Анализ I–II глав
Цель: проследить истоки формирования личности Петра Гринева.
Задачи урока:
- Образовательная: знакомство с 1 и 2 главами повести; совершенствование умения осмысливать и анализировать читаемое произведение; формировать компетенции по употреблению назывных предложений в речи.
- Развивающая: развитие логического мышления, устной памяти; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, формирование толерантного отношения к мнению друг друга.
- Воспитательная: воспитание нравственных качеств.
Методы обучения: проблемный метод, диалогический.
Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.
Педагогические технологии: проблемно-диалогическая технология, технология развития критического мышления.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки и за общее благополучие;
- умение понимать чувства других людей и сопереживать им;
- уважительное отношение к иному мнению
Метапредметные
регулятивные
- умение формулировать и удерживать учебную задачу,
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
познавательные
- умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать знако-символические средства;
- интерпретировать информацию; сравнивать.
коммуникативные
- умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.
Предметные
- умение анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Организационный момент Стадия «Вызов»
|
Первая ключевая фраза в нашем разговоре: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей, мыслей…» (А.С.Пушкин) |
Настраиваются на работу |
Сегодня мы с вами вместе будем работать над 1-2 главами повести «Капитанская дочка». - Скажите, ребята, какими прилагательными можно конкретизировать слово «характер»? |
Сильный характер, слабый характер, мягкий характер, твердый характер, волевой характер | |
- Вы можете сказать, какой у вас характер? | Выражают свое мнение, обосновывают его. | |
- Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека? | Окружение, семья, друзья, учителя | |
- Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? | Формирование характера главного героя | |
- Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок? |
Высказывают свои варианты:, осмыслить содержание, узнать о формировании главного героя |
|
Осмысление содержания
|
1. Перед вами лежит таблица двухчастного дневника. Хочу напомнить, что в левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату. - Кому из героев повести пришлось делать выбор, вы узнаете, угадав цитату |
|
2. Блиц-опрос «Встреча с героями» - «Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась» (Пугачев) 3. Слово учителя Истоки формирования характера в каждом из нас закладываются в детстве, в семье. И Пётр Гринёв – не исключение. |
Отгадывают по характеристике героя, называют его |
|
4. Работа с тестами 5. Анализ 1 главы |
Групповая работа: заполняют анкету |
|
1 этап формирования П. Гринёва. Для систематизации этого материала мы будем составлять кластер. |
Родительский дом |
|
- Что мы узнаём о родителях Гринёва? | Отвечают на вопросы, коллективное составление кластера | |
- Кто такой Андрей Петрович Гринев? | Помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор | |
- Какой факт из жизни матери героя поразил вас в этом небольшом по объему отрывке? У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи». |
Мать родила девятерых детей, но все, кроме Петруши, умерли во младенчестве. Мать была дочерью бедного дворянина, т.е. отец женился на ней не из-за приданного, а по любви. | |
- Какое значение имеет имя главного героя? | Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям. Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа. |
|
- Кто знает, что обозначает имя Петр? | Твёрдость характера, силу духа у обладателя этого имени | |
- Можем ли мы судить о характере человека, зная значение имени? (Нет.) Но можем предположить. Что? В каких условиях воспитывался Петруша? |
Честный, преданный, но недалекий «дядька» Савельич | |
Почему крепостной дядька Савельич вызывает у читателей симпатию? | добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом» ничему научить мальчика не мог; дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы. |
|
Поэтому неудивительно, что о своих познаниях по окончании курса домашнего воспитания повествователь иронически пишет, что они ограничивались знанием русской грамоты и умением судить «о свойства борзого кобеля». В общем, Петр Гринев жил недорослем, гоняя голубей, играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Таким образом, серьезного образования он не получил. |
Все ответы детей находят отражение в кластере |
|
Учитель: пусть не смущает вас слово Недоросль. Оно во времена не только Гринева, но и Пушкина означало всего-навсего дитя, не достигшее совершеннолетия. И если бы мы с вами жили во времена Пушкина, вас тоже можно было бы называть недорослями в прямом значении этого слова. - А в переносном смысле, что означает это слово? |
Глуповатый юноша-недоучка | |
- Каковы представления Петра на военную службу? | Верхом благополучия Петр почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге | |
- Каковы представления отца Петра Гринева на военную службу? | Отец видел в военной службе не средство карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг | |
- Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? | Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность |
|
- Прочитайте эпиграф к 1 главе. - Но прежде вспомним, что называется эпиграфом? |
Ответы. | |
- С чем его можно соотнести? | С напутствием отца Андрея Петровича Гринева Зачитывают текст |
|
- Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу? Учитель: эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы - Что, по-вашему, означает слово честь в этом отцовском напутствии? |
Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи | |
- Что в человеке издавна на Руси принято было почитать, уважать? | Честность, правдивость, доблесть, скромность, твердость духа, верность в дружбе и любви почитались на Руси | |
- Изменилось ли за века представление русских людей о чести? - Учитель: Да, не изменилось. Мы также с вами уважаем в человеке честность, правдивость, достоинство, благородство души и чистую совесть. |
Нет, не изменилось | |
- Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду». - А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное? - Как можно снискать себе честь? |
Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь. Добрыми делами, бескорыстием, человечностью |
|
Учитель: обратите внимание: береги платье снову…Не мундир, а любое платье, следовательно, и честь имеется в виду не только офицерская или дворянская, а общечеловеческая, как достоинство каждого человека ФИЗМИНУТКА 2 этап. Отъезд Гринёва из дома. |
Да, можно. Петру необходимо было принимать решения самостоятельно. | |
- Обратили ли вы внимание на то, как одет был Петруша при отъезде из дома? Зачем столь подробно описывается ритуал одевания Петруши? | Шуба, тулупчик являются как бы двойным поясом тепла, защищающим героя от холодного, враждебного мира. Пересказ |
|
- Как начинается самостоятельная жизнь Петруши? | На Бопре | |
1) Встреча с Зуриным - На кого похож Зурин? - Ребята, а как сцена примирения с Савельичем помогает раскрыть характер Гринева? |
Гринёв ведёт себя как мальчишка, вырвавшийся на волю. Зурину легко удалось воспользоваться неопытностью Гринёва, напоить его и выиграть 100 рублей в биллиард. Мечта о весёлой беззаботной жизни быстро исчезает, сменяясь неспокойной совестью и безмолвным раскаянием перед Савельичем. Важно отметить, что Гринев добрый человек, он умеет признать свои ошибки. | |
Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде? Можем ли мы утверждать, что в этом эпизоде значение имени подтверждается? - Какой вывод из этого мы можем сделать? |
(проигрыш в карты, ссора с Савельичем. В отношении к собственной судьбе проявляется его легкомыслие. Однако его умение настоять на своем, говорит о том, что Гринев умеет быть твердым. | |
Учитель: Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается. 6. Анализ 2 главы |
Высказывают свои предположения, объясняют смысл эпиграфа. | |
- Каково отношение Савельича к вожатому? | Он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана, и отдаёт ему свой заячий тулуп. | |
- Как реагирует бродяга на барский подарок? - Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп? |
Боится его, видит в нем разбойника, пьяницу. Сердечно благодарит (зачитывают фрагмент) Дело не в тулупе, а в порыве Гринева ответить добром на добро. |
|
Учитель: Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого - «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек... Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе? |
Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, |
|
7. Составление кластера - Итак, каков 2 этап духовного формирования Петра Гринева? Поработай в группах, оформите свои мысли в кластер |
Групповая работа: составление кластера |
|
- Почему Гринева застал буран в степи? Итак, мы с вами на материале 1, 2 главы проследили начало становления характера Гринева и убедились, как важны в жизни человека такие нравственные ориентиры. |
Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство, не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу. | |
Какие? (Слайд) - Каково символическое значение бурана? |
Описание бурана имеет несколько значений: Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу. Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта. Реалистическое – в степях бураны случаются часто. |
|
- Какое значение имеет сон Гринева? С какими последующими событиями он связан? | Сон тоже имеет символическое значение. Блуждание по снежной пустыне —> блуждание по мукам. Мужик с черной бородой —> Пугачев, позже благословит Петра и Машу. Топор, мертвые тела —> вскоре ему это предстоит увидеть. |
|
Вывод учителя: таким образом, ребята, мы видим, что буран, разгул стихии символизирует грядущие события, разгул мятежа, представляющего, как и буран, угрозу для жизни героя Учитель: «Пугачев возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в котором отец неожиданно предстал в облике вожатого. Пугачев стал его «вожатым» по жизни… - Как вы понимаете выражение «Пугачев стал… « вожатым» по жизни для Гринева? |
Пугачев стал для Гринева вожатым по жизни, а именно: дарит жизнь, помня о подаренном ему заячьем тулупчике, спасает из рук Швабрина сироту, устраивает судьбу героя |
|
Рефлексия
|
Ребята, давайте обобщим все то, о чем мы говорили на уроке и вернемся к двухчастному дневнику. - Какую цитату вы вписали в двухчастный дневник? |
Пример: «Береги честь смолоду» - это кодекс поведения любого молодого человека. |
- Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе. | Мама, отец, Савельич, Бопре, Зурин | |
- В начале урока вы предположили, что эти люди могут повлиять на характер героя. Напишите синквейн об одном из героев прочитанной главы. | Работают в парах – составляют синквейн | |
- Прочитайте цитату - О чем рассказала цитата? |
Высказывают свое мнение | |
-Учитель: Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически мотивировано. И это вам предстоит ещё увидеть. |
Отвечают на вопрос: «Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке?» |
|
Домашнее задание |
1. Подготовьте рассказ о герое от имени Савельича. |