Цели урока:
- показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны;
- показать значение творчества поэтов;
- помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта;
- развивать сплоченность коллектива через совместное обсуждение интересующих вопросов.
Оборудование: презентация, записи песен. В начале и в конце урока звучит песня О.Митяева "Как здорово, что все мы здесь...", на входе в класс учащиеся и гости получают листочек с изображением гитары.
Ход урока
Сообщение темы и цели урока (на доске + эпиграф), объяснение работы на листочках (оценки выступлений, мысли об авторах и их творчестве, возникшие вопросы, материал для сочинения, оценка урока и т.п.), информация о д\з (по фразе Н.Гоголя).
Как мало истинных поэтов,
Рождает праведная Русь.
Их песни в муках были спеты,
Но мы их помним наизусть.
Основная часть
Слово учителя.
"Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит…Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка". (Н.В. Гоголь)
- Сегодня мы познакомимся с творчеством поэтов-песенников, обсудим некоторые их произведения.
- Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Наверное, не столь важно, как называть - авторская, самодеятельная, или бардовская песня. Главное - глубоко содержательное поэтическое слово и душевное, со своей простотой и наивностью, чистотой и мелодичностью звучание гитары.
- Авторская песня противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова...Развлекательная песня – явление музыкальное, авторская песня - прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей...
- Кто же такие барды?
Cообщение ученика.
Притча:
Давным-давно, ещё до Рождества Христова, жили люди, которые своих мудрых учителей называли друидами. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение, избранный назывался - Бард. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, нести Свет и Истину.
- Значит, для того чтобы стать бардом, надо иметь большой житейский опыт, мудрость, знания. Бардовская песня требует большой работы – работы ума, души, чувств, сердца.
- Во все времена были поэты, которые странствовали по городам и весям и пели свои стихи о любви, о мире и войне, о человеке, Боге и власти, о дружбе и предательстве... Менестрели, трубадуры, барды... Темы их творчества важны и понятны всегда и для всех.
- Как называются эти темы? (вечные)
Краткие сообщения учащихся о Вертинском, Визборе, Киме, Окуджаве, Высоцком, Макаревиче, Гребенщикове, Талькове, Розенбауме (выступление идёт в сопровождении фонограммы, звук по необходимости убирается).
Требования к выступлению: события, которые повлияли на творчество и личность автора; основные темы творчества; декламация выбранного произведения с комментарием (чем привлекло), регламент- не более 3 минут.
Заключение
- Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
- Сегодня мы говорили о творчестве лишь некоторых представителей авторской песни – рассказать обо всех не хватит множества уроков. Тематика их песен очень разнообразна и обширна. Лучшее признание для поэта – постоянное обращение к его песням. Фонограмма песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
Рефлексия
В начале урока ребятам раздавались листочки в форме гитары, на которых они записывают свои впечатления в течение урока, теперь листочки сдаются, учитель анализирует отзывы и сообщает информацию об оценках (наиболее интересные по отзывам выступления - дополнительная оценка) и впечатлениях на следующем уроке.
Домашнее задание
Миниатюра на основе материала урока - аргументация высказывания Н.Гоголя (см. цитату в начале урока).
Примечание: для урока выбраны фонограммы
1. А.Вертинский "Только раз бывает в жизни встреча..."
2. Ю.Визбор "Солнышко лесное"
3. Ю.Ким "Нелепо, смешно, безрассудно, безумно..."
4. Б.Окуджава "Виноградную косточку в тёплую землю зарою..."
5. В. Высоцкий "Здесь лапы у елей дрожат на весу..."
6. А. Макаревич "Перекрёсток семи дорог"
7. А.Розенбаум "Вальс-бостон"