работать с каждым из этих видов текста. Кроме того, современному человеку важно уметь ориентироваться в мире информации, которая представлена в разных формах и видах, и критически к ней относиться. Эти метапредметные умения входят в группу умений, объединённых под заголовком «Смысловое чтение».

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок, видеофильм и другие.

Цель: Создание благоприятных условий для развития различных умений смыслового чтения, критического мышления, повышения интереса к чтению.

Задачи:

  • Учить сравнивать произведения и героев, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев, находить нужные книги в библиотеке.
  • Формировать положительное отношение к чтению.
  • Развивать коммуникативные умения: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию, аргументировать собственную позицию, получать нужную информацию, задавая вопросы, сопоставлять полученные ответы, работать в паре.
  • Воспитывать внимательное отношение к собственным переживаниям, поступкам, действиям других людей,

 Форма проведения: групповые занятия продолжительностью 40-45 минут, количество участников 10-15 человек, возраст участников 11-14 лет.

Формы работы:

  • Развивающие игры и упражнения;
  • Чтение текстов определенной тематики;
  • Групповые обсуждения;
  • Групповые и индивидуальные творческие задания;
  • Деловая игра;
  • Проект;
  • Библиотечное занятие.

Оборудование: Тексты произведений и задания, видеофрагменты, бумага разного размера для рисунков и записей, ноутбук, проектор, экран, таблички-ступеньки с названиями тем занятий.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Исследовательский вопрос

1

Языки текстов

1

Видеотекст

1

Мотив и поступок героя видеотекста

1

Сплошной текст: рассказ, притча

1

Диспут «Мнения»

1

Музыкальный клип

1

Деловая игра «Музыкальный вернисаж»

1

Всего:

8

Содержание программы

1 занятие «Исследовательский вопрос»

  • Приветствие, установление правил работы в группе.
  • Упражнение-разминка «Исследовательский вопрос и ответ».
  • Анализ заданий и критериев (см. приложение 1).

Просмотр и обсуждение в группах видеотекста «Гагарин».

  • Игра «Вопрос-ответ».
  • Рефлексия занятия: «Открытый микрофон». Ответы на вопросы: Что понравилось или не понравилось, что новое и полезное узнали для себя?

2 занятие «Языки текстов»

  • Приветствие.
  • Упражнение-разминка «Вопрос-ответ» по языкам видеотекста «Гагарин».
  • Просмотр и обсуждение в группах видеотекста «Орми».
  • Деловая игра «Снимаем мультфильм».
  • Рефлексия занятия.

3 занятие «Видеотекст»

  • Приветствие, сообщение темы занятия и небольшая беседа по вопросам темы.
  • Деловая игра «Детективное агентство» (см. приложение 1).
  • Рефлексия занятия.

4 занятие «Мотив и поступок героя видеотекста»

  • Приветствие.
  • Анализ заданий и критериев (см.приложение).

Просмотр и обсуждение в группах видеотекста «Гагарин».

  • Игра «Мотив и поступок» (интерпретация действий персонажа)
  • Рефлексия занятия.

5 занятие «Сплошной текст: рассказ, притча»

  • Приветствие, сообщение темы занятия с обсуждением по вопросам.
  • Упражнение – разминка «Продолжи предложение».
  • Чтение и обсуждение сказок (см. приложение 2).
  • Игра «Шляпа правды».
  • Рефлексия занятия.

6 занятие «Диспут «Мнения»

  • Приветствие.
  • Чтение притчи.
  • Диспут «Мнения» (интерпретация действий персонажа).
  • Рефлексия занятия.

7 занятие «Музыкальный клип»

  • Приветствие, сообщение темы занятия с обсуждением по вопросам.
  •  Упражнение-разминка: «Пантомима - Эмоции».
  • Просмотр и обсуждение в группах музыкального клипа.
  • Игра «Вопрос-ответ».
  • Рефлексия занятия.

8 занятие «Музыкальный вернисаж»

  • Приветствие, сообщение темы занятия с обсуждением по вопросам.
  • Просмотр и обсуждение в группах музыкального клипа.
  • Творческое групповое задание по интерпретации клипа.
  • Рефлексия занятия.